Немецкая классическая философия. Марксизм
И. Кант. Г. Гегель. К. Маркс и Ф. Энгельс
Иммануил Кант является крупнейшим философом эпохи Просвещения и основателем немецкой классической философии. Основные его работы: «Критика чистого ра-
64 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
зума» (гносеология), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).
u^nuvua Кант П 724-1804) родился в небогатой протестантской семье. SSSSSffiSS университет, где работал преподавателем до концажшК почти никогда не покидал Кенигсберга, не был женат Неизмеренный образ жизни, выполняя все свои дела по строгому распитию Говорят, когда он выходил на прогулку - всегда в одно и то же ^мГ™ города сверяли по нему часы. Слава его была так велика, что когда Кант умер, прощание с ним было продлено до 16 дней.
Творчество Канта подразделяют на два периода - докрити-ческий когда в его творчестве преобладали вопросы наук о природе, и критический, когда он рассматривал собственно Кософскиевопросы(после 1770г.). Ихтри:шад^ Что я должен делать? На что я могу надеяться? На первый из них отвечает гносеология, на второй - этика, третий же находится на стыке философии и религии.
Гносеология. Заслугу Канта усматривают в том, что в теории познания он впервые перенес акцент с WWgM^ познавательные способности самого человека. Существуют два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным и?и миром «вещей-в-себе») мы не можем познать Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменаль-ным или миром явлений).
Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой, нам покажется что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе) Однако «ущербность» карандаша - всего лишь явление, видимость. В действительности он цел.
Такие категории, как время, пространство, качество, количество, принадлежат не действительному миру (мы не знаем о нем ничего вообще), а только нашему рассудку. Мы можем познать лишь то, что поддается описанию при помощи этих кате-гооий т е. явления. «Вещи-в-себе» (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запре-
ДСЛЬЭтика Хотя действительный мир недоступен для познания он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге. Его Кант называет «категорический императив»:
§ 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм
Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом1.
Только те поступки, которые соответствуют императиву, моральны и достойны человека (например, решение не отдавать деньги, взятые в долг, не может стать всеобщим законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто не будет давать и решение потеряет всякий смысл).
Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает известные доказательства существования бога). Однако моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал.
Георг Гегель — крупный немецкий классический философ. Основными его работами являются «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
I |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. Учился на богословском факультете Тюбингенского университета. По окончании университета Гегель решил заняться преподавательской деятельностью и учительствовал в разных городах - Берне, Франкфурте, Йене, Нюрнберге, Берлине. В Берлинский период (с 1818 г. до конца жизни) Гегель достиг всеобщего признания как крупнейший философ. Умер во время эпидемии холеры в Берлине.
Основополагающее понятие гегелевской философии — абсолютная идея, объединяющая все сущее. Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога. Но в отличие от бога мировых религий идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) идея познает себя. Духовная культура, по мнению Гегеля, проявляется в трех формах: субъективный дух — душа, сознание, личность; объективный дух — право, мораль, нравственность; абсолютный дух— искусство, религия, философия.
Высшая ступень духовной жизни человечества — философия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя.
1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 5. С. 260.
5-1760
66 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
Развитие мира и история человечества есть развитие абсолютной идеи. Движущей силой этого развития является противоречие. Любое развитие проходит по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития. Например, зерно, посаженное в землю (тезис), превращается в росток, который не является зерном, т.е. отрицает его (антитезис). Росток в свою очередь превращается в колос, который отрицает уже росток. Колос есть отрицание отрицания (синтез). Синтез — возвращение к тезису, т.е. к тому же изначальному зерну, но уже на более высокой качественной основе.
Таким образом, Гегель разрабатывает солидную философскую основу для диалектики — учения о развитии и изменении. При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания (действие законов можно проследить на данном выше примере с зерном и колосом).
Рассмотрим действие законов на примере развития самой философии. 1) Большое число отдельных сходных идей обычно приводит к новому качественному этапу — теории; так, отдельные диалектические идеи даосиз-|ма, Гераклита привели к цельной теории Гегеля. 2) Философия как целое существует в борьбе противоположностей — идеализма и материализма. 3) Идеализм есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвращаемся к материализму, но на более высоком уровне, поскольку учитываем ошибки наших предшественников.
Работы Карла Маркса(1818—1883) и Фридриха Энгельса
(1820—1885) оказали огромное влияние на всю последующую философию. Важнейшими из них являются: «Капитал», «Эко-номическо-политические рукописи» К. Маркса, «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Ф. Энгельса. Во многом марксистская философия продолжала идеи немецкой классической мысли (например, используя диалектику Гегеля), однако в целом она ставила более радикальные задачи, полагая, что философия должна не объяснять мир, а изменять его.
§ 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм 67
В основе природы человека лежит склонность к производительному труду. На каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно экономическая система определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим фундаментом — базисом.
Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации: 1) первобытно-общинный строй, 2) рабовладельческое общество, 3) феодализм, 4) капитализм, 5) коммунизм. Движение от формации к формации является прогрессивным, диалектическим развитием общества.
Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, наконец, рабочих и капиталистов. Подобно тому как феодализм был ликвидирован революцией, когда рождающаяся буржуазия боролась против отмирающего класса феодалов, так и капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающий класс буржуазии.
Идеалом для марксизма является коммунистическое общество, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих), частной собственности, а основным станет принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунизм — царство свободы, напоминающее утопии Платона и Т. Мора. Практические попытки воплощения коммунистических идей в жизнь (например, в СССР) только подчеркнули их утопизм.
Хотя не все в марксизме выдержало проверку временем, многие его социологические, экономические, философские идеи актуальны и для XXI в., что признают даже убежденные противники этого течения. Несмотря на сложности с реализацией, идеи марксизма значительно изменили облик мира, опередив по своему влиянию большинство других философских систем.
5*
68 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. И. Кант концентрировался на способностях человека познавать мир и обозначил высший нравственный закон - категорический императив.
2. Г. Гегель ввел в философию принцип развития, обосновав диалектический метод познания мира.
3. К. Маркс делал упор на общественные отношения, полагая, что образ жизни человека зависит от производственных отношений.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные идеи И. Канта в области гносеологии, этики, философии религии.
2. Назовите основные идеи Г. Гегеля. Приведите примеры действия законов диалектики.
3. Назовите основные идеи марксизма. Чем, по вашему мнению, объясняется влияние марксизма на общество XX в.?