Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
Ответ на поставленной вопрос можно найти как в содержании самой пьесы, так и в статье Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве".
Мир, изображенный в пьесе Островского, А. Н. Добролюбов назвал "темным царством". Критик подчеркивает уродливость общественных отношений. В этом "темном царстве" всем распоряжаются богатые самодуры, в нем царит беззаконие и произвол, грубая сила. Противостоит деспотизму "темного царства", по мнению Добролюбова, Катерина. Ее самоубийство он рассматривает как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против какого бы то ни было насилия, начиная с семейного.
Поступок Катерины автор статьи объясняет тем, что настала пора пробуждения личности, угнетаемой в семье. Самоубийство Катерины наставило других героев пьесы по-новому взглянуть на происходящее вокруг. Неслучайно в конце драмы мы слышим упрек Кабанихе от героя, который не мог противоречить ей ни в чем в начале действия пьесы - от Тихона. Добролюбов дает такую оценку Тихону: в нем "есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя". И только гибель жены заставляет его стать честным. Высказанное им обвинение матери на какое-то время делает его непокорным и показывает, что пошатнулась власть Кабанихи и подчинение ей уже не столь беспрекословно. Она потеряла покорность и . послушание сына.
Другой персонаж, который тоже показывает, что власти самодуров приходит конец, - это Варвара, которая уходит с Кудряшом, перешагнув через страх перед матерью.
Особое место в пьесе занимает Кулигин. Именно ему автор дает право изобличать нравы горда Калинова. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы "темного царства" и сочувствие талантливым людям из народа. Кроме того, Кулигин является носителем' всего нового, просвещения и гуманного взгляда на жизнь.
Таким образом, Катерина и Кулигин, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак, сгустившийся над мертвым "темным царством", и этот свет показывает, что конец "темного царства" близок.
64 Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Художественное творчество есть самая изумительная, самая непостижимая, самая таинственная тайна.
А. А. Фет.
Стихотворения А. А. Фета - особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным.
"Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой", - писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье - "Стихотворения А. А. Фета".
Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее "ум сердца": "Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит".
Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. "Целый мир от красоты", - утверждал поэт.
Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга "Современника", в особенности с И. С. Тургеневым.
Исследователи художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что "у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны". Фет переносит эту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:
И слышу я, в изложине росистой
В полголоса скрипят коростели.
"Степь вечером"
- здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении "Жду я, тревогой объят" в непроглядной тьме ночи коростель "хрипло подругу позвал".
Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени:
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася заря,
Но яркости ее не радовались птицы;
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой, синицы.
У Фета природа - объект художественного восторга, эстетического наслаждения, Фетовский эстетизм, "преклонение перед чистой красотой", (горою ведет поэта к нарочитой красивости, даже к банальности. Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как "волшебный", "нежный", "сладостный", "чудный", "ласкательный.-) и др. Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому кругу явлений действительности.
Говоря о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии, определенно проявился у Фета. Признак этого стиля - "стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах". Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: "Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление".
А. А. Фет изображает внешний мир в том виде, какое ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит выражением лирического чувства. Что такое природа в стихотворениях Фета? Все в ней - сумрачные осенние дни и первый весенний цветок, томительный среднерусский полдень и короткая северная ночь, плач комара и хриплый призыв коростеля - превращается под пером поэта в золото чарующего стиха. Поэт стремится передать жизнь природы в момент перехода ее из одного состояния в другое, запечатлеть мгновение этого перехода. Она дышит, она движется, она чувствует.
Перечитаем стихотворение "В дымке-невидимке" (1873). В этом стихотворении нет ни неба, ни земли - а есть дымка-невидимка, нет воздуха - есть движение цветущего сада. И из этой туманной неопределенности перехода вечера в ночь как бы выглядывают конкретные детали: "Плачет старый камень, в пруд роняя слезы", "Уронила косы голова невольно". Последние строки-вопросы, уводя от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений.
О состояниях природы и ощущениях человека стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", которое можно назвать символом фетовской поэзии. Это стихотворение написано Фетом в годы военной службы и было напечатано во втором номере журнала "Москвитянин" 1850 года:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение о любви, о встрече влюбленных. Только любовное свидание окутано какой-то "полупрозрачной завесой", каким-то таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по словам автора, поэт "не подымает окончательно завесы перед зрителем, предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку". Что-то заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь. Может быть, завораживающая "размытость", а может, необычность и незавершенность композиции. Поражает "безглагольность" поэтического текста. Это не технический эксперимент автора, а особенность стихотворения о "музыке любви".
Все стихотворение - одна фраза, все ее части - назывные предложения, и, тем не менее, оно полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую. И если в начале мы слышим трели соловья - птицы ночи и видим "серебро сонного ручья" и "ночные тени", то в конце всем миром завладеет заря. Стихотворение читается на одном дыхании: как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце - выдох. Здесь нет логической последовательности, так как Фет сумел выразить огонь крови, дрожь сердца, волнение и нарастание страсти: "Шепот, робкое дыханье..." -так, пока еще робко говорит о себе зарождающееся чувство. "Ряд волшебных изменений милого лица", - может, состояние природы меняет облик лирического героя? Или изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы находим в последних строках: "И лобзания, и слезы, \\ И заря, заря!.."
Многоточие в последнем предложении дает ощущение незавершенности, а само стихотворение рождает состояние бесконечности, перерождение лирического героя длится от заката до рассвета, но сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь. Фет играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией. В этом и есть мастерство истинного поэта, сумевшего объединить в лирическом стихотворении жизнь природы и состояние человека.
А. А. Фет по-своему увидел красоту явлений жизни и сумел передать ее с помощью различных средств поэтического языка: олицетворения "сонный ручей", эпитетов "волшебные изменения", метафор "бледный блеск", "тени без конца". При всем разнообразии художественных средств стихотворение "Шепот, робкое дыханье..." выдержано в одной тональности. Оно, как и многие стихи Фета, очень музыкально. Недаром великий композитор П. Й. Чайковский называл Фета музыкантом.
Такое милое, певуче, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров! Одни говорили: лирика чистой воды. Другие не понимали, как можно в пору общественных потрясений (50-е - 60-е годы XIX века) слагать такие безмятежные строки и воспевать "трели соловья". Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеивающие Фета. Но наряду с критикой, существовала и позитивная оценка этого стихотворения. К числу его ценителей относился Ф. М. Достоевский, который назвал стихотворение "Шёпот, робкое дыханье..." "памятником совершенства поэзии и языка", возбуждающим ' "эстетический восторг и чувство красоты".
Поэт считал, что предметом искусства должно быть прекрасное: красота, которая "разлита по всему мирозданию", любовь, "которая, как связующее начало, разлита во всей природе", сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искусства. Всем этим и "дышит поэзия Фета. Его лирика слишком необычна, причудлива и утончена, она полна недомолвок, недоговоренности оттого, что автор считает себя бессильным словами передать смутные, трудноуловимые впечатления.
Поэзия А. А. Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь - вечны и "нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться".
65 Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина является книга "Сказки". В нее вошло 32 произведения. Эту книгу, безусловно, можно назвать самым ярким и наиболее популярным творением великого сатирика. Написание целой книги сказок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, автор овладел жанром сказки и виртуозно владеет всеми художественными приемами этого жанра. Во-вторых, сказочная фантастика в какой-то мере служит средством художественной маскировки наиболее острых социальных и идейно-политических проблем. И наконец, доступность формы широкому кругу читателей позволило автору расширить круг читательской аудитории!
При создании сказок писатель использует типичные для сатирического произведения приемы: фантастика, гипербола, иносказание (аллегория), сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.
Остановимся на сказке "Медведь на воеводстве". Сказка напоминает по содержанию "Историю одного города". Тема сказки - высмеивание царя, министров, губернаторов, но царские сановники представлены автором в образе медведей, которые устанавливают свои порядки в лесной чаще.
В сказке выведены трое Топтыгиных. Каждый из героев по-своему отличается на воеводстве. Перед правителями стоит задача -добиться полного подчинения, а значит, и порядка. Топтыгин Первый усмирял "внутренних врагов" разного рода злодействами, например, "срамными" (чижика съел). А Топтыгин Второй покорности добивается устрашениями "блестящими" (погром над мужиками учинил). Топтыгин Третий отличается от своих предшественников добродушным нравом. Он ограничивает свою деятельность только соблюдением "исстари заведенного порядка", довольствовался злодействами "натуральными". Но и при Топтыгине Третьем лес не меняет своего облика. "И днем, и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие - победный клик". Такой порядок вещей продолжался многие годы. Но вот терпение мужиков кончилось и они расправились с Топтыгиным Третьим. Да и с предыдущими Топтыгиными они расправлялись аналогично.
Писатель подводит читателя к мысли о том, что смена одного воеводы, злого и жестокого, другим, либеральным и мягким, не сможет изменить ситуации. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще. В сказке содержится вывод о необходимости свержения самодержавия как антинародной и деспотической форме государственной власти.
Сказка "Медведь на воеводстве" при жизни писателя не была допущена цензурой к опубликованию, но она распространялась в русских и зарубежных нелегальных изданиях.
Как в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого.)
Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга "Сказки", включающая 32 произведения. Это - одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. Сказка представляет собой своеобразный жанр щедринского творчества. В "Сказках" Салтыков-Щедрин выступает как художник-новатор, мастер эзоповского повествования, демократ, оружием бичующей сатиры борющийся за будущее своего народа. Можно заметить, что в содержании "Сказок" находит отражение тематика почти всего творчества сатирика. В сказках перед читателем проходит почти вся галерея щедринских типов, только в обличие животных.
Какие приемы использует автор при создании сатирических сказок? Для сатирической сказки Щедрина характерно использование преувеличения (гиперболы), фантастики, гротеска, иносказания и аллегории, сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:
- сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;
- изображение жизни народных масс в царской России;
- обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
Но, конечно же, строгое разграничение сказок по их тематике невозможно, да в этом нет необходимости. Богатое идейное содержание щедринских сказок можно выразить словами Н. В. Гоголя: "Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждой, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу".
Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушивает в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы. Связь сказок Щедрина с фольклором проявилась в употреблении традиционных зачинов: "Жили да были два генерала", "жил-был пескарь", "в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик". Не менее часто сатирик прибегает к таким сказочным формулам, как: "по щучьему велению, по моему хотению", "ни в сказке сказать, ни пером описать", "долго ли коротко ли" и др. В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: "бабушка надвое сказала", "стыд глаза не выест", "на то и щука в море, чтобы карась не дремал" и т. д.
Удивительно сочетание в сказках Салтыкова-Щедрина народных традиций и острых социальных проблем, злободневного и вечного.
В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показывает, что источником не только материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры, является труд мужика. Генералы-паразиты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать Друг друга (эпизод после чтения "Ведомостей", когда один из генералов чуть не откусил ухо своему коллеге.) Автор сказки, используя гиперболизацию и гротеск, сумел обнажить основной недостаток правящего класса - неприспособленность и беспомощность. Только появление мужика спасло генералов от окончательного озверения и вернуло обычный "генеральский" облик.
Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Это договаривается в сказочном повествовании о диком помещике, изгнавшем из своего имения всех мужиков. Он одичал, с головы до ног оброс волосами, "ходил же все больше на четвереньках", "утратил даже способность произносить членораздельные звуки".
В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыков-Щедрин затрагивает тему положения народа в эксплуататорском обществе. С чувством скорби и грустной иронии изобразил сатирик рабское поведение мужика. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы умирали на острове от голода, так как могли овладеть куропаткой только Б изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они, наконец, набрели на спящего "лежебоку" и заставили его работать. Это был громаднейший мужичина. Мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля добыл в земле, и огонь извлек, и разной провизии напек, чтобы прокормить прожорливых тунеядцев, и пуха лебяжьего набрал, чтобы им мягко спалось. Да, это сильный мужчина. Перед его силой не устояли бы генералы.
А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дан им по десятку яблок, а себе взял одно, "кислое". Сам же веревку себе свил, чтобы генералы его ночью держали на привязи. Да еще готов был порадовать генералов за то, что "они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались".
Кричащее противоречие между огромной потенциальной силой и классовой пассивностью крестьянства показано сатириком в этой сказке.. Сказка рисует, с одной стороны, трагедию жизни русского крестьянства - этой громадной силы, находящейся в плену и во мраке, а с другой - скорбные переживания автора, связанные с безуспешными поисками ответа на важный вопрос: "Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?"
Такие смелые мысли могли быть переданы читателю только в "зашифрованном" виде. Своеобразным шифром в сказках Салтыкова-Щедрина является Эзопов язык. Вот как сам автор говорит об этом: "С одной стороны появились аллегории, с другой - искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создавалась особая рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою, - манера, обнаруживавшая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств".
Действуя под гнетом цензуры, Салтыков-Щедрин, вынужденный преодолевать трудные барьеры, не отступал от своих демократических убеждений, а боролся с препятствиями художественными средствами. Он разработал целую систему иносказательных приемов, наименований, выражений, образов, эпитетов, метафор, которые позволили ему донести до своих читателей основные идеи и замыслы произведений.
Салтыков-Щедрин создал большое количество произведений, которые никогда не утратят своего эстетического значения. Автор представляет нам исторический облик своего времени, правдиво рассказывает о сложных общественных вопросах. С другой стороны, произведения Салтыкова-Щедрина не теряют своей злободневности и в наше время. Сатирические образы, созданные автором, узнаваемы. Имена многих героев стали именами нарицательными. Писатель одним словом умел заклеймить порок, дать характеристику явления жизни, обличающую недостатки. Кто не встречался в жизни с иудушками головлевыми или карасями-идеалистами, премудрыми пискарями или беспомощными, но амбициозными генералами. Непреходящее значение творчества Салтыкова-Щедрина состоит и в том, что его сатирические произведения являются настоящей энциклопедией сатирических приемов.
66 Диалектика души героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)
Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообразные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя "то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом". Привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба разнообразных решений. Открытия, которые делают герои, - это ступени в процессе их духовного развития.
Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в раскрытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал "диалектикой души". Сам Л. Н. Толстой считал, "чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, слабости - необходимые..."
В романе "Война и мир" автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на "вечные" вопросы. Один из таких героев - князь Андрей Болконский.
Один из главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей появляется на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер. Это молодой человек с довольно красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Мы видим уставшего от фальшивого, глупого общества, раздраженного князя Андрея. Для него гостиная, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это заколдованный круг, из которого он пытается вырваться. Именно поэтому князь Андрей Болконский отправляется на войну. Его цель - достичь славы, славы, для которой он готов пожертвовать всем. В Аустерлиц-ком сражении Андрей со знаменем в руках бежит к своей мечте о "Тулоне", но, поверженный, он падает, и вместе с этим как будто падает значимость той цели, к которой он так стремился, Андрей чувствует ее бессмысленность. Князь Андрей не видит ничего, кроме неизмеримо высокого неба, все кажется пустым, обманом, все, кроме бесконечного неба. В эти минуты он видит "маленького" Наполеона, видит его мелочность, ничтожность его величия, а также ничтожность жизни и смерти, которой никто не мог понять и объяснить.
Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.
Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.
После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.
Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.
Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.
Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на вечные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болконский достиг наивысшей точки своего развития.