Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
"Тихий Дон" - роман-эпопея, в которой М. Шолохов, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизводит истинную картину донской жизни в бурное время с 1912 по 1922 годы. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких "вечных" вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. "Тихий Дон" называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа.
Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье - вот основная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судьбе - вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.
"Мелеховский двор - на самом краю хутора", - так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно сказать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автор "Тихого Дона" раскрывает внутренний мир человека из народа, воссоздает русский национальный характер эпохи революционного разлома.
Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спокойно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.
Главные герои романа - люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.
С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова. Он - одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на . земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григорию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Григорий - исключительно цельная, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных .источников, - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.
На страницах романа Шолохов показывает примеры классового противостояния. Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедливости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий - его старый друг и браг его жены, он настаивает на его аресте. А, сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. "Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет", - думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям, изображенным Шолоховым в романе. Иной Григорий Мелехов. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время* Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины этим шолоховским героем так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму. Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.
Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое отталкивает его и от красных, и от белых. "Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!" И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: "Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой". Григорий приходит к пониманию, что "у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться... Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее". Но и такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице - все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять... Герой приходит к осознанию того, что "неправильный у жизни ход", но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.
Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу пришел герой в результате жизненных мытарств. К этой же мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе "Тихий Дон" автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях-. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе. Трагедия революции, видимо, заключается в том, что, ставя перед собой цель - осчастливить всех, она разрушает счастье семьи, дома. Гражданская война усугубляет трагизм ситуации тем, что ставит лицом к лицу людей, которые раньше были близкими, родными, заставляет воевать их друг против друга. В полной мере весь этот трагизм пришлось пережить Григорию Мелехову и другим героям романа.
83 Гражданственность и исповедальность лирики А. Т. Твардовского (на примере 2-3 стихотворений по выбор? экзаменуемого).
Александр Трифонович Твардовский - это писатель, зримо и заостренно, кровью сердца обозначивший судьбы народного сознания, его взлеты и падения на протяжении почти полувека.
Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств.
Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на лирическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой человек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхозник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, особый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками ("Рассказ Матрены", "Еще про Данилу", "Соперники" и др.). Описание искусной, умелой работы занимает значительное место в довоенной лирике Твардовского. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, "Добывают свет" - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение "Ивушка"), сложив печь, обращается к хозяевам с такими словами:
- Ну, топите, хлеб пеките,
Дружно, весело живите.
А за печку мой ответ:
Без ремонта двадцать лет.
Лирические произведения Твардовского называют иногда "лирикой другого человека". Это особая форма стихотворения, в которой из живого сочувствия автора к своим персонажам вырастает позиция самого поэта: поэт пишет не о себе, но он так сердечно близок своему герою, что чувства автора и героя сливаются в повествовании о "постороннем" человеке, приобретают теплоту и взволнованность лирического самовыражения ("Друзьям", ,"3а тысячу верст...", "Поездка в Загорье").
Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жизни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. - В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать войну в восприятии её широкими народными массами: "Баллада об отречении", "Огонь", "Расплата", "Большое лето", "Возмездие", "Я убит подо Ржевом". Той же военной тематике посвящены поэмы "Василий Теркин", "Дом у дороги".
Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во многом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов : К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в победу, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского человека объединяет поэзию военных лет.
Среди высоко патриотических произведений о войне в творчестве Твардовского особое место занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом".
Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. "Я убит подо Ржевом" -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы.
Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена...
Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с другими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин заклинает оставшихся в живых:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
В полной мере можно назвать лирическими поэмы "Дом у дороги" и "Василий Теркин". Оба эти произведения раскрывают трагизм судьбы русского человека во время войны и в то же время имеют жизнеутверждающую силу.
Обратимся к поэме "Дом у дороги". Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов "краше", "не сетуй", "черед", "родимый", "озябший" и другие.
Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: "Тема её - война, но с иной стороны, чем в "Теркине", со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем..."
Чтобы усилить драматизм поэмы, автор настойчиво повторяет эпитеты, метафоры, сравнения: "день оглох от грохота", "война билась спьяну", "память горя", "боль взывает к людям", "горестный дом", "глухая память", "грустная еда", "глухой нерадостный покой", "горькая минута", "свирепый ветер" и другие.
Слово "дом" в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже.
Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли "он", вкладывая в это слово свое гражданское презрение:
А он уж бомбы на Москву
Возил над головами.
Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, который символизирует надежду и веру в счастье.
В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюбленным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой форме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твардовского становится философичной и ставит перед читателем важные вопросы человеческого бытия:
Мне славы тлен - без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
..................................................
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез,
В итоге твердое сознанье,
Что лестно я тянул мой воз.
"О сущем"
Для Твардовского поэзия - благородное служение людям, требующее упорного труда и мастерства. В 1971 году лирические стихи поэта были удостоены Государственной премии.