Эпоха средневековой схоластики и раннего Ренессанса.
Средние века – период с II по XV в – чрезвычайно насыщенный, противоречивый и плодотворный период в истории познания.
Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Обычно этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.
Главные проблемы патристики взаимосвязаны с переходом к одной духовной субстанции – всемогущему богу. Основной тезис – иерархический порядок в природе и в обществе создан богом, что определило в патристике понимание истории как движения к определенной цели и определение этой цели - «Град Божий». На построение основных концепций и категориальный аппарат философии «отцов Церкви» определенное влияние оказало учение Платона. С V по VIII в начинается этап так называемый поздней патристики без значительных новаций в философии, но в это время оформляется алхимия с приданием ей в химической и металлургической практике мистического характера и сакральным установлением связи практики с астрологией и магией.
Этап схоластики (IX-XVвв) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками и особенно философией были «схоластиками», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».
Схоластическая философия в лице ее наиболее ярких представителей (Альберта Великого, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра и других), сохранив интерес к поднятым патристикой философским проблемам, на первый план ставит отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Античная философия, в том числе и натурфилософия прежде всего Аристотеля-Птолемея, теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внимание, ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат и геоцентрическая картина мира находят применение при разработке проблем христианской философии. Влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией «реализма» и развитым логическим мышлением.
«Князь философии» Фома Аквинский связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Все мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения естественных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. «Любовное» (эмпирическое) познание мира Природы есть познание Бога: следовательно, разум и наука, опирающаяся на факты природы, не противоречит церкви и вере, а теология не подменяет философию, науку.
Особую роль Фома Аквинский сыграл в понимании основного философского вопроса средневековой схоластики – отношения общего к единичному. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» - в Боге. Бог есть «общая полнота бытия и общее в чистом виде». «Общее» - это бытие, созданное Богом. Все вещи – есть, есть и пшеница и есть камень, и вода, и человек. И то, что единичные вещи «есть» (т.е. существуют) связывает их в общее целое. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял проблемы противоборства номиналистов и реалистов. Реалисты считали, что общее так же реально, как единичные предметы, общее имеет самостоятельное бытие. Номиналисты считали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально как вещь не существует. «Универсалии» - общие понятия, это слова и даже «звуки голоса» - «номена». Таким образом, «общее» понимается как «абстракция человеческого ума».
Нетрудно заметить в этих рассуждениях как реалистов, так и номиналистов концепцию моделирования Универсума (Мира) и его составляющих: Человека, Природы и Логоса и особую роль в становлении концепции моделирования не только логистики античной Натурфилософии, но и средневековой схоластики и прежде всего «князя философии» Фомы Аквинского.
Важную роль в развитии естествознания X-XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира: иранский врач и химик Ибн-Захария аль-Рази, среднеазиатский ученый Аль-Фараби, ирано-таджикский философ, ученый-медик и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, мыслитель, поэт Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн Рушд и другие. Арабские мыслители в большой мере сохранили связь с античной натурфилософией, в первую очередь с учением Аристотеля. Впервые происходило тесное пересечение античной натурфилософии с «восточной мудростью», что способствовало постепенному зарождению аналитического естествознания на основе концепции моделирования и становления традиционно-книжной культуры в рамках широкого спектра образовательных учреждений: университетов, колледжей, школ.
Середина Средневековья – это выход науки в широкий мир, ей стало тесно в монастырских пределах. В 1160 году основан Парижский университет – знаменитая Сорбонна. Через 7 лет основан университет в Оксфорде. В 1209 году возникает университет в Кембридже, в 1222-м – в Падуе, в 1224 году – в Неаполе. Началась широкая популяризация греческой науки. Альберт Великий написал несколько естественнонаучных трактатов: «Об алхимии», «О металлах и минералах», «О растениях», «О животных». Его сочинения послужили толчком к возрождению описательного естествознания. Уильям Оккам, английский философ, преподавая в Оксфордском университете, сформулировал важный методологичский принцип, названный впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». Его знаменитая бритва срезает с древа познания паразитические терминологические побеги и следовательно усиливает роль концепции моделирования в науке.
Другой выпускник Оксфорда – ученый монах Роджер Бэкон – заложил основы экспериментального метода. Математику Бэкон считал ключом ко всем наукам. Он всегда говорил: «Доводов недостаточно, необходим опыт».
В конце Средневековья появилось выражение «натуральная магия», а в раннем Ренессансе концепция «натуральной магии», основанная на вере в чудеса, произведенные Природой и их использования человеком. Ренессанс часто связывают с «Фаустовским» факелом Возрождения античной красоты, мысли, науки. Возникает проблема познания Природы с помощью эксперимента, как обращенного к природе вопроса. Это направление породило удивительные характеры, невероятные личности. Легендарный Фауст, чудодейственный врач и алхимик – основатель ятрохимии: Теофаст Парацельс; неукротимый Джордано Бруно; суровый монах – родоначальник эмпиризма в естествознании: Роджер Бэкон; инженер, математик, врач и авантюрист Джиролама Кардано; мудрый фантазер Томмазо Кампанелла.
«Естественная магия, - пишет Кампанелла, - есть практическое искусство, использующее силы природы для достижения полезных результатов». (см. Л.А. Битюцкая, В.С. Еремин, В.С. Чесноков, О.Б. Дементьева. Естествознание. 10 кл. Учебное издание – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 310-315)
Натуральная магия основана на «всеобщем согласии в мире», то есть на закономерной связи всех вещей. Это была причудливая смесь математических достижений и технических открытий с астрологий, здравых медицинских суждений с магическими заклинаниями, практической химии с алхимией. Магия сталкивается с практическим применением результатов познания.
Фрэнсис Бэкон сказал: «Три великих открытия эпохи – книгопечатание, порох и компас – изменили облик и состояние мира». Именно Бэкону принадлежит знаменитое изречение «Знание – сила».
Характерными чертами Ренессанса стали:
1. Идея как сила. Это ярко выразил в одном из своих сонетов величайший скульптор и живописец, и превосходный поэт Микеланджело (1475- 1564):
«Художник не имеет ни одной идеи, которую глыба камня не таила бы в себе, и лишь тому удается найти к ней доступ, чья рука послушна разуму».
2. Универсализм. Наиболее ярко и плодотворно он проявился в гениальном Леонардо да Винчи (1452-1519), которого по праву можно назвать творцом практически всех сегментов интеллектуальной сферы культуры. Он был не только великим художником, но внес свой вклад в становление инженерной мысли, подчеркнув, что любая машина есть набор «простых механизмов». Он проявлял интерес к математике, астрономии, механике, был превосходным архитектором, изобретателем. В те времена, когда люди, занимающиеся наукой, даже не предполагали, что математика сможет стать самым выразительным языком ее законов, великий флорентиец написал пророческие слова:
«Ни одно человеческое исследование не может назваться настоящей наукой, если оно не пройдет через математическое доказательство».
Леонардо изучал красоту с измерительными инструментами в руках. Он обнаружил, что в пропорциях человеческого тела многие отношения подчиняются пифагоровой «божественной пропорции», которую он называл золотым сечением. Эти же отношения встречаются в живой природе и архитектуре.
3. Натурфилософия. Итальянская натурфилософия в лице Кампанеллы, Телезио, Кардано вобрала в себя физику и геометрию греков. В то же время, например, Джироламо Кардано (1511-1576) представлял Вселенную как единое целое, в которой все связано между собой. А наиболее развитой силой жизни обладает человек – вершина природы и связующее звено между землей и космосом.
Возрождается диалог и диспуты. Время рыцарских турниров уже прошло, но научный диспут вызывал такие же страсти, будто дело шло о жизни и смерти.
4. Достоинство и отвага. Характеры людей Возрождения поражают достоинством и отвагой. Томмазо Кампанелла, сидя в неаполитанской тюрьме по обвинению в ереси, писал оттуда пламенные письма в защиту престарелого Галилея: «Грядущий век рассудит нас, ибо современность всегда распинает своих благодетелей, но они потом воскресают – коль не на третий день, так на третье столетие». Достоинство и отвагу часто связывают с гуманизмом эпохи Возрождения, которая выразилась в новом видении человека и «рациональности в его действиях». Так молодой флорентийский философ, князь Джовани Пико делла Морандола писал:
«Достоинство человека заключено не столько в его способности к славным деяниям, сколько в главном и первом условии всякого деяния – человеческой свободе».
Так рождался рационализм эпохи Возрождения не всегда правда с опорой на гуманизм во вселенском масштабе, но подготовивший становление аналитического естествознания в эпоху механистического естествознания.
Схема 9. Концептуальные программы и основные концепции средневековой схоластики и раннего Ренессанса (до 2-ой половины XVI в.).
v Концептуальная программа схоластического антропоцентризма, в рамках которой происходит переход к одной духовной субстанции – всемогущему Богу и Человек предстает как центр Вселенной и конечная цель мироздания: Августин Блаженный Аврелий (350 – 430), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (ок. 1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1247) и др. v Концепция «любовного» (эмпирического) познания Природы, предполагавшая распространение натурфилософии на Восток и обратное движение восточной мудрости на Запад, развитие абстрактного мышления в поисках отношения общего к единичному и «традиционно-книжной» культуре: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абу Наср аль-Фараби (870 – 950), Мухаммед аль-Батани (850 – 929), Ибн-Рушд (1126 – 1198), Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037), Н. Неморарий (вторая половина XIII в.), Р. Бэкон (1214 – 1292), Т. Брадвардин (1290 – 1349) и др. v Концепция методологического принципа, названного впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости» (У. Оккам (1285 – 1349)). v Концепция «натуральной магии», основанной на вере в чудеса, произведенные Природой, и их использовании человеком («Фаустовский факел» Ренессанса или Возрождения античной красоты, мысли, науки). (Теофраст Парацельс (1493 – 1541), Джироламо Кардано (1511 – 1576), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Кампанелла (1568 – 1639), Ф. Бэкон (1561 – 1626)). |