Техники и приемы активизации образов бессознательного
Современное постюнгианство значительно усовершенствовало метод активного воображения. Один из наиболее интересных подходов принадлежит Джеймсу Хиллману, создателю т.наз. "архетипической психологии" — особой разновидности юнгианского анализа, утверждающей примат спонтанного творчества среди других видов терапевтической работы. Главное в пуэрильном подходе Хиллмана — интенсивная работа с образами как самоценными сущностями — вне зависимости от информации, которую они несут. Аналитик одним из главных считает архетип Вечного мальчика (Puer eternus) — "духа молодости, вечно юного, свежего и порождающего. Этот подход означает терапию окрыленную и вдохновенную, фантастическую и безответственную" (50, с. 18).
Работа с образами снов не отличается от направленного воображения и состоит прежде всего в их поддержке и развитии. Хиллман призывает аналитика и пациента -е столько изучать, сколько лелеять, беречь, сохранять, уважать и понимать образы своего бессознательного, относиться к ним как к новорожденным младенцам, потенциальным предвестникам Самости. Любые плоды воображения ценны и заслуживают уважения, даже из самого мрачного видения может явиться прекрасный символ будущего изменения, роста и развития личности. Бессознательный потенциал может и должен воплотиться в творчество, составляющее самую сущность жизни.
Отличительная особенность пуэрильного подхода — представление об аутентичной ценности образа, значение и смысл которого прежде всего субъективны. Хиллман не отрицает возможности традиционной интерпретации бессознательной символики, но особо подчеркивает ведущую роль индивидуальности (как пациента, так и аналитика) в этом процессе. Понимание или амплификация (обогащение) бессознательных содержаний — процесс глубоко личный, интуитивный, предполагающий особого рода "вживание" в образ, спонтанно всплывший из психических глубин. Рафинированное сознание, в особенности сильное эго аналитика (целенаправленное, прямолинейное, жестко структурированное профессиональной подготовкой) часто бывает скорее помехой, нежели подспорьем в работе с образами бессознательного.
Картины воображения хрупки и изменчивы, они требуют бережного обращения, тончайших прикосновений (кончиками пальцев). Большинство попыток классификации и систематизации ведут к неизбежному упрощению и огрублению сложных, уникальных, многоплановых проявлений человеческой психики. Сама природа психического не позволяет оградить себя строгими рамками логики и научных понятий.
Вместо попыток проникнуть в смысл бессознательного образа, "расшифровать" его Хиллман предлагает идти за ним следом, прислушиваясь к ассоциациям и интуитивным догадкам. Главное условие работы — честность и предельная искренность по отношению ко всем скрытыми подавленным сторонам жизни личности. Аналитик склонен очень бережно и серьезно воспринимать любой бессознательный импульс, ибо рассматривает его как попытку появления на свет нового аспекта Самости. Главное — это раскрепостить воображение, снять с него оковы условностей, правил, стандартов, традиций. Образы бессознательного, считает он, можно и должно предоставить самим себе, своему априорному предназначению. Им нужно дать простор и полную свободу — и тогда значение и смысл спонтанно появятся в сознании, обогатив его содержание и расширив границы. Цель терапии, по Хиллману, — полная свобода, спонтанность, трансцендентность и вездесущность воображения. Творчество и фантазии являются внутренним и самым ценным аспектом сознания: "Эта часть души, которую мы храним в себе, есть главное в исследовании, в молитве, на исповеди, между любовниками и друзьями, в работе и искусстве, правдивая основа нашей судьбы" (50, с. 24).
В какой-то степени противоположным пуэрильному подходу Хиллмана является направление, развиваемое французским психологом Робертом Дезолье. Основной задачей юнгианского анализа он считает понимание специфики бессознательных содержаний в контексте жизни пациента — его деятельности, семейных отношений, трудностей и конфликтов. Направленное фантазирование по Дезолье — это техника, во множестве содержащая элементы внушения, суггестии. Аналитик занимает директивную позицию в интерпретации бессознательной символики, выявляя, главным образом, архетипические комплексы и порождаемые ими проблемы.
Дезолье склонен задавать тему для направленного воображения, создавая своего рода "смысловой коридор" для бессознательной символики. Формирующиеся образы описывают определенную личностную проблематику и указывают на актуальные комплексы пациента. Одновременно происходит отреагирование сильных аффектов и трансформация сознательных установок. Терапевтическая процедура позволяет сочетать диагностику актуального состояния с осознанием причин скрытых конфликтов. Дезолье — приверженец стандартных тем для направленного воображения (он называет их стартовыми образами). Эти образы (меч, ваза, спуск в глубину или подъем на вершину) способствуют бессознательной проекции основных архетипов структуры личности и типичных проблем отдельных этапов ее индивидуации. Он широко использует также Фантазирование в рамках основных мифологических сюжетов и мотивов, предлагая пациентам описывать воображаемые отношения со сказочными персонажами (русалками, феями, ведьмами, колдунами, животными и т.п.).
Как видим, существует множество способов войти в активный контакт с образами бессознательного и получить от них важную информацию, поддержку и помощь. Мы хотели бы предложить еще один метод, который подойдет людям, увлекающимся музыкой. Это "музыкальный сценарий" — работа с бессознательным посредством аудиаль-ных (слуховых) образов — мелодий и звуков. Техника его проста. Нужно отобрать из понравившегося концерта или альбома несколько песен или отдельных фрагментов, которые произвели особенно сильное впечатление. Отбор следует доверить бессознательному, т.е. не размышлять, не сравнивать, не пытаться объяснить, мотивировать свой выбор. Инстинктивный отбор связан с актуальными трудностями, нерешенными проблемами — иными словами, с материалом, нуждающимся в проработке.
Затем в спокойной обстановке человек прослушивает отобранные мелодии и следит за образами, спонтанно возникающими как сопровождение музыки. Если выбрана песня на иностранном языке, можно попробовать догадаться, о чем поет исполнитель (нам известен случай, когда молодой человек, не зная английского языка, практически дословно воспроизвел по-русски текст песни известной рок-группы "Urian heep" "Lady in black". Могущество Анимы!) Достаточно просто рассматривать порожденные мелодией образы или картины, но можно и попытаться понять, что они символизируют.
При желании несложно составить своего рода музыкальный сценарий своей жизни, музыкальный вариант личной истории из любимых мелодий или песен. При его прослушивании личность может соединить, идентифицировать себя или жизненные события с отдельными музыкальными фрагментами. Поле для проекции в этом случае будет очень обширным, так что могут получиться весьма интересные результаты.
Такой метод работы с бессознательным основывается на весьма специфическом механизме интермодального синтеза, лежащего в основе широко известного явления синестезии — соединения различных ощущений в единое впечатление, единый образ. Как сказано у Ш.Бодлера, "есть запах чистоты. Он зелен, точно сад. Как плоть ребенка, свеж, как зов свирели, нежен". Полнота чувственного образа способствует более полной ассимиляции бессознательных содержаний и эстетизирует, украшает сам терапевтический процесс. Один из авторов данной книги успешно использует эту технику в своей практике.
Опыт терапевтической работы по методу активного воображения
Описанная ниже практическая работа проводилась с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет (студенты). После 20-30 минут активного воображения участникам предлагалось записать результаты в произвольно выбранной форме, а интерпретация осуществлялась индивидуально сразу же после сеанса. Большинство добровольцев подчеркивали эмоциональную насыщенность процедуры и выразили удовлетворение и желание продолжать такую работу самостоятельно.
Пример 1. Я увидел поле, дождь, вернее — сильную грозу с молниями, потом внезапно переместился на берег моря. Одетый в форму морского офицера, я иду по берегу в крепость, но так и не прихожу туда. Из какого-то вакуума с клубящимися облаками появляется огромный глаз и пристально смотрит на меня. Я пытаюсь (как учили) задать вопрос, но ответа не получаю, глаз исчезает и сбоку вытягивается женская рука с длинными красными ногтями. Она пытается меня схватить, промахивается и как бы "утягивается" обратно. Скребет ногтями по земле. Снова появляются глаза, сперва доброжелательные, потом все злее и злее, последние — уже звериные.
Интерпретация. Пример работы с воображением, которая началась весьма успешно. Визуализированы образы грозы и моря — типичные символы бессознательного (дождь — непосредственная связь с ним). Морской офицер (Персона) относится к желанию разобраться с бессознательными потребностями и желаниями с позиции силы. Фигура офицера — строгая, официальная, целеустремленная (жесткое сознательное программирование). До крепости (Эго) он так и не добирается, т.е. у участника нет уверенности в том, что имеющаяся у него Персона эффективна. Фигура Анимы (женская рука) выглядит как внешняя компенсация (красные ногти). Юнг указывает, что сильное тяготение Персоны (в нашем примере — офицер) к Эго приводит к отталкиванию Анимы. В воображении рука хочет ликвидировать этот разрыв, пытается схватить участника, но безуспешно. Взаимодействия с глазом (символ Самости) не получилось, поэтому характер символики становится все более угрожающим. Неинтегрированная Анима агрессивна, и к концу агрессия нарастает (звериные глаза). Данные пример свидетельствует о негибкости сознательной установки, из-за чего бессознательные влияния приобрели агрессивный, угрожающий характер.
Пример 2. Совершенно неожиданно мне представилась набережная (знакомый участок около кинотеатра "Мир"). Много ив, а по ступенькам к реке спускался слон, большой, темно-серый. Я страшно удивился и спросил сам себя: "Почему слон?" А в ответ фраза: "Как слон в посудной лавке". Образ пропал.
Интерпретация. Перед нами — амбивалентная фигура со сложной бессознательной символикой. Слон — большое, инстинктивное животное. Скорее всего, бессознательное породило этот образ в порядке компенсации. У участника (Игоря Ц,), по-видимому, есть аспект личности, Я-образ, излишне медлительный, тяжеловесный, неуклюжий, неповоротливый, грузный. Эта сторона утрирована, поэтому сознание не любит и не предоставляет ей возможности существовать в свойственной слону манере — неторопливой, спокойной, размеренной жизнью. За тот краткий миг, пока бессознательное "связалось" с сознанием посредством воображения, Эго успело осудить слона за отсутствие гибкости, легкости, грациозности.
Из беседы стало ясно, что проявившийся бессознательный аспект относится к отношениям с женщинами — Игорь неловок с ними, неуклюж, он считает себя смешным. Часто неумышленно обижает любимую девушку, потом раскаивается, но даже извиниться толком не может. На вопрос о том, где он такой, Игорь честно ответил: "Наверное, это в постели я как слон в посудной лавке". Судя по всему, эта сторона жизни у него почти целиком бессознательна.
С другой стороны, слон — это архетипический образ силы, могущества, спокойствия и величия. Именно эти черты отсутствуют в сознательной установке участника, и компенсаторная фигура через воображение пытается "донести" их. Аналитик сообщил Игорю о позитивной семантике символа и предложил найти и укрепить в себе "положительного слона". Упражнение оказалось весьма полезным.
Пример 3. Берег моря, спокойные, легкие волны несут меня куда-то вдаль. На горизонте — низкие облака, сквозь них пробивается неяркое вечернее солнце. Затем я оказываюсь на берегу, лежу на животе, чувствую себя безмятежно и спокойно. Полное единение с природой. Вдруг слышу звук шагов по гальке, оборачиваюсь и вижу, что мне навстречу идет мужская фигура в темной шляпе и плаще. Я совсем не испугана, тем более что фигура почти сразу исчезает.
Справа от меня на причале сидит юноша в позе мыслителя, он каменный. Я взбираюсь на причал, подхожу к нему. Он, оказывается, живой, и я вспоминаю, что нужно заговорить с ним. Спрашиваю: -"Кто ты?" Он молчит.
— "Ты мыслитель?" Он ухмыляется.
— "Ты философ, мудрец?" Он отвечает:
— "Я слишком молод для мудреца". Я говорю:
— "Можно мне посидеть возле тебя?"
Он: — "Нет. Тебе нужно туда" — и показывает рукой вдаль, в море. Меня охватывает беспокойство, и тут я вижу, что юноша превратился в женщину с длинными волосами в белом одеянии. Она идет вдоль причала и зовет меня за собой. Я подошла, и она показывает мне далеко в море корабль с белым парусом и ярким маленьким красным флажком.
Интерпретация. Перед нами пример очень яркой и успешной работы в технике активного воображения. Участница (Ирина С.) видела последовательно фигуры Тени, Ани-муса и Самости (женщина в белом одеянии). Путь индивидуации представлен морским берегом, плаваньем, парусником. Спокойное, умиротворенное состояние в самом начале свидетельствует об успешном "приглашении бессознательного", хорошем и устойчивом контакте с ним. Первая фигура несет смешанную семантику Персоны и Тени (темный плащ и шляпа). Выраженных актуальных проблем на этом уровне у Ирины нет, что и показано в упражнении.
Анимус (вторая ступень) прямо говорит о своей молодости, т.е. неразвитости, и указывает на море (символ бессознательного, за счет интеграции содержаний которого возможна дальнейшая индивидуация). Показательно, что ни женщина, ни юноша не стали разговаривать с Ириной, а лишь предлагали ей погрузиться в море. Обе архетипические фигуры указывали на море, где парусник, возможно, олицетворяет потенциальную Самость. Ирина еще не прожила большую часть своей жизни, у нее все впереди—в том числе, по-видимому, и плавание в бурных волнах. Анимус, хотя и молод, уже достаточно сформированный (мыслитель). Доминирует сознательная установка, мышление, а эмоции и чувства мало дифференцированы.
В беседе было установлено, что Ирина считает себя романтической натурой и надеется, что в ее жизни обязательно будет место приключениям (разумеется, приятным и благопристойным). Внешне и по сути участница — спокойная, уравновешенная, разумная девушка, ориентированная на достижения и успех. Совершенно очевидно, что ее жизнь не похожа на плавание по морю (бессознательного), и активное воображение показывает, что дальнейшее развитие и личностный рост нуждаются в интеграции бессознательных содержаний. Плавание по волнам (в самом начале упражнения), с одной стороны, успокаивает Ирину на этот счет (все будет хорошо и приятно), а с другой стороны — Самость и Анимус готовы оказать поддержку Эго, "готовы в путь".
Пример 4. Я увидел комнату, загроможденную вещами, они валялись в беспорядке. Фраза: "Это не то, это не нужно". Затем возникла другая комната — длинная, похожая на казарму. На стенах ковры, длинная кровать, застланная белым покрывалом. Точно по центру, ромбом положена маленькая красная подушка. Все так симметрично расположено.
Потом я увидел крышу, двускатную, покрытую снегом. С одной стороны снег совершенно чистый, а с другой — множество следов (человеческих и птичьих).
И наконец, я увидел небо, затянутое тучами, а в центре чистый синий круг (как колодец или тоннель в этих облаках). Три орла пытались пролететь в этот тоннель, один прорвался, а два других развернулись и улетели. Я ни с кем не успел поговорить.
Интерпретация. Участник (Энвер А.) имеет много проблем, главным образом житейских, на уровне Персоны, Экспозиция изображает его жизненную ситуацию, а фраза, прозвучавшая "как бы ниоткуда" показывает отношение бессознательного ко всем хлопотам Энвера. Вторая картина отражает бессознательность существования участника, который (возможно, в силу национальных традиций) сильно идентифицируется с коллективной психикой. Такая жизнь выглядит более упорядоченной, но это все же казарма. Маленькая красная подушка посреди огромной, длинной белой кровати — экзистенциальное одиночество Энвера, от которого он пытается найти защиту посредством создания в своей жизни порядка, симметрии (его понимание гармонии).
Крыша, венчающая здание, может иметь отношение к символике Самости. Она двухчастна: чистая и белая с одной стороны, и испещренная следами (коллективные представления и ценности) — с другой. В беседе выясняется, что Энверу больше нравится белая сторона, т.е. он все же склонен выбрать путь индивидуации, а не идентификации с коллективной психикой. Надежда на это персонифицируется фигурой "прорвавшегося" (к чистому небу и солнцу) орла. По поводу двух других птиц Энвер замечает, что это "конкуренты".
Суммируя все сказанное, можно заключить, что этот пример показывает проблемы, возникающие в результате идентификации личности с коллективной психикой. Жизненная ситуация участника довольно необычна: его этническая принадлежность способствует такой идентификации, и в то же время он учится на отделении психологии и каждый день слышит о необходимости самоактуализации и личностного роста. Противоречивость ценностей и сложная ситуация выбора в этом случае наглядно изображаются активным воображением в символической форме.