Общие понятия изображаются кругами

единичные понятия изображаются точками.

Многие ошибки в контрольных работах обусловлены именно не соблюдением указанного правила изображения понятий.

В рассматриваемом примере понятия «населенный пункт», «город», «городской житель» являются общими (их объемы содержат более одного предмета действительности), поэтому они будут изображаться кругами.

Понятие «город Оренбург» является единичным (в его объеме 1 предмет), поэтому оно будет изображаться точкой.

Рассмотрим первые два понятия. Понятие «населенный пункт» является более широким по объему, чем понятие «город», т.к. любой город является населенным пунктом, но не любой населенный пункт является городом (он может быть поселком, деревней и т.п.). Значит объемы обоих понятий мы будем изображать кругами. Причем круг, изображающий объем понятия «город», будет внутри круга, изображающего объем понятия «населенный пункт». На рисунке 1 это круги 1 и 2.

Рассмотрим следующее понятие - «город Оренбург». Город Оренбург является городом, поэтому объем понятия «город Оренбург» будет внутри объема понятия «город». Учитывая, что объем понятия «город Оренбург» изображается точкой, то эту точку 3 мы поставили в круг 2.

Рассмотрим последнее из предложенных понятий - «городской житель». Городской житель не является ни городом Оренбургом, ни городом, ни любым населенным пунктом. Т.е. понятие «городской житель» не имеет общих элементов объема с понятиями «населенный пункт», «город», «город Оренбург». Поэтому круг 4, изображающий объем понятия «городской житель», не должен иметь общие элементы с кругами 1,2 и точкой 3.

Полное изображение понятий с помощью круговых схем приведено на рисунке 1.

 
  Общие понятия изображаются кругами - student2.ru

       
    Общие понятия изображаются кругами - student2.ru
  Общие понятия изображаются кругами - student2.ru
 

Рис. 1. Изображение понятий при помощи круговых схем.

В соответствии с изображенными здесь круговыми схемами, указываем отношения между понятиями.

Прежде всего определяем, будут ли понятия совместимыми (имеющими общие элементы объема) или несовместимыми (не имеющими общих элементов объема).

В нашем примере понятия 1, 2, 3 являются совместимыми, но каждое из этих понятий не совместимо с понятием 4.

Далее определяем, какие мы имеем виды совместимости и несовместимости, ориентируясь на соответствующие круговые схемы отношений.

В указанном примере отношения между совместимыми понятиями (1,2), (1,3), (2,3) родо-видовые или отношения подчинения, субординации.

Отношения между несовместимыми понятиями (1,4), (2,4), (3,4) соподчинения или координации.

!!! При выполнении этого упражнения необходимо указать отношения между всеми парами понятий, если понятий более двух. Несоблюдение этого правила приводит к типичным ошибкам в контрольной работе.

УПРАЖНЕНИЕ 17.*. Обобщите понятия:

министр.

Обобщить понятие – это перейти от исходного понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Обобщение происходит при уменьшении содержания исходного понятия путем отбрасывания части признаков.

В содержание понятия «министр» входят признаки: человек; руководитель министерства. Отбрасывая признак «министерство», обобщаем понятие – руководитель.

В данном примере возможны и другие обобщения, например, человек.

УПРАЖНЕНИЕ 18.*. Ограничьте понятия:

правонарушение.

Ограничить понятие – это перейти от исходного понятия к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Обобщение происходит при увеличении содержания исходного понятия путем добавления новых признаков.

Таким образом, чтобы ограничить исходное понятие, надо добавить какие-то признаки правонарушения, например, «административное», «совершенное несовершеннолетними», «повторное» и т.д.

Ограничением понятия «правонарушение» будет, например, понятие «правонарушение, совершенное несовершеннолетними».

УПРАЖНЕНИЕ 24.*. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

А) Стадион – место для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов.

При выполнении этого упражнения сначала необходимо установить, является ли приведенное высказывание определением или является другим способом введения понятий (указанием, сравнением, описанием, характеристикой).

В рассматриваемом примере мы имеем дело действительно с определением.

Если мы имеем дело действительно с определение, то далее необходимо последовательно проверить 4 правила определения:

1. определение должно быть ясным;

2. определение не должно содержать круга;

3. определение не должно строиться через отрицание;

4. определение должно быть соразмерным.

Заметим, что если какие-то термины в определяемом Вам не ясны, то следует воспользоваться словарями для уяснения их смысла. Т.е. все приводимые определения в контрольной работе следует считать ясными.

Проверка правил 2 и 3 осуществляется достаточно просто. При проверке правила 4, в случае если Вам неизвестно содержание определяемого понятия, необходимо воспользоваться словарем.

В нашем случае очевидно, что определение не содержит круг, т.к. в определяющей части нет слов, однокоренных с определяемым «стадион».

, не строится через отрицание. Осталось проверить последнее, самое трудное, - соразмерность определения. Для этого сравним объемы определяемого понятия «стадион» и определяющего понятия «место для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов». С одной стороны, объем определяющего шире объема определяемого, т.к. местом для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов может быть не только стадион, но и бассейн, и корт, и ипподром и т.п. Здесь налицо ошибка «широкого определения».С другой стороны, объем определяющего уже объема определяемого, т.к. стадион является не только местом для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов, но и, например, местом проведения тренировок. Здесь имеется ошибка «узкого определения».

Таким образом, в рассматриваемом примере мы имеем ошибки широкого и узкого определения.

В) Истина – дочь разума, мать мудрости.

В этом примере мы имеем дело не с определением, а с другим приемом введения понятий – метафорическим сравнением.

С) Правонарушение – это нарушение права.

В этом примере приведено определение, которое содержит ошибку – «круг в определении».

D) Управление это не наука.

В этом примере приведено определение, которое содержит ошибку – оно «построено через отрицание».

Упражнение 28.*. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены.

А) Студенты делятся на успевающих и неуспевающих.

При выполнении этого упражнения сначала надо определить вид деления: дихотомическое или по видоизменению признака.

Если деление является дихотомическим, то оно всегда правильное (это главное достоинство дихотомического деления).

Если деление проводится по видоизменению признака, то необходимо последовательно проверить 4 правила деления:

1. деление должно производиться только по одному основанию;

2. члены деления должны исключать друг друга (не иметь общих элементов);

3. деление должно быть соразмерным;

4. деление должно быть непрерывным, не иметь скачков.

Отметим, что если нарушено правило 1, то правило 4 всегда нарушено, т.к. члены деления, выделенные по разным основаниям деления, не могут стоять на одном уровне.

В рассматриваемом примере деление дихотомическое, т.к. произведено деление на 2 класса, которые являются противоречащими понятиями (успевающий, неуспевающий). Значит данное деление правильное.

В) Книги бывают интересные, скучные, толстые.

В данном случае деление не является дихотомическим, поэтому необходимо проверять 4 правила деления.

1. Деление произведено по разным основаниям: интересные, скучные – на основании наличия интереса; толстые – на основании толщины книги.

2. Члены деления не исключают друг друга: как интересные, так и скучные книги могут быть толстыми.

3. Деление несоразмерно, оно является узким: в делении нет, например, нетолстых книг.

4. Деление имеет скачок: интересные и толстые не могут стоять на одном уровне, т.к. эти члены деления выделены по разным основаниям.

Наши рекомендации