Динамика урока обучения иноязычному общению
Динамика урока зависит главным образом от правильной последовательности компонентов (упражнений). Но при этом важно учитывать два момента: во-первых, соответствие упражнений стадиям процесса формирования навыков и развития умений, во-вторых, соответствие упражнений уровню обучаемых. Следовательно, динамика в уроке будет ощущаться только тогда, когда учитель определит необходимую последовательность упражнений; правильно оценит пригодность отдельных упражнений для данного класса; вовремя уловит момент перехода от одного упражнения к другому.
Прежде чем перейти к примерам уроков, выскажем некоторые соображения, касающиеся последовательности упражнений.
Определить необходимую последовательность упражнений можно лишь четко представляя себе стадии усвоения материала, типы и виды упражнений. Мы будем исходить из того, что существуют условные стадии формирования навыков и стадии развития умения. Для разных навыков и умений эти стадии будут неодинаковы.
Так, стадиями формирования грамматических навыковявляются:
1. Восприятие учениками речевых отрезков, предъявляющих как форму, так и функцию усваиваемого явления (презентация).
2. Имитация, или имитативное использование фраз, содержащих усваиваемое явление.
3. Подстановка, или частичная замена учеником какого-то элемента усваиваемого явления.
4. Трансформация, или изменение воспринятой формы на ту, которая усваивается.
5. Собственно репродукция, или самостоятельное изолированное воспроизведение усваиваемого явления для выражения какой-то речевой задачи.
6. Комбинирование, или сталкивание усваиваемого явления с теми, с которыми оно интерферирует или часто используется в говорении.
Лексические навыки обычно проходят следующие стадии:
1. Восприятие слова в контексте.
2. Осознание значения слова.
3. Имитативное использование слова во фразе.
4. Обозначение, или самостоятельное использование слова в ограниченном контексте для называния (обозначения) какого-то объекта.
5. Комбинирование, или использование данного слова в сочетании с другими.
6. Употребление в неограниченном контексте.
Для произносительных навыков значимы в основном четыре стадии:
1. Восприятие звука в словах, фразах и изолированно для создания звукового образа.
2. Имитация.
3. Дифференциация, или осознание особенностей звука и его отличий от других.
4. Собственно репродукция, или самостоятельное использование звука во фразе.
Важно заметить, что обозначенные стадии – не прокрустово ложе, в которое во что бы то ни стало должны укладываться компоненты урока. Некоторые стадии могут совмещаться, например, подстановка и трансформация у грамматических навыков, восприятие и осознание – у лексических и т. п. Иногда по различным причинам (этап усвоения, ступень обучения, усваиваемый материал, аудитория и т. п.) некоторые стадии могут опускаться, скажем, восприятие и имитация для некоторых грамматических навыков на старшей ступени обучения.
Сложнее дело обстоит с определением стадий для развития умения. Таких стадий можно выделить три:
1. На первой стадии говорение учеников по содержанию ограничено текстом, по характеру подготовлено, самостоятельность его невелика: используются вербальные опоры.
2. На второй стадии характер говорения меняется: оно не подготовлено, прямой опоры на текст нет, содержание расширяется за счет привлечения материала, усвоенного в других темах, возрастает самостоятельность учеников: опоры возможны только иллюстративные.
3. На третьей стадии имеет место неподготовленное, межтематическое, самостоятельное (без всяких опор) говорение.
Последние стадии формирования лексических и грамматических навыков и первая стадия развития умения образуют переходный этап в работе. Всего же этапов три. Изобразим это в таблице.
Таблица 3
Формирование навыков (I) | Совершенствование навыков (II) | Развитие речевого умения (III) | |
1–5-я стадии формирования лексических навыков | 1–5-я стадии формирования грамматических навыков | 6-я стадия формирования лексических и грамматических навыков и 1-я стадия развития умения | 2-я и 3-я стадии развития умения |
Подробнее об этапах мы расскажем в 5 главе.
Напомним, что динамика урока зависит еще и от умения подобрать для той или иной стадии упражнения, соответствующие возможностям класса, от умения уловить момент перехода от одного компонента урока к другому. Это умение, которое определяется способностью не затягивать какое-либо упражнение, не допускать повторов, приходит к учителю с опытом. Здесь важно только заметить, что именно благодаря динамике (как и логике урока в целом) ученики иногда не замечают времени, урок проходит как бы на едином дыхании. А это немаловажный фактор мотивации учения.
Перейдем теперь непосредственно к планам. Проследим сначала за динамикой следующего урока.
Урок 1 (8-й класс)
Тема урока: общественная работа (шефство).
Цели урока: учебная – совершенствование речевых навыков (задачи: совершенствование владения инфинитивным оборотом; овладение новыми словами в говорении; развитие умения аудировать высказывание, содержащее инфинитивный оборот); воспитательная – воспитание положительного отношения к общественной работе.
Речевой материал: а) инфинитивный оборот; б) лексические единицы данной темы (указать); в) слова для повторения (указать); короткий рассказ; диалог.
Ход урока:
1. 3 мин – речевая зарядка: об общественной работе, о помощи колхозу и т. д. Используются усваивавшиеся на предыдущем уроке новые слова.
2. 7 мин – пересказ микротекста с новыми словами, записанного на предыдущем уроке и выученного дома («Наши шефы»).
3. 2 мин – упражнение «Скажите, что и вы делаете то же самое» (на материале инфинитивного оборота).
4. 5 мин – упражнения «Расскажите: а) что вам нравится делать; б) что интересно делать; в) трудно ли это делать; г) всегда ли есть время это делать».
5. 2 мин – вопросо-ответное упражнение с опорой на подстановочную таблицу с инфинитивным оборотом.
6. 4 мин – то же, но без опоры.
7. 3 мин – упражнение «Скажите, есть ли у вас время (трудно ли вам) делать то, о чем я скажу».
8. 3 мин – аудирование забавного рассказа, в котором также использован инфинитивный оборот.
9. 2 мин – вопросо-ответные упражнения (для совершенствования лексических навыков).
10. 1 мин – чтение диалога по ролям (в парах, про себя).
11. 4 мин – «Составьте свой диалог по аналогии с прочитанным».
12. 5 мин – «Воспроизведите ваш диалог».
Обладает ли данный урок динамикой? Нужно признать, что, несмотря на частую смену видов работ, должной динамики в нем нет. Выясним почему.
Для совершенствования грамматических навыков отведены элементы 3, 4, 5, 6, 7, 8, т.е. 19 минут. Если обозначить по порядку те действия, которые должен в них совершить ученик, то получится такая последовательность: (1) имитация; (2) репродукция, (3) конструирование с полной вербальной опорой; (4) то же, но без опоры; (5) имитация; (6) восприятие.
Вполне очевидно, что здесь нет динамики: второе упражнение представляет собой резкий скачок после первого, конструирование по подстановочной таблице (3) легче даже имитации на слух (1), восприятие (6) также значительно легче репродукции (2).
Оценивая последовательность упражнений для автоматизации, необходимо принять во внимание цель урока, а именно – совершенствование, а не формирование навыков. В этом случае нет надобности сохранять все стадии, но компрессия должна происходить как раз за счет имитации, конструирования с опорами и т.п., обилие которых, конечно, облегчает ведение урока, но не приводит к совершенствованию навыков, а лишь создает иллюзию владения материалом.
Вероятно, по замыслу совершенствование грамматических навыков должно было продолжаться в элементах 11, 12, которые содержат инфинитивный оборот. Но ведь элемент 11 – это тоже конструирование с вербальной опорой, т.е. по рангу находится на уровне где-то между элементами 5 и 6. Кроме того, этот блок урока отторгнут от блока 3–8, что нарушает уже общую динамику урока. А нарушена она вклиниванием компонентов 9 и 10 для совершенствования лексических навыков. В принципе подобное вклинивание возможно, даже иногда необходимо, но оно должно быть органичным. В данном уроке целесообразно было бы не делать этого, а сначала работать над лексикой, затем – над грамматикой, чтобы иметь возможность использовать лексику и далее во всех грамматических упражнениях. Выиграла бы не только динамика, но и целостность, и связность, речь о которой впереди. Тем более что это хорошо сочеталось бы с домашним заданием.
Вот один из возможных вариантов анализируемого урока.
1. 5 мин – речевая зарядка того же содержания, но с привлечением учащихся и переходящая в опрос.
2. 5 мин – пересказ микротекста «Наши шефы».
3. 2 мин – вопросо-ответное упражнение, связанное с микротекстом и имеющее цель выделить, напомнить автоматизируемые слова.
4. 4 мин – высказывания (по картинкам) о шефской работе (репродукция).
5. 4 мин – упражнение «Поинтересуйтесь чем-либо, связанным с моим высказыванием» (репродукция без опоры).
6. 3 мин – чтение диалога по ролям (самое простое восприятие – зрительное).
7. 3 мин – аудирование другого диалога, в котором использовано изучаемое грамматическое явление (восприятие, но уже более сложное).
8. 2 мин – подстановочное упражнение: высказывание с опорой на схему фразы.
9. 5 мин – «Скажите, есть ли у вас время (трудно ли вам) сделать то, что я попрошу» (трансформация).
10. 7 мин – «Поделитесь со мной: что вам нравится делать, что интересно делать, что трудно делать и всегда ли есть время это сделать» (репродукция).
11. 5 мин – диалог в парах на основе ситуации (репродукция).
Рассмотрим далее еще один аспект логики урока – связность.