Американское политическое подсознание
В феномене американского "политического языка" важно и то обстоятельство, что в нем минимализировано "политическое бессознательное", поскольку само американское общество представляет собой искусственную смесь ("плавильный котел", "melting pot") из представителей различных культур, народов, рас, чья этническая идентичность была расчленена в угоду атомарным индивидуальностям, которые и составили изначально основу американского общества. Американские массы существенно отличаются от масс других стран тем, что их "подсознательное" является не продуктом органического и естественного напластования различных парадигмальных слоев, но искусственно сконструированным механизмом, хранилищем промышленных отходов столь же искусственного, технического "политического языка", спроецированного прогрессивной Европой на "пустые" пространства Нового Света с целью "чистоты эксперимента". Множество европейцев – сектантов, радикалов, авантюристов, каторжников, мистиков, пиратов – ринулись в Америку, чтобы "начать с нуля". Именно с нуля и был создан как сам американский "политический язык", так и его темный двойник, "хаос масс".
Подсознание американцев либерально, поскольку опыт предшествующих парадигм, связанных с историей Старого Света у американских масс стерт и рассеян. Это значит, что оно вместе с тем очень мелко и поверхностно, почти как у "мыслящих машин", что и отмечают жители других стран и культур, сталкиваясь с американцами. Возникает странное ощущение, что в их психологии утрачено какое-то естественное и привычное измерение, их психология искусственна.
"Политическое бессознательное" американцев по сути содержит те же самые элементы, что и сам "политический язык", только в хаотическом, неупорядоченном и фрагментарном состоянии. Поэтому столь неразвитыми и слабыми были в США революционные инициативы и движения: увлекая часть контрэлиты, они были заведомо обречены на отсутствие поддержки в массах, у которых не было ресурса глубинных парадигмальных напластований.
Двухпартийный конформизм
Двухпартийность политической системы США предполагает, что существует два главных осевых дискурса, которые представляют собой несущие конструкции всей системы. Причем оба осевых дискурса – демократический и республиканский – проистекают из единой языковой матрицы, т.е. представляют собой проявления одного и того же "политического языка". Проиллюстрируем это на примере трактовки республиканцами и демократами выделенных нами выше принципов этого языка.
- безусловная и оптимистическая вера в прогресс
Демократы | Республиканцы |
развивая эту структурную предпосылку, интенсифицируют ее в дискурсе, настаивающем на постоянном движении вперед, на преодолении прошлого, на "перманентной эволюции", затрагивающей обычаи, эстетические и этические нормативы и т.д. | трактуют ее более умеренно: прогресс не должен нести в себе разрывов, необходимо сохранять преемственность основам американской этики и культуры, продвигаться постепенно и осмотрительно |
- мировоззренческий и экономический либерализм
Демократы | Республиканцы |
трактуют либерализм в политическом, этическом и культурном ключе как прогрессивное освобождение атомарных индивидуумов от любых ограничений, норм – включая права сексуальных меньшинств, перемену пола, свободу абортов, легализацию легких наркотиков и т.д. | понимают свободу, в первую очередь, в экономическом смысле – как минимализацию налогов, запрет на вмешательство государства в экономику, полную реализацию "свободы рынка" и т.д. |
- либерал-демократическое политическое устройство
Демократы | Республиканцы |
ставят акцент на том, что в политическом представительстве нуждаются не только большинство, но и меньшинство, не только средние слои общества, но и различные виды социальных маргиналов. Саму демократию они трактуют как "защиту интересов меньшинств". | склоняются более к пониманию демократии, как выражению позиций "среднего человека", "большинства", "консенсуса", отражению интересов "нормального" среднестатистического обывателя. |
- преемственность западно-европейской геополитической и ценностной ориентации, начиная с Нового времени
Демократы | Республиканцы |
понимают это наследие Просвещения как задачу продолжать и развивать вектор Нового времени, открывая всем народам мира "истину либеральной демократии" в качестве универсальной ценности. Демократы ориентированы на глобализацию западного типа цивилизации, внедрение ее нормативов в планетарном масштабе. | отстаивают точку зрения, что только США являются единственным ортодоксальным воплощением "духа современности". Республиканцы испытывают некоторый скепсис в отношении возможности "облагодетельствовать" плодами либеральной демократии весь остальной мир и предпочитают сосредоточиться на укреплении ее в своей стране, чьи геополитические интересы они напрямую отождествляют с универсальными интересами – подчас не обращая никакого внимания на раздающиеся со стороны других народов протесты. |
- двухпартийная парламентская система
В этом пункте позиции обеих партий сходятся, каждая лишь настаивает на повышении своей роли.
- ориентация на мировое господство США.
Демократы | Республиканцы |
мировое господство США видится в первую очередь как ценностное, цивилизационное и идеологическое. Демократы – последовательные сторонники глобализации, в результате которой весь мир должен стать Соединенными Штатами. | понимают его иначе: как стратегическое, экономическое и политическое доминирование США как державы над остальными странами, как превращение Америки в центр мировой империи. |
Позиции демократов и республиканцев не просто признают базовый "политический язык" США, но и укрепляют его на уровне "высказываний". Обе партии существуют в рамках полного конформизма по отношению к базовой структуре, и постоянное различие в подходах призвано лишь разнообразить спектр высказываний и еще глубже навязать единый "политический язык".