Классическая греческая философия
Сократ. Платон. Аристотель
Вторая половина V в. до н.э. — время поворота философии от природы к человеку. Впервые вопрос о человеке был поставлен софистами, учившими искусству побеждать в спорах. Основной тезис софистов высказал Протагор (ок. 490—
§ 2.4. Классическая греческая философия 39
ок. 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей — существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют».
Фраза эта, однако, обозначала также, что софисты интересовались больше умением доказывать свое мнение, чем истиной. Добро для одного, полагали они, может быть злом для другого, а истина и ложь равнозначны — все зависит только от точки зрения. Подход, согласно которому все в мире относительно, называют релятивизмом.
I |
Софисты были мастерами запутывать собеседника. Вот пример одного из простейших софизмов: «То, что вы не теряли, вы имеете. Рога вы не теряли, значит, вы их имеете».
С критики релятивизма начинается классический период древнегреческой философии, который открывает Сократ.
Сократ (ок. 470-399 до н.э.) родился и прожил всю жизнь в Афинах. Он не писал книг, а высказывал свои идеи лишь в многочисленных диалогах с различными собеседниками — политиками, философами, софистами. Сократ обладал безупречной логикой и всегда побеждал в спорах, что принесло ему славу «мудрейшего из греков». Недоброжелатели обвинили Сократа в свободомыслии и неверии в богов. Суд вынес ему смертный приговор — отказавшись спастись бегством, Сократ принял в тюрьме чашу с ядом.
Рассмотрим основные идеи и характерные черты философии Сократа:
о внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому познание начинается с самопознания. Девизом жизни и философии Сократа была фраза «Познай самого себя», выбитая на фронтоне храма Аполлона в Дельфах;
о путь к самопознанию — разум. Только с помощью разума можно осознать себя нравственным существом и стать в полной мере человеком. Знание равноценно добродетели: мудрый не может быть злым;
о истина существует, и лучший путь ее поиска — честный спор (диалектика), где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;
о в споре истина рождается, и ее необходимо правильно принять. Умение принимать истину Сократ фигурально называет майевтикой (по-гречески — искусство принимать роды);
40 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
о Сократ в споре постоянно использует иронию. Притворно согласившись с идеями собеседника, он постепенно приводил его к противоречию самому себе, подчеркивая тем самым ограниченность его знаний;
о важным элементом философии является сомнение. Ничего нельзя принимать на веру, так как многие общепринятые мнения являются ложными, а уверенность в своих знаниях - иллюзией. Сам Сократ подчеркивал это в своих знаменитых словах: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Большая часть его произведений представляет собой отредактированную запись диалогов Сократа с различными собеседниками. Среди его произведений известны такие диалоги, как «Государство», «Пир», «Федон», «Федр» и др.
Платон (427-347 до н.э.), настоящее имя Аристокл. Прозвище «Платон» по-гречески значит «широкоплечий» — философ был мощного телосложения и даже получал спортивные награды как хороший борец. Под влиянием Сократа Платон посвятил свою жизнь философии. После смерти Сократа Платон много путешествовал, посещал Италию и Сицилию. В путешествиях он попал в рабство и был выкуплен из него. Возвратившись с новыми идеями и впечатлениями в Афины, он основал свою школу - Академию, которая просуществовала около 900 лет.
Исходный пункт размышлений Платона можно представить следующим образом: «Может ли быть совершенным мир, где столько зла и горя, где убивают мудрецов и возвышают обманщиков? Если творец всемогущ и идеален, то как он мог создать столь несовершенный мир?»
Бытие. Размышляя, Платон приходит к выводу, что наш мир не является истинным — он только искаженная тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Истинное бытие, которое Платон называет миром идей, недоступно чувствам. Все, что мы видим в нашем мире теней, — лишь копии, несовершенные слепки с идей. Они существуют лишь постольку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далеком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Истинное бытие — это и есть неизменные, веч-
§ 2.4. Классическая греческая философия 41
ные, тождественные самим себе идеи. Видимые же вещи -лишь непостоянные тени, возникающие и гибнущие.
Для объяснения своей теории Платон использовал притчу о пещере. Представим, что все мы сидим в пещере, скованные цепями, не можем обернуться к входу и видим лишь мелькание теней на стене. Если бы кто-то сумел выбраться из пещеры, а по возвращении рассказать, что он видел, ему не поверили бы, говоря, что тени - это и есть истинная реальность, а то, что кроме пещеры существует что-либо еще, - глупая выдумка.
Познание. Душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, и, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание. Однако, воплотившись в теле, она забывает обо всем. Понять, познать — значит вспомнить. Сократ как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими вопросами в споре. Но вспомнить, согласно Платону, способны немногие, и именно таких людей он называет философами. Познавать же преходящие и искаженные тени при помощи наших чувств способны все, но такое постижение мира иллюзорно, как и сам мир теней. Его результат - мнение, но не знание.
Этика и политика. Душа, согласно Платону, состоит из трех частей. Высшая часть — разумная, которая и содержит истинное знание. Две остальные части - страстная и вожделеющая — низшие. Учение о душе связывается у Платона с учением о политике. В диалоге «Государство» он пишет об идеальном общественном устройстве. В идеальном полисе - три сословия (повторяющие деление души на части): правители-философы, воины и торговцы. Справедливо, по мнению Платона, если каждый будет занимать место сообразно своим способностям. В государстве Платона упразднены семья и частная собственность как источники пороков и преступлений (ревности, зависти, воровства, казнокрадства).
Связь учения о душе, добродетелях и политике схематически представлена в табл. 2.2.
Попытки Платона воплотить свои политические идеи в реальность ни к чему не привели, но тем не менее доказали исходный тезис философа о том, что наш «мир теней» не может быть идеальным.
42 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
Табл и ца 2.2. Связь учения о душе, добродетелях и политике
Часть души | Расположение | Способность | Добродетель | Сословие |
Разумная | Голова | Мышление | Мудрость | Философы |
Страстная | Сердце | Воля | Храбрость | Воины |
Вожделеющая | Живот | Чувственность | Сдержанность | Торговцы |
Аристотель, ученик Платона, завершает ряд классических философов.
§ 2.4. Классическая греческая философия 43
точно ее описать. Из двух последних оснований Аристотель отдает предпочтение цели — все в мире стремится к реализации своих возможностей, во всем изначально задана цель (как в желуде заложен будущий дуб). Позднейшая наука, однако, отдала предпочтение изучению причин и следствий.
Этика. В работах по этике Аристотель выдвигает знаменитое правило «золотой середины» (табл. 2.3): добродетель есть середина между крайностями-пороками. В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом. Только такой путь ведет к благу.
Аристотель (384—322) родился в Стагирах во Фракии (поэтому его иногда называют Стагирит). В 18-летнем возрасте он переехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. После смерти учителя Аристотель был приглашен ко двору царя Филиппа в качестве воспитателя юного Александра Македонского. Затем он возвращается в Афины и посвящает остаток жизни написанию многочисленных книги преподаванию в собственной школе — Ликее.
Список работ Аристотеля обширен. Это «Физика», «Метафизика», «Политика», «Этика» (в 3 книгах), «Риторика», «Поэтика», трактат «О душе», работы по логике, объединяемые под названием «Органон», и т.д. Аристотель обладал энциклопедическими знаниями и даром систематизации; он заложил основы многих современных наук — психологии, логики, этики и т.д.
Метафизика. В своих работах Аристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним. Считается, что свое отношение к учителю он выразил известной фразой: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель выступает против теории учителя о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Что же является этой сущностью? Что делает предмет конкретным? По мнению Аристотеля, это форма. Материя без формы — только нереализованная возможность. Дерево является деревом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где-то есть идея дерева. Помимо формы Аристотель выделяет три основания вещей — материю, причину и цель. Четыре этих основания в совокупности придают вещи реальность и позволяют
Таблица 2.3. Правило «золотой середины»
Порок (-) | Добродетель (+) | Порок (-) |
Трусость | Мужество | Безрассудство |
Жадность | Бережливость | Расточительность |
Политика тесно связана с этикой: правитель должен придерживаться правил морали и, как глава семьи, быть справедливым к своим домочадцам. Если власть используется для личных целей, политика искажается и превращается в преступное действие. Аристотелю принадлежит также первая попытка описать типы государственного устройства (табл. 2.4).
Таблица 2.4. Типы государственного устройства по Аристотелю
Число правящих | Идеальный тип (+) | Искаженный тип (—) |
Правит один человек | Монархия . | Тирания |
Правит группа людей | Аристократия | Олигархия |
Правит народ | Полития | Демократия |
Поскольку идеала достичь не всегда реально, Аристотель поддерживал демократию, считая ее «лучшим выбором из худшего». Хотя и при демократии все стремятся к своей цели, а не к благу народа, сама ее структура заставляет правителя учитывать интересы избирателей, чтобы не лишиться власти.
Аристотель был последним крупным философом мирового значения не только для классического периода, но и для всей
44 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
античной философии. Позднейшие мыслители древности уже не поднимались на такие высоты теоретической отвлеченной мысли, занимаясь преимущественно спорами о стратегии практического поведения человека.
Таким образом, классическая философия оказалась высшей точкой творческого развития античной мысли.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравственности (Сократ).
2. Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истинного идеального мира.
3. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а кратчайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные идеи философии Сократа.
2. Назовите ключевые идеи онтологии и гносеологии Платона.
3. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.