Методологического базиса человековедения
Что по своей сути означает естественнонаучный подход к решению гуманитарных задач? Это означает, прежде всего, что мы не собираемся проводить границы и строить приграничные укрепления там, где на самом деле этих границ нет. Достаточно вспомнить, что исторически совсем недавно психология относилась к естественным наукам. Сейчас функционёры и чиновники от науки объявили её наукой неестественной. Однако настоящая наука, вне зависимости от отрасли научного знания, должна проявлять именно естество знания, а если этого не происходит, значит под флагом науки скрываются околонаучные ментальные спекуляции и ничего больше.
Естественнонаучный подход означает также, что при решении в его контексте каких либо задач используется современная парадигма (основание) естественных наук и, прежде всего, физики. Нужно сказать, что, вообще говоря, она используется всегда, но часто без осознания этого использования, или при умышленном отрицании этого факта. Например, парадигмой естественных наук во времена примитивного материализма (когда материей считалось только то, что даётся нам в ощущениях и ничего больше) являлся закон сохранения массы, согласно которому масса вещества во вселенной считалась величиной постоянной. В соответствии с этой парадигмой в психологии считалось, а многие в это свято верят и по сей день, что в человеке ничего кроме его тела (вещества) нет. Наличие самого предмета психологии души, как это ни парадоксально, отрицалось самими психологами, а сознание определялось как функция мозга, т.е. как продукт активности высокоорганизованного вещества.
Поскольку та или иная парадигма всегда если не прямо, то косвенно транслируется в сознание людей системами науки и образования, а в наше время особенно с помощью СМИ, большинство из тех, кто использовал это основание для строительства «дома» своей науки, даже не подозревало, что ими движет, вследствие чего большинство гуманитариев категорически отрицают влияние естественнонаучной парадигмы на их методологическую основу, а стало быть, и ни их теории, и практику. Тем не менее, факт остаётся фактом: физические модели мироустройства всегда определяли основу и гуманитарных моделей этого мироустройства, и человека в нём. Особенно, как это показал Стёпин, это видно именно сейчас, во время нарастания четвёртой революции в науке, проявляющейся в интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний.
Нами уже использованы две естественнонаучных «точки опоры»: 1) вывод из теории вероятности и второго закона термодинамики о невозможности случайного возникновения человека и соответствующего пути развития общества; 2) теорема К. Гёделя «О неполноте», показывающая тщетность поиска решения проблем научной отрасли её же средствами.
Третьей естественнонаучной точкой опоры нашей методологии будет является парадигма естественных наук. Такой парадигмой в настоящее время выступает «закон сохранения», который в современной интерпретации может быть сформулирован следующим образом: «функция, описывающая взаимодействие трёх, базовых переменных параметров вселенной – массы, энергии и информации, – является константой» [45]. Непосредственно из него вытекает обоснование определения жизни, данное нобелевским лауреатом И.Р. Пригожиным: «жизнь – есть целенаправленные обмены веществом, энергией и информацией». Ключевым словом здесь является «целенаправленные», что недвусмысленно означает присутствие в этих обменах носителя вполне определённой цели, т.е. «архитектора» жизни, Абсолюта, Аллаха, Бога, Брахмы, Вселенского Ума, Духа, Логоса, Слова (как информации), Творца… Человечество придумало много слов для условного обозначения созидающего начала – того, что никогда не может быть выражено в тексте. Здесь будем использовать слово Дух, т.к. оно уже содержится в определении нашей проблемы.
Итак, современная естественнонаучная парадигма показывает неразрушимую триаду взаимодействия вещества, энергии и информации в мироустройстве и возможные переходы каждого из этих состояний материи в другие, что напрямую согласуется с моделью человека в вечной философии как триединства тела души и духа. В свою очередь, известно, что такие состояния материи как энергия и информация обладают фундаментальным и неистребимым свойством – континуальностью, т.е. непрерывностью и бесконечностью проявления во времени и в пространстве, что блестяще подтверждается наличием нелокальных квантовых эффектов и принципом неопределенности Гейзенберга.
Отсюда непосредственно вытекает проекция этой парадигмы в область человековедения, в частности в психологию, – концепция бесконечности человеческой сути, отображающейся в таких понятиях как дух, душа, психическое, психика, сознание. Главное положение этой концепции: человек по своей сути не есть конечное, временное образование (ибо суть есть то, что не изменяется), а представляет собой пространственно-временной континуум («искра божья в каждом из нас»). Это Чело или Чела (так в древнем санскрите и в ряде современных восточных языках называется Ученик), использующий в своем бесконечном движении каждый свой Век для соотнесения своего Знания с Бытием, т.е. для превращения Знания в Опыт. Что знаю, то стараюсь осознанно прожить, а что прожил, то стараюсь познать, что это было. Такова формула баланса Знания и Бытия, обеспечивающая максимально быстрое Понимание (осознаваемое видение связей объекта исследования с миром), т.е. развитие Чела через познавательную триаду «знание-умение-понимание» [5].