Есть по-настоящему «лучшие» люди
Узкий круг так называемой «реактивной публики» — всякие избалованные богачи, исповедующие сомнительные моральные принципы и летающие по всему миру реактивными лайнерами на фешенебельные международные курорты, являя собой образчик «красивой жизни», заполненной бездумными забавами, играми и развлечениями, определенно не принадлежат к числу лучших людей. С моей точки зрения, настоящие «лучшие люди» относятся к самым разным слоям общества и часто страдают всеми болезнями,
имеющимися на свете, — от полиомиелита до полной слепоты. Нет у них только одной хвори — «хромоты неудачника»; они не согласились на нее и в итоге стали вполне благополучными, счастливыми и хорошо устроенными личностями. Среди них есть представители любой расы, вероисповедания и цвета кожи. У них встречается самая разная образовательная подготовки — от трех классов начальной школы до защищенной докторской диссертации. Я иногда видел людей, которые смогли преуспеть, почти невероятным способом воспользовавшись своими изъянами или физическими недостатками, и много раз встречал тех, кто достиг многого, невзирая на подобные дефекты. Их истории — это самые красивые истории, с которыми только можно столкнуться в жизни. Все эти люди без исключения верят в то, что «человек задуман для свершений, создан для успеха и наделен семенами величия». Приняв для себя это убеждение, вы обнаружите, что нет никакой потребности винить кого-то в тех или иных собственных проблемах. Короче говоря, вы окажетесь да верном пути, поскольку обнаружите, что всегда сможете найти руку, способную оказать вам помощь, — а именно, выясните, что она торчит из манжета вашего же рукава. В своей работе я частенько сталкиваюсь с людьми, которые не достигли успеха, но редко вижу тех, кто не способен его достичь. В действительности я предлагаю вам согласиться с тем, что, начиная с данного момента, ваша ситуация — и будущее — целиком находятся в крепких и на многое способных руках — в ваших собственных!
ЭТО В ТВОИХ РУКАХ, СЫНОК
Возможно, одна притча поможет вам понять мою точку зрения. В Италии на вершине высокого холма, откуда открывался прекрасный вид на удивительно красивый город Венецию, жил старик — настоящий гений. Легенда гласит, что он был в состоянии ответить на любой вопрос, который кто-либо задавал ему. Двое местных мальчишек решили, что смогут одурачить всезнающего старца; для этого они поймали маленькую птичку и направились к тому месту, где жил мудрец. Один из мальчуганов, держа в руках свою добычу, спросил старика, мертва птаха или жива. Без секунды колебаний старец ответил: «Сын мой, если я скажу тебе, что пичуга жива, ты сожмешь свой кулак и задушишь ее насмерть. Если же я скажу, что птичка мертва, ты раскроешь ладонь, и она упорхнет. Видишь, сынок, твои руки властны над жизнью и смертью». Именно это я и говорю вам, — причем говорю без хитроумных уточнений, без оговорок и без всяких мудрствований. В своих и только своих руках вы держите семена неудачи— либо потенциал, позволяющий достигнуть величия. Ваши руки способны на многое, но их надлежит использовать, причем правильным образом, если вы действительно хотите пожинать те лавры, которых заслуживаете и которые способны обрести.
А ТЕПЕРЬ НЕ ПОКИДАЙТЕ МЕНЯ
На страницах этой книги я буду рассказывать кучу историй, поскольку убежден, что сама наша жизнь— это вечно длящаяся история. Кроме того, я собираюсь также использовать все имеющиеся в моем распоряжении методы, чтобы поддерживать в вас постоянное внимание и неугасающий интерес — короче, чтобы вы не уронили эту книгу на пол, задремав в кресле, и не отшвырнули ее, бодрствуя.
Причина проста. Вы, вероятно, читаете в темпе от 200 до 400 слов в минуту, но ваш разум функционирует со скоростью от 800 до 1800 слов в минуту. В такой ситуации совершенно нормально, что ваш ум имеет тенденцию заполнять это незадействованное время или пространство тысячами самых разных мыслей, не связанных с темой читаемого текста. Теперь примите еще во внимание тот факт, что ваша нацеленность на чтение/обучение изменяется в такой же сильной степени, как и то, какой для вас сегодня выдался день, — и тогда вы легко сможете понять, как и почему ваши мысли блуждают не там где надо. Фактически получается вот что: можно прочитать довольно много страниц и не усвоить из них ровным счетом ничего.
К примеру, в ходе чтения этой книги вы уже бросали меня добрый десяток раз, отправляясь в краткие «боковые» странствия. Вы отправлялись в самые разные места и занимались самыми разными вещами — от присмотра за детьми до самообучения, совершения покупок, посещения футбольного матча или визита в туалет. И непременно при этом отвлекались. Если вы не верите моим словам, вернитесь опять к любой странице, которую уже пробегали глазами, и тщательно перечитайте ее снова. Держу пари, что вы увидите при этом несколько слов, мыслей или идей, пропущенных при первом чтении. Кстати, этим предположением я вовсе не оскорбляю ваш интеллект. Фактически даже наоборот: в большинстве случаев дело обстоит так, что чем более яркий вы человек, тем выше вероятность подобного поворота событий. Мог бы также добавить, что, чем больше у вас таланта и честолюбия, тем напряженнее вы будете работать с целью уменьшить частоту таких случаев в будущем. Мне как автору данной книги остается только надеяться, что вы не совершали одно из такого рода «странствий» в ходе чтения этого абзаца. [Более того, я «имею наглость» просить вас еще разок перечитать последнюю страничку или даже две.]
Зная, что вам предстоит краткое, но серьезное путешествие, вы сумеете быстрее и легче оценить дававшийся мною ранее совет использовать фломастеры для подчеркивания и выделения тех пунктов, которые особенно сильно привлекли ваше внимание. Кстати, если вы, кроме того, еще и станете по ходу заносить эти — равно как и свои — мысли и идеи в специальную записную книжку, то станете по-настоящему активным читателем, перестав пассивно скользить по поверхности текста. Это будет также полезно для целей последующего обзора усвоенного материала. При работе с данной книгой чрезвычайно важно перечитывать и заново рассматривать всю существенную для вас информацию. Один из ведущих университетов Америки выяснил, что после одноразового ознакомления с каким-то новым материалом люди по истечении двух недель будут помнить только примерно 2% полученных сведений. Если они будут осваивать тот же самый материал шесть дней подряд, то двумя неделями позже у них останется в памяти 62%. Но есть еще нечто намного более важное, чем прочность запоминания. Чем больше раз вы подвергаетесь воздействию одной и той же информации, тем более вероятно, что вы действительно предпримете на ее основании соответствующее действие, — а моя цель в том и состоит, что вы стали действовать. Фактически, действие и есть наглядное проявление эффективности обучения. Точно так же, как «вера без активных деяний мертва», обучение без последующих действий — это не обучение.