Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
В пьесе М. Горького "На дне" отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году).
Первые читатели и критики отмечали философский характер содержания пьесы. Философская проблематика, прежде всего, раскрывается в спорах о человеке, добре и правде.
Изображая "дно", Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки в прошлом "бывшие". Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности.
Проблема отношения к человеку связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: "Человек все может лишь бы захотел" Этот герой убежден, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, "обух для людей". Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, "золотой сон". Лука сторонник спасительной лжи (придуманная им притча о праведной земле). Любопытно, что после рассуждений Луки, его рассказов о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, Актер вспоминает стихи:
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. Лука выступает в пьесе в роли безумца, навевающего "золотой сон". Он ласков с людьми, называет их "милый", "голубка", "детынька". Каждому обитателю ночлежки Лука пытается "подарить" свой "золотой сон": Анне о загробной жизни, Пеплу о золотой стороне Сибири, Актеру о лечебнице с мраморными полами. На вопрос Пепла: "Зачем ты все врешь?". Лука отвечает: "И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, может, обух для тебя".
Оппонентом Луке в споре о человеке и отношении к нему является Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Вопрос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынешней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Путь Луки нам уже понятен: спасай, обманывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, а мечта о будущем, должна опираться на настоящее, не отрываться от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является "Богом свободного человека". С поднимающимся к новой жизни и освобожденным от цепей и оков человеком связывает этот горьковский персонаж свою правду.
Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь самого автора. Иллюстрацией такой точки зрения может служить монолог, произнесенный Сатиным: "Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет, это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... водном. Это огромно! В этом все начала и концы". Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в человеке, и все для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, по мнению автора пьесы, поэтому имя Человека будет звучать гордо.
Нельзя, пожалуй, согласиться с Сатиным в том, что уважение к человеку должно исключать сострадание к нему, милосердие. В то же время нельзя не отметить, что Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: "Старик не шарлатан... он подействовал на меня как кислота на старую и грязную монету", иначе говоря, Лука дал импульс для размышлений горьковского героя и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли.
Идеи персонажей в пьесе "На дне" не всегда соответствуют занимаемому им и положению. Если взгляды Луки и его образ жизни совпадают, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. В статье Н. Рыленкова "Мой Горький" есть такое рассуждение: "Знаменитые слова "человек это звучит гордо" мог сказать и кто-нибудь другой, но ни у кого они не прозвучали бы с такой неотразимой силой внутренней убежденности, как у Горького". Автор пьесы не оставляет нам сомнения в том, что слова: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека!", "Человек - вот правда!" - безусловно, принадлежат самому писателю.
71 Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
"Серебряным веком" - в сравнении с "золотым" пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы этого явления можно определить по двум знаменательным для литературы явлениям : речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Блока "О назначении поэта" (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряного века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Перекличка двух веков русской поэзии - "золотого" пушкинского и "серебряного" - звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической классики. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.
Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.
Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. Поэзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется романтической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.
Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для появления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного "Я" и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты.
Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замечательного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде всего на А. Блока и А. Белого.
В поэзии Серебряного века принято выделять три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становится постижение тайн мира, изображение мира через систему символов-образов.
Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что "для акмеистов сознательный смысл слова, "логос", такая же прекрасная форма, как музыка для символистов" (О. Мандельштам).
Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. "Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном, искусстве".
Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.
Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губернию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.
Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:
Не изменяй намеченной тропы,
И помни: кто, зачем и где ты.
Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:
Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоен.
Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоциировалось с самовосхвалением, появился даже термин "северянщина".
В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя приближение потрясений, поэт пишет:
Чем дальше, все хуже и хуже.
Все тягостней, все больней.
И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.
Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:
Дни розни партийной для нас безотрадны
среди озверелых людей.
С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.
Тема Родины для Северянина становится главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли и страдания:
Безбожная моя Россия, священная моя страна.
Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литераторам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, которое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности "Игорь Северянин". В феврале 1918 года на одном из вечеров в Политехническом музее его назвали "королем поэтов".
Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение "Кензель" не может не вызвать восторга у читателя:
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена.
Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл "поэзоконцертами", и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию "высокого" и "низкого" стиля. Характерно в этом плане стихотворение "Мороженое из сирени":
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться только тем, кем был всю свою жизнь, - поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.
Мгновенья высокой красы!
Совсем незнакомой, чужой
В одиннадцатом году,
Прислал мне "ночные часы".
Я надпись его приведу:
"Поэту с открытой душой"...
Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскрывает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.
Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутренней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.