Так кто же несет ответственность?
Такой образ жизни значительной части молодежи привел к тому, что мое поколение стало весьма критически относиться к более молодому. Мы высказали много достаточно жестких слов в адрес безнравственных, безответственных детей и обвинили их в том, что они стали «самым худшим» поколением в истории Америки. Имеются хорошие шансы, что мы были правы в своих обвинениях, но, к сожалению, совершили при этом ошибку, сосредоточившись на проблеме и в то же время в значительной степени игнорируя причины указанной проблемы. Однако по мере углубления в различные исследования, которые я делал для данной книги, мне становилось все более очевидно, что поведение юношества часто было результатом следования примерам, исходившим от взрослых, и зачастую они пали жертвой искушений, ставших возможными благодаря старшим поколениям.
К этому моменту вы владеете ясной картиной того, каковы мои убеждения, а посему я не буду заново мусолить данный вопрос и ограничусь только напоминанием уже хорошо известной вам истины: «что посеешь, то и пожнешь». Идеи и мнения насаждаются телевизионным экраном [который обогнал в своем воздействии и дом, и церковь, став сегодня в Америке самым влиятельным инструментом внушения], театрами, радиостанциями, книгами, журналами и стилем поведения людей в целом. Не вызывает сомнений, что владельцами подавляющего большинства телевизионных станций, газет, массажных кабинетов, киностудий и кинотеатров, равно как и бизнеса по импорту наркотиков, питейных заведений, игорных домов, тотализаторов и т. д. не являются подростки. Однако их жертвами часто становятся юнцы, и результаты деятельности подобных учреждений столь же губительны, сколь огромна прибыль их хозяев. Сегодня, глядя на неприятности и беды молодежи, я вынужден признать, что это мои ровесники, мое поколение вместе с молодыми несет вину за ситуацию, сложившуюся с юношеством.
Это не отговорка и не отказ от предпосылки, что каждый индивид, достигший возраста, когда он в состоянии осознавать свои поступки, должен принять на себя свою долю ответственности перед человечеством и непременно предстать перед судом всемогущего Бога. Я просто подтверждаю факт наличия ответственности, которую мое поколение должно принять на себя из-за того, что мы делали, способствуя деятельности сих творцов губительных привычек, или же не делали, когда можно было предотвратить распространение этих привычек через посредство экономического и законодательного давления. А самая большая из всех ошибок — это просто не делать ничего, поскольку вы думаете, будто сможете сделать лишь очень немногое.
ОН НЕ ИМЕЛ В ВИДУ ЭТОГО
Еще одна дурная привычка— богохульство и сквернословие. Неутешительно слышать, как кто-то так или иначе сквернословит и богохульствует, независимо от конкретной формы и обстоятельств, потому что мы никоим образом не знаем, где или когда этот поток остановится. Я часто слышу людей, которые разражаются некими «красочными выражениями». Во многих случаях коллега или подчиненный такого любителя «украсить» свою речь объяснит, что «Джон ничего этим [руганью и проклятиями] не имеет в виду — просто такой уж он человек». Моя проблема в таких ситуациях аналогична вашей. Я не в состоянии сообразить, когда человек имеет что-то в виду, а когда не имеет. Мне кажется невежливым прерывать такого человека после каждого его сильного выражения, дабы, не мешкая, спросить, является ли оно частью того, что он «имеет в виду», или же принадлежит к тому, чего он в виду «не имеет».
Мне трудно поверить, что кто-то с помощью грязных ругательств когда-либо благоприятно и с взаимной пользой повлиял на другого человека, зато я знаю о многих случаях, где именно из-за этого бывала упущена
Продажа, прервана дружба, потеряны возможности или прекращены ухаживания. Сквернословие— еще одна из тех плохих привычек, которые настолько постепенно вползают в нас, что большинство людей даже не осознают, как и когда они ее приобретают.
Даже прямое изнасилование является, как правило, конечным результатом нарастания дурной привычки. Согласно мнению д-ра Дороги Хикс, сообщающей о результатах исследований, которые проводились во Флориде, большинство насильников начинали сходным образом. Д-р Хикс указывает, что изнасилование со стороны злостного, закоренелого насильника— это акт грубого принуждения, а вовсе никакое не сексуальное действие. В момент совершения своего гнусного правонарушения насильник ненавидит женщин, и его абсолютно не заботит возраст или внешность жертвы, а часто он даже не в состоянии что-либо вспомнить о ней. Далее д-р Хикс указывает, что насильники начинают с подсматривания, затем они позволяют себе тихо входить в спальни, где наблюдают за спящими женщинами. Позднее они переходят к негрубому нажиму, который прогрессирует и превращается в жестокое изнасилование.
Привычный лгун, человек, который хронически опаздывает, распущенная и неразборчивая в своих связях личность, тот, кто «не слышит будильника» и продолжает спать, — все они начинают сходным образом. Сперва делается лишь легкая уступка, которая ведет ко все большим и большим уступкам, пока, в конечном итоге, все перечисленные выше плохие привычки не становятся у них образом жизни.
МЕДЛЕННО И ПРОСТО
Все дурные привычки, наклонности и бедствия начинаются медленно, тихо, спокойно и явно безвредно. Это верно на личностном, национальном и международном уровне. Первоначально кажется просто глупым делать проблему из «таких мелочей». Никто не знал этого лучше, чем Никита Хрущев — палач Будапешта, который безжалостно сбил с толку и завел в болото десятки миллионов людей. Он ясно заявил о позиции коммунистов в своем выступлении перед конгрессом Соединенных Штатов: «Мы не можем ожидать, что американцы перепрыгнут от капитализма к коммунизму, но мы можем помогать их избранным лидерам кормить американцев малыми дозами социализма, пока те вдруг не проснутся и не обнаружат, что у них уже коммунизм»141.
«Малые дозы», о которых говорил Хрущев, начались в годы великой депрессии, когда на американскую политическую сцену пробились программы помощи и пособий. Именно в течение этого периода американцы начали выбирать своих сенаторов и конгрессменов благодаря их «обещаниям» голосовать за предоставление большего объема помощи для соответствующего региона страны, а не в результате оценки способностей кандидатов, их порядочности и патриотизма. Когда американцы начали ждать милостыню вместо Божьей милости, мы уложили первые камни в фундамент национальной политики, построенной на страхе и жадности вместо силы и достоинства.
Первые «малые дозы» в плохой привычке, сформировавшей сегодняшнюю политику под лозунгом «в будущей войне не будет победителей», имели место, когда Трумэн остановил Паттона и его танки в предместьях Берлина, лишив союзников победы, которую всемогущий Бог дал нам над безбожным врагом. Это подготовило почву для политики «победителей не будет», которая с тех пор довлеет над нашим американским национальным мышлением. Трумэн сделал это для нашего «друга» и союзника Иосифа Сталина, который стоит вторым по числу миллионов безжалостно уничтоженных людей, уступая только Мао Цзэдуну. Позже, несмотря на красноречивые мольбы Черчилля, мы отказались атаковать мягкое подбрюшье Европы и потеряли расположенные там страны, уступив их коммунизму. Тенденция продолжалась, когда мы пригласили Россию вступить в войну против уже побежденной Японии и в результате потеряли в пользу коммунизма еще и Северную Корею. Позже— по-прежнему в рамках нашей гигантской программы капитуляции — мы прислушались к Джорджу Маршаллу, когда он уверял нас, будто Мао и его дружки — это всего лишь компашка безвредных аграрных реформаторов. Мы забрали назад свою помощь и отказались поддержать нашего долговременного друга и союзника Чан Кайши, отдав предпочтение коммунистическим ордам и утратив Китай, который стал коммунистическим.
К настоящему времени в Америке каждому непредвзятому политическому деятелю и избирателю должно быть очевидно, что мы двигались тогда прямым курсом к катастрофе, но нам все еще остается извлечь из той ситуации некоторые уроки. В коммунизме мы нашли для себя охотного учителя. Мы одержали победу в нашей схватке в Корее, но либеральное мышление и наша политика «победителя не будет» завели нас в то безысходно патовое положение, которое существует сегодня, в момент написания данной книги. Следом пришла Куба, когда, — несмотря на некоторые тревожные сигналы, исходившие от разведки, — мы помогли Фиделю Кастро совершить его переворот. Позже американцы испытали трагические последствия нашей политики «победителя _____не будет» во Вьетнаме. Наиболее хорошо осведомленные военные говорят,