Это всего только кусок дерева

В 1930-е годы бейсбол, в который играли команды младших лиг, был просто потрясающим, и это было особенно верно применительно к Техасской лиге. В те времена, например, в составе команды Сан-Антонио было семеро бэтс-менов (игроков с битой, которые отбивают мяч), которые за сезон имели в активе более 300 попаданий. Если говорить про сезон 1976 года в главных бейсбольных лигах, то в Американской лиге нашлось всего 10 бэтсменов, которые достигли этого уровня попаданий, а во всей Национальной лиге на это оказались способны только 14 бейсболистов. В любом случае, каждый техасец был уверен, что в следующем году Сан-Антонио завоюет вымпел чемпиона, особенно при таком изобилии выдающихся «попадал».

Однако, как это часто имеет место с теми событиями, в которых все уверены, на пути этой команды к чемпионскому званию случилась нечто мало забавное. Сезон начался, и забивалы из Сан-Антонио проиграли свою первую, вторую, а потом и третью игру. Они с треском проиграли также четвертую, пятую и шестую встречу. В итоге, когда сезон был уже в разгаре и бейсбольная команда Сан-Антонио отыграла 21 матч, эта могучая дружина, которая, казалось, страдала переизбытком отличных спортсменов, проиграла целых 18 игр.

Питчер (подающий) обвинял кетчера (принимающего), кетчер возлагал вину на шортстопа (игрока, который стоит между второй и третьей базами), шортстоп валил все на первого бейсмена (игрока, который стоит на первой базе), а первый бейсмен винил аутфилдера (игрока дальней части площадки, который защищает левое, правое или центральное поле). Фактически, каждый винил кого-то другого, а результаты были очевидными и, понятное дело, катастрофическими.

И вот настал день, когда эта напичканная талантами, но переживающая резкий спад команда из Сан-Антонио выступала против «Далласа», самой слабой команды в лиге, и в игре, состоявшейся ближе к вечеру, далласцы победили с редким и бездарным счетом 1 — 0.

Команда «Сан-Антонио» сумела сделать только одно попадание. Джош 0'Рейли, выдающийся менеджер и тренер команды «Сан-Антонио», знал, что его ребята с физической точки зрения были в полном порядке. Проблема состояла в «паршивой психологической установке». Если быть кратким — его игроки страдали от протухания мозгов, а посему 0'Рейли напряженно искал «лекарства» от этой болезни. В то время в Далласе имелся некий знахарь-целитель по фамилии Слейтер, которые приобрел репутацию настоящего чудотворца, и именно на нем 0'Рейли построил изобретенный им план.

До начала второй игры серии оставался всего один час, когда 0'Рейли предпринял свои меры. Он вошел в клубную раздевалку, излучая энтузиазм, и сказал: «Друзья, у меня есть ответ на наши проблемы. И пусть вас не волнуют разные мелочи. Дайте мне по две ваших лучших биты, а я успею возвратиться с ними к началу игры. Теперь мы наверняка победим в сегодняшней игре и наверняка выиграем чемпионский вымпел». Он забрал у каждого игрока две его лучшие биты, сложил их в тачку и уехал. Вернулся он буквально за пять минут до игры и, беседуя со своей командой, не скрывал кипучего энтузиазма. «Ребята, — убежденно сказал он, — наша проблема решена. Ни о чем не беспокойтесь. Я был у мистера Слейтера, и он ниспослал на эти биты свое благословение. По его словам, все, что вам нужно делать, — это выйти к базе, сделать замах, и каждому гарантировано отличное попадание по мячу. Мы наверняка выиграем эту встречу и победим в борьбе за вымпел. Ни о чем не волнуйтесь. Просто идите и покажите им, кто такие тигры».

И что же сделали его тигры? Теперь вспомните, что именно эта команда днем ранее позорно проиграла со счетом 0 — 1. Но, как сказано в одной старой песне: «Большие перемены приносит новый день»'". Команда _____Сан-Антонио, которая только вчера еле попала один раз по мячу, сегодня сумела 22 раза пройти все базы и добилась 37 попаданий, включая 11 таких, которые с одного раза обеспечили прохождение всех баз. Думаю, нет необходимости указывать, что при таких показателях они выиграли эту встречу. Мало того, что они выиграли данную встречу,— они также завоевали и чемпионский вымпел.

После ознакомления с этой историей на ум приходят кое-какие интригующие мысли, тем более, что после нее биты, заговоренные Слейтером, в течение нескольких лет продавались за большие деньги по всей Техасской лиге. Прежде всего, никто вообще не знает достоверно, видел ли хотя бы Слейтер эти чудо-биты. Но даже если предположить, что видел, то мог ли Слейтер повлиять на ту деревянную болванку, из которой выточены бейсбольные биты? Уверен, что вы согласитесь со мной: Слейтер ничего не мог сделать с этими кусками дерева и никак не мог воздействовать на них. Однако я лично убежден, что он мог сделать очень много чего с психологическими установками тех игроков, которые размахивали «заговоренными» битами. Вот уж действительно, в умах этих спортсменов кое-что таки случилось, и поэтому им начали удаваться чуть ли ни все удары, с помощью чего они выиграли и данную встречу и весь чемпионат лиги.

ЭНТУЗИАЗМ—ЭТО УСТАНОВКА

Позитивная установка будет приносить позитивные результаты, потому что установка заразительна. Одной из таких установок является энтузиазм. Элберт Хаббард"2 сказал: «Ничто великое никогда не было достигнуто без энтузиазма». Различие между хорошим проповедником и великим проповедником, хорошей матерью и замечательной матерью, хорошим оратором и великим оратором или хорошим торговым агентом и потрясающим торговым агентом часто заключается в энтузиазме. Слово «энтузиазм» происходит от древнегреческих слов en theos, и буквально оно означает просто «с Богом внутри». Если вы посмотрите на четыре последние буквы английского слова «enthusiasm», то они образуют собой акростих «iasm», за

которым может скрываться следующая английская фраза: «I am sold myself» — «Я убежден в себе». Если вы убеждены в себе и если вы искренне верите в свое призвание, свою фирму и свое изделие, тогда ваш энтузиазм не вырвешь вроде зуба. Ваш энтузиазм бьет ключом из того неистощимого источника, каковым являются все ваши внутренние ресурсы в целом.

Настоящий энтузиазм — не та вещь, которую можно «надеть» и «снять» в зависимости от ситуации и обстоятельств;

Это — образ жизни, а не подручный инструмент, используемый вами, чтобы произвести впечатление на окружающих. Он не имеет ничего общего с шумным поведением и громкой речью, энтузиазм — это внешнее выражение внутреннего чувства. Многие люди, полные неподдельного энтузиазма, выглядят довольно тихими, однако все фибры их естества, каждое слово и каждое действие отчетливо свидетельствуют о том факте, что они любят жизнь и что она означает для них многое. Правда, кое-кто из тех, кому присущ энтузиазм, явно ведут себя шумновато, но шумное поведение не является ни необходимым условием энтузиазма, ни его обязательным признаком.

БЕЗУМНЫЙ МЯСНИК

По словам Аллана Беллами, который олицетворяет собой энтузиазм, большинство людей позволяют внешним условиям и обстоятельствам управлять их психологической установкой вместо того, чтобы использовать свою установку с целью управлять внешними условиями. Если «дела» хороши, то хороша и их установка. Если «дела» плохи, их установка тоже плоха. Аллан убежден, что это— абсолютно неправильный подход. Он полагает, что вы должны построить для своей установки прочный фундамент, и тогда вам гарантировано следующее: когда «дела» хороши, ваша установка тоже хорошая, а когда «дела» плохи, ваша установка все равно хорошая, а это означает, что скоро и «дела» пойдут хорошо. Его собственная биография подтверждает данную точку зрения.

Когда Аллан вернулся с корейской войны113, мать пригласила его присоединяться к их семейному продуктовому магазинчику типа «мамочка и папочка». Аллан описывает его настолько маленьким, что, когда вы открывали входную дверь, она упиралась в мясной прилавок, который был сзади, около самого запасного выхода. Бизнес шел хорошо— по-настоящему хорошо для Аллана и его матери, живших в городке Пайн-Блафф, штат Арканзас. Это было неудивительно, потому что любая мать, которая оказалась предоставленной самой себе в годы великого кризиса, но смогла поднять детей, живя в странном сооружении с земляным полом, и сумела дать им образование, в состоянии добиться многого.

Поскольку Аллан был воспитан на философии «в один прекрасный день мы сделаем большое дело», он не испытывал ни малейшей робости, когда обратился к местному банкиру относительно ссуды, причем большой, для расширения их торговли. Располагая ограниченным капиталом, но неограниченным энтузиазмом, он смог убедить банк дать им взаймы 95 000 долларов, чтобы построить супермаркет. День его открытия выдался хаотичным [проливной дождь на не мощеной площадке для стоянки автомобилей], но весьма успешным. Его бизнес рос и процветал, — а затем очень скоро кругом пошли разговоры, что Пайн-Блафф в Арканзасе— прекрасное место, чтобы соорудить там супермаркет. В течение последующих шести месяцев десять главных конкурентов открыли в этом районе по магазину. Каждая из этих торговых точек немного отщипывала от бизнеса «безумного мясника». [Он получил это прозвище, когда торговый агент сказал ему, что это безумие— покупать шейные позвонки по 15 центов за фунт и продавать их по 10 центов. Аллан заверил его, что это абсолютно нормально, поскольку такой уж он «безумный мясник»; так родилась эта кличка.] Довольно скоро товарооборот Аллана в его большом магазине стал меньше, чем был в маленьком, и дела выглядели довольно уныло. Тогда Аллан и четверо из его сотрудников записались на курсы обучения искусству выступать перед аудиторией, где значительное внимание уделялось правильной психологической установке. Пятое занятие было посвящено энтузиазму, который, в конечном счете, представляет собой не что иное, как ту же психологическую установку. После того вечера Аллан решил, что он и его люди будут проявлять в пять раз больше энтузиазма, чем когда-либо прежде. Теперь-то уж каждый в Пайн-Блаффе знал, что он безумен. Его клиентов встречал в дверях восторженный прием и полное энтузиазма «добро пожаловать», да и вся психологическая установка — сверху донизу и от фасада до заднего крыльца — коренным образом изменилась — равно как и финансовые результаты. Всего за четыре недели оборот подскочил с 15 000 долларов в неделю до 30 000 — и с тех пор ни разу не упал ниже этой суммы.

Поймите, пожалуйста, ведь в Пайн-Блаффе не произошло внезапного увеличения численности населения"4, да и конкуренты не закрыли разом двери своих магазинов [хотя сегодня семеро из них уже выбросили на ринг полотенце]. Единственным изменением было дополнительное вливание энтузиазма. Поскольку оно так

хорошо сработало в краткосрочном режиме, Аллан решил сделать этот энтузиазм постоянно действующим фактором своего бизнеса. С тех пор — а это было почти семнадцать лет назад— «безумный мясник» расширил свое хозяйство и довел его до 26 весьма благополучных и процветающих магазинов. В 1974 году наперекор спаду в экономике его фирма «The Mad Butcher, Inc.» («Безумный мясник и Ко») продемонстрировала самый большой абсолютный [в долларах] и процентный рост в своей истории. 1976 год оказался даже лучше— объем продаж был в районе 35 миллионов долларов [согласитесь, это хороший район]. Энтузиазм настолько заразителен, что текучесть персонала в его компании практически отсутствует. Так как люди— главная причина любого делового успеха или неудачи, Аллан Беллами — «безумный мясник» — с энтузиазмом относится к такой организации своего бизнеса, которая помогает людям расти. Он, как и большинство преуспевающих деловых людей, верит, что если вы помогаете вашим сотрудникам расти, то ваши сотрудники помогут расти вашему бизнесу.

УСТАНОВКА «ИДИ И ДАЙ»

В сегодняшнем мире мы так много и часто слышим про человека, который «идет и берет»115, что нередко упускаем из виду того, кто «идет и дает». Не поймите меня неправильно. Я лично на все 100% принадлежу к числу тех, кто _____идет и берет. Но при этом я чувствую, что один мой старинный знакомец попал когда-то в самую точку. В давно минувшие дни он перевозил пассажиров через реку Язу, которая течет по предместьям Язу-Сити и впадает потом в Миссисипи. Именно на этой реке, причем в пределах городской черты, впервые в настоящем сражении была использована торпеда. Это случилось в годы агрессивной войны северян — той самой, которая в некоторых книгах по истории, написанных янки, именуется гражданской войной. [Тот каплеобразный ком, который вы сейчас видите на моей щеке,— это мой язык.] Мой знакомый взимал по десять центов за каждую поездку через реку. Когда однажды его спросили, сколько рейсов он делает в день, тот ответил: «Столько, сколько могу, потому что чем больше я туда-сюда иду, тем больше я туда-сюда беру, а если я никуда не иду, то и ничего не беру».

Да, я верю в обе указанные выше психологические установки: и в ту, которая предлагает «идти и брать», и в установку «идти и дать». Фактически я вообще не верю, что их можно разделить, как это отчетливо демонстрирует история Израиля, безусловно, самая захватывающая история государства в XX веке. Рожденные,— как пророчески предсказывала Библия, — среди напастей и бед в 1948 году, израильтяне создали истинный процветающий оазис в море песка и бедности, живя в окружении своих арабских соседей. [Пусть вас не введут в заблуждение богатейшие нефтяные шейхи; ведь огромное большинство арабов живет в невероятной бедности и невежестве.] Хотя Израилю страшно не хватает многих ресурсов, израильтяне не позволили, чтобы то, чего они не имеют, воспрепятствовало им использовать то, чем они располагают. Когда вы 2000 лет ждали возвращения в свой дом и по всему миру страдали от преследований и дискриминации, то можете быть полностью уверены, что каждый мужчина, женщина и ребенок возвращались на историческую родину с огромным запасом рвения и решимости. Каждый приезжавший приносил в душе затаенное разочарование теми двумя тысячами лет, когда за евреями отрицалось право на свободу и равные возможности. Каждый прибывал сюда, чтобы своими руками создать для себя место на родине, и не только желал, но горячо стремился дать родине что-либо взамен.

Результаты стали чудом XX столетия. Новоприбывшие израильтяне дали пустыне воду, оросив ее, и создали высокоурожайные виноградники. Они сочетали упорный труд с изобретательностью и привлекли в свою страну бизнесменов и туристов со всех континентов. Они дали населению численностью менее 3 миллионов человек приверженность идее, гордость и дух энергии в паре с предприимчивостью — дух «иди и бери». Эти приверженность убеждениям и одержимость в деле построения свободной и процветающей страны позволили Израилю больше, чем выстоять,— настоять на своем против объединенных сил 100-миллионного арабского народа, который его окружает. Да, Израиль — это действительно настоящая история. Они прибыли сюда, чтобы дать — и взять. Они сделали и то и другое. Кстати говоря, Израиль обладает самым низким уровнем преступности в западном мире, а вандализм здесь фактически не известен.

Такова универсальная истина; когда вы строите что-либо, замешивая цемент своей кровью, потом и слезами, то весьма маловероятно, что вы вдруг повернете на 180 градусов и решите разнести все созданное в пух и прах. Строители— это не разрушители, а разрушители — не строители.

КАКОВ ВХОД, ТАКОВ И ВЫХОД

Вы такой, каким вы являетесь, и находитесь там, где вы есть, из-за того, что сидит у вас в голове. Вы можете изменить то, кем являетесь и где находитесь, изменив то, что попадает вам в голову. В конце 1979 года мы вложили значительную сумму денег в приобретение компьютера. Я рассказывал всем знакомым об этой изумительной машине, которая займется учетом наших запасов, составлением платежных ведомостей,

подготовкой списков для рассылки почтовых отправлений адресатам и ярлычков для наклеивания на конверты, словом, будет делать все, вплоть до приготовления нашего утреннего кофе и уборки кухни включительно. Я был действительно в восторге от возможностей этого компьютера! Шесть _____месяцев спустя мне хотелось продать его— даже за небольшую часть первоначальной цены.

Но если бы мне сегодня предложили избавиться от компьютера— конечно, не от того первого, ибо он уже давно заменен, — то я не согласился бы сбыть его и по цене, в десять раз выше той, что я уплатил при покупке. Из-за чего такая разница в отношении? Ответ прост. Первые инженеры, которых мы наняли для программирования работы нашего компьютера, могли бы запросто врезаться в идущую впереди машину, если бы даже ехали в автомобильной колонне, состоящей из двух легковушек, (По правде говоря, именно этот номер они однажды и откинули!)

Но вот однажды в нашу парадную дверь вошли Мэрилин и Дейв Бауэры и заверили нас, что могут заставить этот компьютер смеяться, разговаривать, свистеть, петь и даже проделывать кое-что полезное. Мы спешно запрягли их в работу, и очень скоро наш компьютер стал делать все то, на что мы надеялись, и еще много чего другого. Словом, компьютер— это действительно потрясающая штука, но его «выход» полностью определяется его «входом». Компьютер не лучше и не хуже, чем человек или люди, которые его запрограммировали. Таковы же и мы с вами. Вы будете действовать, думать и выполнять различные функции в значительной степени так, как вы были «запрограммированы» делать все это.

Главное различие между вами и компьютером состоит в том, что вы сами можете выбрать для вашего ума как программу, так и программиста. Если вы в своем продвижении по шоссе под названием «жизнь» заехали не настолько далеко, как вам бы хотелось, то, возможно, вы придерживались неправильной программы. Возможно, но только возможно, все то, что поступало на «вход» вашего ума, носило негативный характер и, следовательно, сдерживало вас или даже тащило назад, вместо того чтобы продвигать вперед. Одно из многочисленных предназначений книги «До встречи на вершине» состоит в том, чтобы помочь вам с программой «входа», которая в свою очередь поможет вам — поможет делать то, что вы хотите делать, иметь то, что вы хотите иметь, и быть тем, кем вы хотите быть.

Наши рекомендации