Кандидат философских наук, доцент Кодис О.С.
Москва – 2017
Оглавление
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 3
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4
5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 4
5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» 6
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
6.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. ..... 8
6.2 Информационное обеспечение обучения. 8
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 9
9. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.1) по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Профиль получаемого профессионально образования – социально-экономический.
10. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
1. Цели освоения дисциплины
· Формирование у студентов теоретического мировоззрения, основ новой научной философской картины
- в мировоззренческом отношении эта цель реализуется на формировании возможностей у студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуру в целом.
- в теоретико-методологическом отношении мировоззренческая позиция основывается на логико-понятийном инструментарии, раскрывающем сущность мира, человека, места человека в мире, плюрализме мировоззренческих установок, толерантности взглядов, преодолении догматизма мышления, формировании способностей разумного постижения мира.
· В ценностном отношении цель состоит :
- в формировании духовного мира личности, осознающей свое достоинство и место в обществе;
- в осмыслении таких смысловых установок, которые формируют социально-личностную активность, ответственность за свои поступки и способность принимать оптимальные решения;
- учитывать в профессиональной деятельности социальные, экологические и психологические составляющие;
- соотносить специально-научные и социально-экономические задачи с масштабом гуманистических ценностей.
Задачи курса
· Обеспечить усвоение логико-понятийного инструментария философии, ее структуру и функции.
· Ознакомить с основными направлениями, школами, персоналиями и этапами философского развития.
· Раскрыть содержание и связь основных категорий онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии.
· Раскрыть структуру и особенности общественного бытия человека.
· Предоставить возможность глубокого и систематического ознакомления с творчеством классиков философской мысли.
· Сформировать построение философских моделей действительности на основе рационального и иррационального, диалектического и метафизического, общего и особенного, а также других методов познания.
· Способствовать овладению эвристическими возможностями перехода в мышлении от философских идей к практической деятельности.
· Сформировать доминанту, связанную с выделением ценностно-духовных, нравственных, эстетических характеристик в процессе личностного самосовершенствования
11. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина (далее - дисциплина) «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» в программе среднего профессионального образования относится к дисциплинам общеобразовательной подготовки общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин специальности «Гостиничный сервис» (43.02.11).
Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин:
4. История
5. Политология
6. Культурология
12. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес – ОК 1; Обучающийся должен
знать:
- основные этапы становления философской мысли;
- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу - философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;
- основные школы, направления философии, наиболее выдающихся ее представителей;
уметь:
- применять философский понятийно-категориальный аппарат к мировому историческому процессу, анализировать явления, происходящие в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию;
- ориентироваться во множестве теорий общественного современного развития.
- сформировать ценностную позицию относительно понимания человека, его места и роли в обществе.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество – ОК-2;Обучающийся должен
знать:
- композиционные центры взаимосвязанных между собой проблем, тем и идей в логике категорий и понятий философии;
- природу философских категорий как форм познания универсальных связей бытия и научных способов осмысления процессов явлений и процессов действительности;
- о соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в человеческом обществе;
уметь:
- сформировать на основе философской парадигмы познания научный и профессиональный стили мышления;
- опираться на развитие философской гносеологии и эпистемологии в формировании методологии постижения истины;
- самостоятельно анализировать проблемы общественного развития.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность – ОК-3. Обучающийся должен
знать:
- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;
уметь:
- применять философский понятийно-категориальный аппарат к анализу явлений, происходящих в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.
- использовать полученные знания при решении профессиональных задач.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – ОК-4; Обучающийся должен
Знать:
- закономерности и этапы становления философской мысли;
- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, антропологии, аксиологии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
- роль философии в жизни человека и общества;
- условия формирования личности;
- соотношение свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
уметь:
- применять философский понятийно-категориальный аппарат к анализу явлений, происходящих в обществе, выявлять движущие силы и закономерности общественного развития;
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.
- использовать полученные знания при решении профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности – ОК-5. Обучающийся должен
знать:
- и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом;
- содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
- как соотносить специально-научные и социально-экономические задачи с масштабом гуманистических ценностей.
уметь:
- формулировать и отстаивать собственные позиции по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями – ОК-6.Обучающийся должен
знать:
- основной понятийно-категориальный аппарат философского знания;
- основополагающие законы гуманитарных и социальных наук;
- роль философии в жизни человека и общества;
- условия формирования личности;
- соотношение свободы и ответственности в борьбе за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
уметь:
- грамотно применять полученные знания в области гуманитарных и социальных наук на практике;
- ориентироваться в вопросах современного развития общества и потребностях его членов, в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий – ОК-7. Обучающийся должен
знать:
- требования, предъявляемые ему обществом в соотнесении с теми знаниями, которые были получены в результате освоения основ философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- условия формирования личности, свободной и ответственной за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
уметь:
- опираться на опыт, накопленный поколениями и изложенный в основных философских учениях, ориентированных на практику;
- ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК-8.Обучающийся должен
знать:
- основные критерии и подходы к проблеме личностного роста в опоре на достижения великих мыслителей прошлого;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;- условия формирования личности, свободной и ответственной за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
уметь:
-работать на реальный результат с привлечением проверенных временем методик и практик;
- ориентироваться в проблемах ценностей, свободы и смысла жизни.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности – ОК-9.Обучающийся должен
знать:
- новейшие направления и достижения в областях, входящих в круг профессиональных интересов;
- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и современных технологий.
уметь:
- быстро ориентироваться в смене технологий и умело применять последние научные достижения на практике;
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания.
Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий – ОК-1О. Обучающийся должен
знать:
- основные положения этики как раздела философского знания, а также понятия логики и социальной философии и антропологии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
уметь:
- пользоваться знаниями этики, логики и социальной философии и антропологии в межкультурных и межличностных отношениях.
Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
- условия формирования личности;
- соотношение свободы и ответственности в вопросах решения задач сохранения жизни, культуры, окружающей среды, в социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники.
уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
13. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
занятия лекционного типа | 48 |
практические занятия | - |
лабораторные занятия | - |
контрольные работы | - |
Объем часов для выполнения курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Реферат, эссе, тест | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
13.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
Тема 1. | Предмет философии, ее место и функции в культуре | |
1.Философия как явление духовной жизни общества | ||
2.Мировоззрение и его структура. Специфика философского мировоззрения. | ||
3.Предмет философии. | ||
4.Функции философии. Структура философского знания. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 2. | Историко-философское введение | |
1.Философия Древней Греции. | ||
2.Средневековая философия. | ||
3.Философия эпохи Возрождения. | ||
4.Философия Нового времени и немецкая классическая философия | ||
5.Философия марксизма и русская философия | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 3. | Философское учение о бытии, материи и ее атрибутах | |
1.Бытие как философская категория. Учение о бытии в истории философии. Виды бытия. | ||
2.Материя как философская категория. Строение и виды материи. Материальное и идеальное. | ||
3.Учение о движении, пространстве и времени. Формы движения материи. Движение и развитие. | ||
4.Мир как целостная реальность. Картины мира: мифологическая, религиозная, научная, философская. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 4. | Законы и категории диалектики | |
1.Диалектика и ее исторические формы. | ||
2.Всеобщие принципы диалектики. | ||
3.Основные законы диалектики. | ||
4.Система категорий диалектики. Неосновные законы диалектики. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 5. | Проблема сознания в философии | |
1.Представление о сознании в истории философии. | ||
2.Происхождение и социальная сущность сознания. | ||
3.Структура сознания. | ||
4.Сознание и самосознание личности. | ||
5.Сознательное и бессознательное. | ||
6.Индивидуальное и общественное сознание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 6. | Философия познания | |
1.Познание как философская проблема. | ||
2.Проблема познаваемости мира. | ||
3.Субъект и объект познания | ||
4.Проблема истины в философии. | ||
5.Вера и знание. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | ||
Тема 7. | Проблема человека в философии. | |
1.Развитие представлений о природе и сущности человека в истории философии. 2.Диалектика биологического и социального в человеке. 3.Человек-индивид-индивидуальность-личность. 4.Проблема смысла жизни. 5.Диалектика свободы и ответственности личности. | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | ||
Тема 8. | Философское учение об обществе | |
1.Эволюция философского понимания общественной жизни. 2.Общество как саморазвивающаяся система. 3.Структура общества. 4.Человек в системе социальных отношений. 5. Понятие социальных отношений. | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 9. | Философия истории. 1.Источники, механизмы и направления социокультурных изменений. 2.Революционное и эволюционное в историческом процессе. 3.Типология истории. 4.Проблема смысла истории. 5.Место личности в истории. | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 10. | Учение о ценностях. 5.Философский аспект эволюции ценностей в обществе.1.Понятие ценности. 2.Мир значимости и ценностей. 3.Ценности и оценка. 4.Виды ценностей. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | ||
Тема 11. | Духовная жизнь общества. 1.Этические учения в истории философской мысли. 2. Природа морали. Иерархия нравственных ценностей. 3.Нравственные нормы и принципы. 4.Эстетика как философия прекрасного. 5.Происхождение и сущность религии. Религиозное сознание. Мировые религии. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | ||
Тема 12. | Глобальные проблемы современности. 1.Сущность и критерии выделения глобальных проблем. 2.Перспективы решения глобальных проблем. 3.Кризис ценностных ориентиров потребительского общества. 4.Сценарии будущего: прогнозы «Римского клуба», концепция коэволюции природы и общества и др. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | ||
ВСЕГО: |