По истории и философии науки
аспиранта__________________________________________
на тему_______________________________________________
кафедра _______________________________________________
Тема диссертации _______________________________________
Научный руководитель _____________________________(подпись)
Консультант кафедры философии ____________________(подпись)
Москва 201___
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
для подготовки к кандидатскому экзамену
1. Предмет и задачи современной философии науки.
2. Характеристика основных форм бытия и функций науки в жизни современного общества.
3. Наука и вненаучные формы познания.
4. Проблема демаркации науки и критерии научности знания.
5. Преднаука Древней Греции: становление первых форм теоретической науки.
6. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.
7. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
8. Характерные черты классической науки и формирующейся на ее основе модели научного познания.
9. Пересмотр классического образа науки: факторы, обусловившие переход к неклассической науке.
10. Постнеклассическая наука: от системного подхода к синергетике. Современные проблемы дифференциации и интеграции наук.
11. Эволюция основных подходов к анализу науки.
12. Позитивистская традиция в философии науки: классический позитивизм и эмпириокритицицизм.
13. Философия науки логического позитивизма.
14. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.
15. Особенности фальсификационизма К. Поппера и его модель развития науки.
16. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
17. Концепция научных революций Т. Куна.
18. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.
19. Концепция неявного знания М. Полани.
20. Проблема интернализма и экстернализма в концепциях философии науки и истории науки.
21. Проблема кумулятивизма и антикумулятивизма в концепциях философии науки и истории науки.
22. Особенности современного этапа развития науки.
23. Структура научного познания: уровни научного исследования.
24. Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике.
25. Структура научного факта.
26. Методы теоретического познания и построения научных теорий.
27. Формы теоретического познания.
28. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки.
29. Функции научной картины мира и ее исторические формы.
30. Научная революция как перестройка оснований науки. Классификация научных революций.
31. Типы научной рациональности. Научная рациональность и истина.
32. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
33. Донаучные, ненаучные и вненаучные представления об обществе, культуре, истории и человеке.
34. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.
35. Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания.
36. Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история возникновения и теоретические основания.
37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.
38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
39. Субъект социально-гуманитарного познания
40. Общетеоретические подходы к исследованию общества.
41. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их научное значение.
42. Системный подход в социально-гуманитарном познании.
43. Место исторической науки в социально-гуманитарном познании. Специфика исторического факта.
44. Роль объяснения в социально-гуманитарном знании. Дедуктивно-номологическое и каузальное объяснение истории, их достоинства и недостатки.
45. «Рациональное» и интенциональное объяснение.
46. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках; основа понимания; взаимопонимание.
47. Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).
48. Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.
49. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
50. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания
51. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
52. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер о герменевтике как «органоне наук о духе».
53. Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).
54. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон,В.Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
55. Возможности применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Формирование нового типа мышления.
56. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа( М.М. Бахтин).
57. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.
58. Природа ценностей, их роль в социально-гуманитарном познании.
59. Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.
60. Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.
61. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности.
62. Теоретико-методологические и ценностные основания правового исследования.