Как выглядят элементалы: их формы и проявления
Следуя задаче этой небольшой книги, поговорим теперь о том, в каком облике элементалы предстают перед человеком. Выше мы уже сказали, что тело духов Природы состоит из различных видов энергии и, хотя энергия вполне материальна, они не являются физическими, материальными в общепринятом смысле слова. Ежедневно мы видим, ·как энергия проявляется на самом плотном плане - плане действия. То, что мы называем электричеством, является энергией и само по себе невидимо, но, проходя по поверхности металлического провода, может производить различные материальные феномены. Например, с его помощью приходят в движение громоздкие механизмы, которые перемещают грузы весом в несколько тонн. И все мы знакомы с такими метеорологическими феноменами, как молнии, зарницы и огни святого Эльма.
С другой стороны, между невидимой энергией и видимой материей существуют промежуточные вибрационные состояния, и это дает человеку больше шансов увидеть элементалов, даже если он не задается такой целью. Несмотря на то что самая плотная оболочка, или тело, элементалов, как правило, существует на плане энергии, все же при определенных благоприятных условиях, о которых уже говорилось, они могут принимать почти телесную, материализованную форму. Это происходит в эфирных зонах, где взаимодействуют и смешиваются друг с другом то, что мы называем энергией (ее отличает отсутствие формы, воспринимаемой органами чувств), и то, что мы называем материей (свойства которой для нас очевидны и могут легко быть изучены и измерены). Из этого мы можем заключить, что элементалы гораздо пластичнее нас, поскольку их формы менее устойчивы и более подвижны. Они меняют свой облик и переходят из одной формы в другую очень быстро. Когда это движение замедляется, они уплотняются и их становится легче увидеть - благодаря тем естественным факторам, о которых мы уже говорили, или же благодаря воле и желанию человека. Проявление воли в данном случае должно быть очень сильным, но не агрессивным, поскольку малейшая психическая нестабильность мгновенно улавливается элементалами и отпугивает их, заставляя отступить в свои энергетические «убежища». И прибегнуть к оптическим иллюзиям, которые они создают с большой легкостью. Они проявляют удивительную способность прятаться и становиться невидимыми, сливаясь с теми стихиями, в которых обитают.
Хотя разнообразие видов элементалов практически бесконечно, как, собственно, и у всех живых существ, мы перечислим лишь основные из них.
Элементалы земли: гномы, феи и карлики
Их название происходит от греческого genomos - тот, кто живет в земле. Существует великое множество этих духов Природы - от маленьких карликов, встречающихся в фольклоре всех народов, до настоящих монстров (в том смысле, в каком это слово употребляется в латинском языке, - как нечто чудесное, отличающееся от нормального). Последние с такой же легкостью перемещаются в твердой и плотной земле, как мы - в воздухе, а столкновение со скалой вызывает у них такие же ощущения, как у нас - сильный порыв ветра. Они находятся в постоянном движении, то увеличиваясь, то уменьшаясь, и способны достигать размеров самых крупных из известных нам млекопитающих. Карлики же имеют человеческий облик, но ростом они не больше двух ладоней.
Эти маленькие простодушные человечки, то добрые, то жестокие, как дети, известны людям лучше остальных духов Природы. Они лишены этических Принципов, и нельзя говорить, что они хорошие или плохие. Живые и непоседливые по своей природе, они любят подшучивать над теми, кто неуклюже пытается их искать, и, напротив, преданно служат настоящим Магам. Хотя они должны быть обоих полов, однако ни рассказы о них, ни мои собственные наблюдения пока не зафиксировали гномов-женщин. Выглядят они существами зрелого возраста, хотя у них нет возраста в нашем понимании: они живут столетиями и не проходят, как мы, через детство, зрелость и старость, поэтому внешность их всегда одинакова. Их отличает пропорциональное сложение, за исключением слишком большой головы, как это бывает и у карликов-людей.
Они всегда одеты; похоже, что, помимо популярной у них модели крестьянского костюма, они копируют одежду той эпохи, в которую родились, и носят ее несколько веков - всю свою жизнь. Эта одежда не производит впечатления ни ветхой, ни новой; мятая и выцветшая, она выглядит очень старой, но неизнашиваемой. Даже при высокой степени материализации, достигаемой лишь при особых условиях и только в безлюдных местах, они не издают никаких звуков и не слышат их. Они избегают солнечных лучей и любят свет Луны, маленьких светильников и светлячков.
Отличаясь спокойным характером, они много времени проводят без движения.
В детских сказках говорится, что карлики не больше кулака, не выше пальца. Взрослым очень трудно их увидеть, хотя сами они, пожалуй, считают иначе. Поэтому в присутствии взрослых или оказавшись поблизости от них эти маленькие существа прячутся за предметами, в самых темных уголках или, используя свою способность проходить сквозь материю, забираются в какой-нибудь старый шкаф. Они любят быть рядом с детьми, подсказывают им место для игрушек, учат танцам и песням, хороводам и пряткам. Им нравится шутить и устраивать всякие психические фокусы, пряча от взрослых разные мелочи - карандаши, очки, иголки, ключи. Потом, «сняв чары», как будто приподняв завесу, скрывавшую предмет, они радуются и забавляются, наблюдая за тем, как люди находят потерянные вещи, причем часто совсем не там, где потеряли. Из этого можно заключить, что они владеют способностью перемещать предметы. Но гораздо чаще под воздействием этих «чар» у людей возникает чувство замешательства и растерянности, и они сами бессознательно переносят и перекладывают вещи.
В те времена, когда существовали Братства мастеров и цехи ремесленников, когда труд не был механизирован, когда люди выполняли свою работу с подлинным вдохновением - как это всегда делали настоящие мастера, - маленькие гномы были их товарищами и невидимыми помощниками. В исключительных случаях некоторым оккультистам удавалось посредством магии призывать на помощь целые отряды гномов, хотя бы частично материализованных, чтобы те трудились вместе с ними. Однако принудительный, труд гномы не любят, они предпочитают проявлять хотя бы немного инициативы, чтобы работа была похожа на игру или развлечение. На Востоке традиция отмечает еще один тип гномов (или разновидность того же самого типа). Эти существа выглядят как обычные люди и помогают путникам на дорогах, могут разговаривать и давать советы, но никогда не едят, не спят и не стареют. Они всегда появляются в одиночку, и их часто путают с монахами. Тот же тип мы встречаем в древней Греции: там подобные «монахи»! являлись посланцами Гермеса, имевшими свои тайные укрытия на перекрестках дорог и заботившимися об одиноких странниках. В древности об этих гномах рассказывалось, что они не едят, не любят разговаривать и предпочитают объясняться знаками. Согласно некоторым свидетельствам, от человека их отличает одна анатомическая особенность заостренные кончики ушей, которые роднят их с другим типом элементалов, живущих в лесах и называемых сильванами. Чтобы скрыть эту особенность, а также по некоторым другим причинам, они носили характерную шапку Гермеса. Эту шапку часто связывали с мифом о царе с ослиными ушами, обладающем огромными парапсихологическими способностями, подобно царю Мидасу.
Гномы и карлики могут перемещаться с огромной скоростью и мгновенно появляться там, где пожелают. Они оказывают небольшие услуги Магам: предупреждают о приходе посетителей, подают сигналы легким постукиванием по мебели и другими способами, о которых мы поговорим позже. Хотя у них нет души, дифференцированной до такой степени, как у человека, все же они могут достичь состояния, в чем-то похожего на человеческую душу, если с ними постоянно общается и работает искусный оккультист практик. Феи также являются элементалами Земли, и существует огромное их разнообразие. Правда, литературные и народные традиции во многих странах прославили их до такой степени, что слово фея стало синонимом колдуньи, волшебницы. Так, например, во времена средневековья и в эпоху Возрождения в легендах о Мерлине, об Артуре Моргану называли феей.
Внешне они похожи на людей, а их размеры колеблются от маленького до нормального человеческого роста. Управляемые Луной, они любят собираться в безлюдных, глухих уголках водить хороводы и на лесных полянах. В народе считается, что на месте этих хороводов грибы растут в виде концентрических колец. Феи действительно больше всех знают о тайных свойствах растений и минералов. Они владеют волшебством, колдовством и магией и могут передавать народным целителям их необычное и в чем-то примитивное искусство, состоящее из интуитивных открытий и осколков давно забытой науки.
Один из видов фей тесно связан с людьми, и во времена древних королей они приносили новорожденным свои дары в виде благословений или проклятий (если к этому их принуждали обстоятельства, складывавшиеся неблагоприятно для людей). Вообще они любят детей, подсказывают им игры, защищают от опасностей, телепатическим внушением помогают малышам оставаться веселыми и счастливыми.
Феи любят лакомства и сладости, запах, и эфирные двойники которых манят их и заставляют искать общества не всегда приятных им людей. Они любят гармоничные звуки и округлые, плавные геометрические фигуры. Все они имеют женский облик, и я не знаю, есть ли среди них элементалы мужского пола. Обычно считается, что они являются женской половиной гномов, но в действительности это не так, поскольку их свойства и природа различны, и они даже не замечают друг друга, как часто происходит с животными разных видов.
Элементалы воды: сирены, нереиды, ундины, нимфы.
Сирены живут на поверхности морской воды. Произошедшее от латинского Siren, от греческого Seiren слово сирена означает та, которая очаровывает и обольщает. В античности они были спутницами музыки: их называли дочерьми Мельпомены. По описанию это существа, имеющие женскую голову и тело птицы или рыбы. Связанные с извечными силами, управляющими морскими ветрами, они издают гармоничные звуки, очень напоминающие человеческий голос, которому они могут подражать благодаря своим телепатическим свойствам. Сирен следует поместить на вершину иерархического ряда Элементалов, которые не могут жить без воздуха, тогда как на другом его конце находятся крошечные существа, живущие в морской пене. Они рождаются в ней, как правило, в полнолуние, и в ней же исчезают. Древняя медицина утверждала, что эти существа оказывают волшебное действие на тех, кто купался в волнах. Они очень помогали магам, получавшим возможность читать предсказания по лунному свету или серебряным дорожкам полной луны, отражавшейся в спокойном море.
Другая разновидность сирен появляется ночью, когда волны становятся прозрачными. В эти часы море наполняется существами с очертаниями диковинных животных, похожих на так называемых ночесветок. Они несут плохие предзнаменования и хранят страшные воспоминания. С ними связано древнее волшебство подводной луны, о котором разумно будет не рассказывать подробно.
Нереиды - могущественные женские Духи Природы, сопровождавшие Афродиту, рожденную в пене. Морские глубины для них не препятствия, и обитают они в затопленных гротах. Высокое положение среди остальных Элементалов Воды сделало нереид спутницами Афродиты, супруги Посейдона - царя моря и подводных пещер, древнего владыки, управлявшего землетрясениями, покровителя всадников (кудрявая пена волн легко отождествляется с гривой коней Посейдона). Издавна связанные с
властью и господством, они, по поверьям, покровительствовали древним судам царей и императоров. Их мужской противоположностью являются тритоны - придворная свита Нептуна. Они соотносятся с третьим свойством отблеска Логоса на великое зеркало или черный огненный кристалл земного происхождения, хранимый в Туле и предназначенный для короны Владыки Мира. Подобно нереидам, тритоны верхней частью туловища похожи на мужчин, а нижней напоминают рыбу или морскую змею. Украшенные кораллами, жемчугами, водорослями и ракушками, они дуют в эфирные раковины, звуки которых раздаются повсюду, возвещая о прибытии победителей. Им известны тайны подводных сокровищ. Иногда тритоны становятся жестокими и яростными исполнителями воли своего господина, который одним взмахом магического трезубца помогает кораблю держаться на воде или кидает его на скалы.
В незапамятные времена тритоны обучали людей утерянным сегодня знаниям, ушедшим от нас вместе с затонувшими цивилизациями.
Слово Ундина происходит от латинского unda - волна Ундины обитают в полноводных реках, выбирая места, где они могут скользить между скал или кататься на водопадах, разбрызгивая сверкающую пену. Бывают и морские ундины - они живут на берегах и пляжах, в оврагах, впадинах или заброшенных уголках. Верхней частью тела они похожи на женщин, а нижняя, зыбкая, не имеет четких границ и напоминает влажную материю. Ундины очень быстро плавают, и их часто путают с нереидами. Традиционно их изображают в очень женственных позах, расчесывающими длинные волосы. По сравнению с сильными и надменными нереидами ундины производят впечатление хрупких и нежных существ. В древних легендах рассказывается, что они околдовывали одиноких странников, отдыхавших недалеко от воды, увлекая путников в гроты и угощая волшебным напитком, будившим тайные страсти. Только чистые и сильные душой могли выдержать это испытание и оградить себя от опасных чар Ундин с завораживающим взглядом. Среди драгоценностей Ундинам больше всего по душе кольца. Часто они дарили их своим рыцарям, когда хотели подчинить его своей воле.
Слово Нимфа происходит от латинского lynpha - вода и греческого nymphe - семантически связанного с фонтанами и источниками. Этому виду Элементалов присущ женский облик, причем часто редкостной красоты. Нимфы живут в озерах и водоемах со стоячей водой. Они также являются хранительницами скрытых лесных источников.
Нимф до такой степени наделяют человеческим обликом, что иногда даже отождествляют с женщинами. В старину им приписывали власть над морскими водоворотами. Изменчивые и капризные, то добрые, то злые, нимфы осмеливались очаровывать своих богов. На дошедших до нас керамических изделиях эллинского периода сохранились изображения нимфы Аретузы, убранной драгоценными камнями. Как правило, это чаши, предназначенные для воды или воды с вином. Характерная особенность облика нимф - драгоценные головные уборы, украшенные жемчугами и лентами, венчающие прихотливо-сложные прически. В саге о короле Артуре, связанной общими корнями с легендой о Царе Мира и маге Мерлине, именно нимфа возвращает из глубины вод волшебные мечи, которые впоследствии добудут рыцарям королевскую власть.
Образы Нимф также присутствуют и в германской мифологии, в легенде о Тангейзере. Символы Венериной красоты, нимфы олицетворяют возвышенную и ревнивую любовь в противоположность любви плотской. Они жестоко мстят рыцарям, если те осмелились им изменить. Всегда юные и прекрасные, нимфы владеют секретом вечной молодости - этим мучительным даром бессмертия, на который они иногда обрекают смертных.
Впрочем, бессмертие нимф не является ни духовным, ни бессмертием сознания, а скорее дегуманизированным. Испокон веков всякая из их любовных попыток была ничем иным, как стремлением к земному воплощению, жизни и смерти в человеческом понимании. Загадочные создания, они весьма искусны в чарах, магических металлах и драгоценных камнях, позволяющих различать предметы на расстоянии, возвращаться к минувшему и заглядывать в будущее.