Операционные средства формирования лексических навыков говорения
В качестве средств могут выступать как операционные, так и материальные средства.
Операционные средства - это те действия, которыми оперирует учитель и ученик, чтобы достичь цели отдельного упражнения и урока ФЛНГ в целом.
На этапе формирования лексических навыков говорения такими средствами (действиями) являются: рецептивные и репродуктивные действия.
1. Рецептивные действия:
- Антиципация (предвосхищение структуры и графического образа ЛЕ);
- Восприятие ЛЕ (зрительное или слуховое);
- Догадка (понимание значения ЛЕ по аналогии с родным языком, по контексту, по словообразовательным признакам);
- Сличение – узнавание ЛЕ;
- Понимание ЛЕ.
2. Репродуктивные действия:
- Имитация;
- Подстановка;
- Трансформация (на уровне фраз);
- Конструирование (на уровне словосочетаний и фраз);
- Комбинирование (на уровне слов и словосочетаний);
- Вызов слова;
- Дискурсивность как осознание формальной и функциональной сторон лексической единицы;
- Собственно репродукция лексических единиц (словосочетаний и фраз).
Операционные средства организованы в условно-речевые упражнения,построенные в соответствии со стадиями ФЛНГ.
Стадиями ФЛНГ являются:
- восприятие слова в контексте;
- осознание значения слова;
- имитативное использование слова во фразе;
- обозначение, или самостоятельное использование слова в ограниченном контексте для называния (обозначения какого-либо объекта);
- комбинирование, или использование данного слова в сочетании с другими;
- употребление слова.
Условно-речевое упражнение есть форма общения, специально организованная таким образом, чтобы обеспечить однотипность фраз, их безошибочность и регулярность порождения при наличии речевой задачи и ситуации общения (Е.И. Пассов).
Таким образом, условно-речевые упражнения (УРУ) называются так потому, что по характеру они – речевые, что создаёт в процессе формирования навыков атмосферу общения, не отрывает автоматизацию от говорения, не формализует её; по своей организации, однако, они – условны, ибо специально организованы так, чтобы автоматизированный материал периодически повторялся в каждой реплике, чего в обычном процессе общения нет.
Качественно отличаясь от традиционных упражнений, УРУ должны отвечать ряду требований:
- выполняться при наличии речевой задачи у говорящего;
- быть ситуативными;
- обеспечивать направленность сознания учащихся на цель и содержание высказывания, а не на форму;
- моделировать речевое общение в каждом из элементов упражнения;
- обеспечивать коммуникативную ценность фраз, их достоверность;
- исключать возможность ошибок;
- быть одноязычными (все необходимые пояснения на родном языке делаются на этапе показа и разучивания модели).
Есть и варьируемые требования:
1. Сталкивание, совмещение изолированно усвоенных трудностей (на стадии комбинирования). Соблюдение этого требования формирует качество устойчивости навыка.
2. Дифференцирование усваиваемых явлений. Если сталкивание для ученика явление не осознаваемое, то дифференциация требует пояснения.
3. Наличие указаний на действие с материалом.
4. Наличие заданных речевых средств.
5. Тематическая, логическая связанность фраз.
6. Простота и краткость первых реплик.
Заметим, что варьируемые не следует понимать как факультативные: они используются не по желанию, а по необходимости.
Если упражнение соответствует перечисленным требованиям – оно адекватно цели формирования лексического навыка. Только все требования в совокупности обеспечивают создание всех условий для формирования лексических навыков должного уровня.
УРУ строятся на основе содержательного базиса, созданного экстралингвистическим объектом, поэтому речевая задача к упражнениям не навязывается учителем, а формируется естественным образом на основе внутренней потребности учащихся в высказывании своих мыслей. Поэтому при функциональном обучении УРУ не воспринимаются учащимися как упражнения. Для них эти упражнения представляют собой процесс общения.
Различается множество видов УРУ, которые можно классифицировать по составу (двучленные, трёхчленные, развёрнутые, комплексные), по установкам (вопросные, констатирующие, отрицающие, побудительные) и по характеру выполнения действия. Под способом выполнения понимается то действие – имитативное, подстановочное, трансформационное, репродуктивное, которое должен произвести с речевым материалом говорящий, чтобы выполнить свою речевую задачу, поэтому этот критерий наиболее существенен для становления навыка.
Покажем классификацию упражнений по этому критерию.
Имитативные условно-речевые упражнения. При выполнении имитативных условно-речевых упражнений учащийся в ответ на поставленную учителем задачу осуществляет действие по имитации речевого образца, содержащегося в реплике учителя. Он как бы повторяет звуковую форму ЛЕ за учителем, но это повторение происходит в процессе выполнения речевой задачи, что позволяет учащемуся усваивать связь между речевой задачей и формой ЛЕ.
Подтвердите, если это так на самом деле.
Учитель: Коля (герой фильма-эпизода) своё свободное время проводит скучно и однообразно, не правда ли?
Ученик: Вы совершенно правы. Коля проводит своё время скучно и однообразно.
При выполнении этого упражнения ученик как бы имитирует высказывание учителя, повторяет его, но делает он это естественно, без принуждения со стороны учителя.
Подстановочные условно-речевые упражнения. При выполнении подстановочных упражнений для решения речевой задачи учащийся осуществляет операции по выбору нужной ему лексической единицы и вставляет её в данную структуру.
Опровергните моё мнение, если вы с ним не согласны.
Учитель: Витя проводит свободное время скучно и однообразно.
Ученик: Я с вами не согласен. Витя проводит своё свободное время интересно и с пользой для себя.
При выполнении этого упражнения ученик подставляет в речевой образец, заданный в реплике учителя, новую лексическую единицу. Делает он это также естественно, ибо не согласен с учителем.
Трансформационные условно-речевые упражнения. При выполнении трансформационных упражнений, где учащиеся овладевают операциями сочетания новых ЛЕ с уже знакомыми лексическими единицами в рамках различных ГС.
Скажите, что вы собираетесь проводить свободное время так же, как и некоторые герои фильма, если это соответствует действительности.
Учитель: Витя часто ходит в кино, театр.
Ученик: Я тоже часто хожу в театр.
Репродуктивные упражнения. При выполнении репродуктивных упражнений учащиеся самостоятельно осуществляют репродукцию новых лексических единиц, при этом укрепляются все связи слова.
Скажите, кто из героев фильма, по вашему мнению, лучше всего проводит свободное время и почему?
Все четыре вида УРУ даны в такой последовательности неслучайно. Они представляют собой комплекс, через который должна «пройти» каждая автоматизируемая ЛЕ именно в такой последовательности. В зависимости от многих факторов (материал, аудитория, ступень обучения и т.п.) комплекс может видоизменяться и в количественном, и в качественном отношении.
Встаёт вопрос о приёмах исправления ошибок при выполнении УРУ. Если ошибки всё же имеются, то следует: 1) обращать внимание класса и исправлять те ошибки, которые часто повторяются, либо искажают смысл; 2) исправлять ошибку речевым способом, когда, переспрашивая, учитель подсказывает правильный вариант. Например:
Ученик: В нашем городе много красивое место…
Учитель: Много красивых мест?
Ученик: Да, да, много красивых мест.
Таким образом, мы рассмотрели операционные средства ФЛНГ. Рассмотрим материальные средства, используемые на этапе ФЛНГ?