Различают несколько видов эксперимента.
1. Качественный - устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
2. Количественный (измерительный) - устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
3. Специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов.
Основные формы теоретического знания.
1. Научная проблема – это осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.
2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.
3. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.
Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия. Основными из них являются:
Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Аналогия- умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Идеализация– создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования;
Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
Формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях;
Рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания;
Моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов;
Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса;
Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ 12 ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
Категория «сознание» в философии. Основные подходы к происхождению сознания.
Психика и сознание. Сознание и бессознательное
Познание как процесс. Уровни и формы познания.
Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Научное познание. Философия как методология научного познания. Основные методы научного познания.
Многообразие философских методов познания. Эмпирические методы.
Многообразие философских методов познания. Теоретические методы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Бессознательное, три слоя психического мира человека по Фрейду
2. Концепция бессознательного и архетипы К-Г Юнга
Литература
1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 245-248
2. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С.383-395