Программа кандидатского экзамена
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
По истории и философии науки
по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция
Москва
Авторы:
Пржиленский Владимир Игоревич - доктор философских наук, профессор
и.о. заведующего кафедрой философских и социально-экономических дисциплин кафедры философских и социально-экономических дисциплин.
Бучило Нина Федоровна - доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин
Демина Лариса Анатольевна-доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философскихисоциально-экономических дисциплин.
Рецензенты:
Семенов Валерий Евгеньевич - доктор философских наук, профессоркафедры философских и социально-экономических дисциплин
Программа кандидатского экзамена по Истории и философии наукиодобрена на заседании кафедры философскихи социально-экономических дисциплин (протокол № 6 от29 февраля 2016 года) и утверждена на заседании Ученого совета (протокол № 124 от 28 марта 2016 года).
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина (модуль) «История и философия науки» относится к Блоку 1 базовой (обязательной) части программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Основная цель подготовки аспирантов (соискателей) заключается в формировании у обучаемых научно-исследовательской и научной-педагогической компетентности, необходимых для успешного решения задач:
- организации и управления исследовательской деятельностью;
- определения методологии и процесса разрешения сложных научно-исследовательских проблем;
- педагогической деятельности в высшей школе:
- воспитания научных кадров;
- развития юридической науки в целях борьбы с негативными явлениями в сфере правосознания российского общества.
В связи с этим в результате освоения дисциплины «История и философия науки» у обучающихся должны быть выработаны следующие универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции:
-способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;
- способность реализовывать и творчески развивать личностные универсальные компетенции, применять знания истории и методологии науки в организации научных исследований в области юриспруденции;
- владеть культурой научного исследования в области юридической науки;
- осуществлять педагогическую деятельность с использованием знаний, умений и навыков в области истории, философии, психологии и педагогики.
Аспиранты (соискатели) должны знать:
- предмет истории и философии науки, ее роль в развитии науки и профессиональнойподготовке юриста;
- характеристики науки как генерации нового знания, как социального института и как особой сферы культуры;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные концепции философии науки XX-XXIвв. и модели ее развития;
- современные философские и методологические проблемы развития социально-гуманитарных наук;
- структуру и закономерности научного познания;
- формы и методы научных исследований; роль науки и техники в развитии культуры, связанные с ними современные социальные и этические проблемы; их отражение в правовой сфере.
Аспиранты (соискатели) должны уметь:
- применять историко-философские и методологические знания в своей профессиональной деятельности, для постановки и анализа проблем юридической науки и практики;
- использовать научные методы для выдвижения гипотез и формулировки законов на основе собранных фактов;
- осмысливать выдвигаемые концепции, проверять построение доводов, выявлять их исходные предпосылки, логику и обоснованность;
- различать научное, вненаучное и ненаучное знание;
- отстаивать собственную позицию с использованием методов научной аргументации;
Аспиранты (соискатели) должны владеть:
-современными формами научной коммуникации;
- методами логического и герменевтического анализа текстов;
- понятийным аппаратом историко-научного и философского осмысления проблем профессиональной деятельности;
- навыкамисамостоятельной работы с научной и учебной литературой;
- технологией создания научных текстов;
- навыками саморазвития и стремлением к профессиональному совершенствованию.
Основными формами занятий являются лекции, коллоквиумы, написание рефератов. Рекомендованная литература изучается самостоятельно. Список может быть дополнен аспирантом в соответствии с его научными интересами и темой реферата. Следует учитывать, что основной задачей курса является философско-методологическая подготовка аспирантов и соискателей к профессионально-научной деятельности.
По итогам самостоятельной работы проводятся индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Изучение курса завершается экзаменом. Экзаменационные билеты включают два вопроса и собеседование по реферату. При изучении курса и подготовке к кандидатскому экзамену следует опираться на программы, тематику и планы коллоквиумов.
ПРОГРАММА КУРСА
Структура научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Часть II
ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ
Для допуска к сдаче кандидатского экзамена необходимо за 2 недели до экзамена представить на кафедру философских и социально-гуманитарных дисциплин реферат.
Подготовка реферата по истории и философии науки предполагает демонстрацию знания той области историко-научного знания, которая составляет эмпирическую основу диссертационного исследования, а также умение работать со специальной литературой и иными источниками информации, способность реферировать собранный материал и готовить его к обобщению и концептуализации. Работа над рефератом представляет собой первый шаг к исследованию степени разработанности проблемы, формулируемой при выборе темы диссертации.
При этом задача реферата состоит не только в том, чтобы продемонстрировать знания аспиранта, но и в том, чтобы аспирант показал (в том числе для себя самого) имеющиеся у него навыки исследовательской работы. Реферат – это научная работа малой формы, поэтому для него справедливы общие требования к научной работе.
Наличие в реферате «некорректных заимствований», то есть не ограниченных кавычками фрагментов текста, написанных и опубликованных другими авторами является основанием для недопуска к экзамену. Любые фрагменты текста, взятые из источников должны быть оформлены как цитаты, а сами источники указаны в списке использованной литературы. Материалы из Интернета использовать можно, однако они должны быть обязательно указаны в списке источников с указанием даты обращения к сайту, а также в постраничных ссылках. Ссылки надо делать также в случае пересказа в тексте реферата чьих-либо взглядов, идей, мнений, даже если необходимость прямого цитирования отсутствует.
Примерная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, 2-3 раздела, заключение, список источников.
Тема реферата выбирается аспирантом таким образом, чтобы не только продемонстрировать знакомство аспиранта с историческими этапами развития науки, в которой он специализируется, но и его способность выявлять и описывать контексты, связанные с развитием той научной проблемы, на участие в решении которой направлено диссертационное исследование.
Выбор темы согласовывается с научным руководителем аспиранта (соискателя) и консультантом (кафедра философии). Это фиксируется соответствующими подписями на титульном листе (форма титульного листа прилагается). Аспирантом (соискателем) формулируется тема, которая должна быть связана с темой его диссертации, что подтверждается фактом согласования с научным руководителем и консультантом в установленном порядке.
Реферат должен быть написан и оформлен в соответствии с основными требованиями к рукописям (научным публикациям и диссертациям). Его структура включает титульный лист, план работы, собственно текст и список использованной литературы (библиографию). Важно, чтобы изложение развертывалось в строгом соответствии с планом, предусматривающим следующие пункты.
1. Введение, в которомобосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика степени ее разработанности, обозначается теоретико-методологическая база исследования, определяются цели и задачи работы.
2. Основная часть включает в себя, как правило, от двух до пяти разделов, которые, в свою очередь, могут состоять из двух-трех параграфов.
3. Заключение предполагает подведение итогов, формулировку основных выводов и предложений о перспективах дальнейшего изучения темы исследования.
Темы рефератов могут не содержать указание на ее связь с правоведением. В этом случае аспирант самостоятельно планирует раскрыть ее в своем реферате.
Пример 1:
Тема реферата: Репрезентация, интерпретация, конвенция как универсальные познавательные процедуры.
План изложения основного содержания реферата
1. Репрезентация как познавательная процедура
2. Интерпретация как метод и правила перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.
3. Конвенция – культурная универсалия, познавательная операция, предполагающая введение норм, правил знаков, символов га основе договоренности субъектов познания
4. Репрезентация и интерпретация в правоведении
5. Специфика репрезентации, интерпретации и конвенций при исследовании ипотечного кредитования.
В случае, если в теме реферата содержится указание на ее связь с проблематикой правоведения, аспирант должен планировать свою работу, разделив ее на вопрос об общей методологии научного познания и отдельно рассмотреть вопрос о применении данной методологии в различных отраслях правоведения, а затем показать возможности использования данной методологии в решении избранной автором проблемы.
Пример 2:
Тема реферата: Особенности логической структуры и семантики юридического текста.
Возможный план основного содержания реферата:
1. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
2. Язык права: противоречие между неустранимой однозначностью законов и многозначностью фактов, которые к ним применяются.
3. Единство аргументации и оценки юридических фактов
в судебном процессе
Приводимые примеры не следует использовать некритически, они направлены лишь на то, чтобы аспирант продемонстрировал владение философской и общенаучной методологией познания.
Рекомендуется использовать текстовый процессор MicrosoftWord, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный; объем реферата –20-25 страниц; все сноски и подстрочные примечания печатаются через один интервал на той же странице, к которой они относятся; при цитировании точно указываются: автор, название работы, место, год издания и страница.
Библиография, а также подстрочные сноски должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями. Реферат должен быть сброшюрован.
Полностью подготовленный реферат проверяет и визирует научныйруководитель, который и осуществляет первичную экспертизу. После соответствующего допуска со стороны ведущей кафедры реферат поступает на кафедру философии. Консультанты кафедры философии осуществляют рецензирование и ставят оценку «зачтено», «не зачтено».
Реферат должен быть представлен на проверку в установленные сроки: сдающие экзамен в мае – к 1 апреля, сдающие в ноябре – ко 2 октября.
ПРИМЕРЫ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Основные философские направления исследования науки и их применение в науках о праве.
2. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития науки.
3. История науки в контексте теории научных революций Т. Куна.
4. Методология критического рационализма К.Поппера и ее применение в естественнонаучных и социально-гуманитарных исследованиях.
5. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и ее значение для современной науки.
6. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки.
7. Принцип «пролиферации» конкурирующих теорий как условие развития науки.
8. Социокультурные основания правового знания.
9. Обоснование специфики гуманитарного знания в неокантианстве.
10. Значение научных конвенций в исторической эволюции науки.
11. Научное знание и герменевтика: герменевтический подход к философии права.
12. Теория коммуникативного действия и философия права.
13. Системный подход и синергетика в современной методологии права.
14. Феномен человека в социально-гуманитарных исследованиях.
15. Лингвистическая революция» и постклассические варианты правопонимания.
16. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания.
17. Методы научного познания, их специфика и формы использования в юриспруденции.
18. Особенности применения эмпирических методов научного познания в конкретных юридических науках.
19. Основные виды и функции научного эксперимента. Специфика следственного эксперимента.
20. Проблемы обобщения эмпирических данных и надежности теоретических выводов (на примере юридической науки и практики).
21. Доказательство в науке и доказывание в юриспруденции.
22. Проблема факта в исторических и юридических науках.
23. Методология исследования исторического факта: деконструкция, конструкция, реконструкция.
24. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.
25. Идиографические и номотетические методы в исторической науке и юриспруденции.
26. Плюрализм и комплементарность методов в современной науке.
27. Междисциплинарный характер современного правоведения.
28. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном познании.
29. Идея справедливости как основание правовой теории.
30. Стиль юридического мышления как элемент правовой культуры.
31. Наука и власть: проблемы взаимоотношений.
32. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания.
33. Конвенции как универсальные познавательные процедуры, их роль в научном познании.
34. Этические проблемы юридической науки и правоприменительной практики.
35. Гуманитарная и экологическая экспертиза политико-правовых проектов.
36. Информационная революция, ее социальные и правовые последствия.
37. Свобода и ответственность: идеалы и реальность.
38. Проблема правового обеспечения и реализация принципа свободы совести в условиях современного российского общества.
39. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.
40. Субъект научного познания, его социальная природа. Роль субъективного фактора в судебно-следственной практике.
41. Гипотеза как форма научного познания. Специфика гипотез (версий) в судебном исследовании.
42. Основные концепции истины в эпистемологии. Истина в гуманитарном познании и судебно-следственной практике.
Образец титульного листа:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра философских и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
для подготовки к кандидатскому экзамену
1. Предмет и задачи современной философии науки.
2. Характеристика основных форм бытия и функций науки в жизни современного общества.
3. Наука и вненаучные формы познания.
4. Проблема демаркации науки и критерии научности знания.
5. Преднаука Древней Греции: становление первых форм теоретической науки.
6. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.
7. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
8. Характерные черты классической науки и формирующейся на ее основе модели научного познания.
9. Пересмотр классического образа науки: факторы, обусловившие переход к неклассической науке.
10. Постнеклассическая наука: от системного подхода к синергетике. Современные проблемы дифференциации и интеграции наук.
11. Эволюция основных подходов к анализу науки.
12. Позитивистская традиция в философии науки: классический позитивизм и эмпириокритицицизм.
13. Философия науки логического позитивизма.
14. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.
15. Особенности фальсификационизма К. Поппера и его модель развития науки.
16. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
17. Концепция научных революций Т. Куна.
18. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.
19. Концепция неявного знания М. Полани.
20. Проблема интернализма и экстернализма в концепциях философии науки и истории науки.
21. Проблема кумулятивизма и антикумулятивизма в концепциях философии науки и истории науки.
22. Особенности современного этапа развития науки.
23. Структура научного познания: уровни научного исследования.
24. Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике.
25. Структура научного факта.
26. Методы теоретического познания и построения научных теорий.
27. Формы теоретического познания.
28. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки.
29. Функции научной картины мира и ее исторические формы.
30. Научная революция как перестройка оснований науки. Классификация научных революций.
31. Типы научной рациональности. Научная рациональность и истина.
32. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
33. Донаучные, ненаучные и вненаучные представления об обществе, культуре, истории и человеке.
34. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.
35. Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания.
36. Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история возникновения и теоретические основания.
37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.
38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
39. Субъект социально-гуманитарного познания
40. Общетеоретические подходы к исследованию общества.
41. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их научное значение.
42. Системный подход в социально-гуманитарном познании.
43. Место исторической науки в социально-гуманитарном познании. Специфика исторического факта.
44. Роль объяснения в социально-гуманитарном знании. Дедуктивно-номологическое и каузальное объяснение истории, их достоинства и недостатки.
45. «Рациональное» и интенциональное объяснение.
46. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках; основа понимания; взаимопонимание.
47. Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).
48. Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.
49. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
50. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания
51. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
52. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер о герменевтике как «органоне наук о духе».
53. Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).
54. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон,В.Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
55. Возможности применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Формирование нового типа мышления.
56. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа( М.М. Бахтин).
57. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.
58. Природа ценностей, их роль в социально-гуманитарном познании.
59. Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.
60. Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.
61. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности.
62. Теоретико-методологические и ценностные основания правового исследования.
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА