Эпоха Просвещения принесла не мало великих имён
Локк Джон – фигура на мировом философском небосклоне достаточно известная. В противоположность рационализму Р. Декарта Дж. Локк обосновал философские взгляды сенсуализма. Суть в том, что признавая появление знаний из опыта, он был сторонником получения их посредством чувственности, через ощущения. «Голова новорождённого – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знания». Так Локк обосновывал сенсуализм. «Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении», – вот основной тезис Дж. Локка.
Локк Джон (1632–1704 гг.), английский философ, политический мыслитель, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарём и переводчиком медицинских трудов Т. Сиденгама. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество, с 1667 г. домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (графа Шефтсбери), вместе с которым в 1683–1689 гг. был в эмиграции в Голландии, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его Королём Англии возвратился в 1689 г. на родину. В «Опыте о человеческом разуме» разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врождённых идей, утверждал: всё человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Крупный вклад в развитие философии рассматриваемого исторического периода внёс немецкий учёный Г. Лейбниц.
Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.
Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад – духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном движении, изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Число монад бесконечно.
Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «преустановленной гармонии».
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716 гг.), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Родился в семье профессора Лейпцигского университета. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. В 1672–1676 гг. в Париже, с 1676 г. на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основатель и президент с 1700 г. Бранденбургского научного общества (позднее Берлинская АН). Избирался членом Парижской академии и Лондонского королевского общества. По просьбе Императора Петра I разрабатывал проекты развития образования и государственного управления в России. Лейбниц явился завершителем философии XVII в., предшественником немецкой классической философии. Его философская система начала складываться с 1685 г. и явилась итогом 20-летней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других философов. Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».
В Англии в XVII–XVIII вв. получил развитие идеалистический сенсуализм, наиболее видными представителями которого явились Джордж Беркли (1685–1753 гг.) и Дэвид Юм (1711–1776 гг.).
Во Франции вторая половина XVIII в. явилась временем резкого обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрениями. Конфликт завершился революцией 1789 г. Важную роль в идейной подготовке этой революции сыграли представители французского Просвещения, некоторые имена которых уже упоминались в лекции – Франсуа Вольтер (1694–1778 гг., настоящее имя Франсуа Мари Аруэ), Жан Жак Руссо (1712–1778 гг.), Дени Дидро (1713–1784 гг.), Жюльен Офре Ламетри (1709–1751 гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771 гг.), Поль Анри Гольбах (1723–1789 гг.). Они боролись как с религиозными воззрениями, так и с социально-политическими порядками, существовавшими во Франции.
Преодолевая непоследовательность Дж. Локка и идеализм Д. Беркли, материалистически мыслящие французские философы защищали материализм в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались элементы диалектики, в частности, во взглядах Дидро на развитие организмов. Согласно его теории, природа, материя есть причина всего сущего и существует сама по себе, будет существовать и действовать вечно; она своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств.
Юм Дэвид (1711–1776 гг.), английский философ, историк, психолог, экономист и публицист. В «Трактате о человеческой природе» в русле идущего от Дж. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Юм сводил к «впечатлениям» всё содержание сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство «симпатии». С 1752 г. в Эдинбурге работал над «Историей Великобритании». В 1763-66 гг. на дипломатической службе в Париже, где сблизился с французскими просветителями. С 1769 г. снова в Эдинбурге. Был близок деизму («Диалоги о естественной религии»). Учение Д. Юма – один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма Х/Х-ХХ вв.
Руссо Жан Жак (1712–1778 гг.), писатель и композитор, музыковед и ботаник; как философ занимался исследованиями в области морали, политики и образования. Руссо не был французом по происхождению. Он родился в Женеве в довольно бедной семье, но принадлежал к высшему классу граждан Швейцарской Конфедерации. В поисках счастья, не имея денег, в 18 лет покинул Женеву. Отверг протестантизм и перешёл на позиции католицизма, но постепенно пришёл к отрицанию официальной религии. Занимался самообразованием, познакомился с сочинениями Платона, современной ему школой естественного права, идеями французского Просвещения. В 1749 г. участвовал в конкурсе Дижонской академии на лучшее эссе и за написанные им «Рассуждения о ауках и искусствах» получил первую премию. Эта работа, опубликованная в 1750 г., принесла ему славу. В 1772 г. по заказу написал Конституцию Польши, которая находилась под угрозой первого раздела между Пруссией, Австрией и Россией, что и произошло в том же году. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» (1762 г.) выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права; государство у него должно быть результатом договора свободных людей. Свобода воли является неотчуждаемой. Поэтому Руссо отделяет суверенитет – законодательную функцию – от правительства, выполняющего исполнительную функцию, и ставит второе на службу первому. Единственно законной формой суверенитета является прямая демократия, при которой все граждане имеют право участвовать в выработке законов. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и особенно «Исповедь» ставили в центр повествования частную жизнь и душевные переживания человека, что способствовало становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» – ранний образец мелодрамы.
Значение взглядов Руссо состояло в целом в том, что он выдвинул альтернативу оптимизму эпохи Просвещения, в связи с чем его иногда причисляли к приверженцам романтизма (сентиментализма) на основании того, что в мотивации поведения людей он отводил более важную роль чувствам, а не разуму.
Вопросы самоконтроля
1. Сущность философско-религиозной мысли Средневековья.
2. Содержание взглядов Августина Блаженного.
3. Ортодоксальная схоластика Фомы Аквинского.
4. Взгляды Дунса Скота.
5. Сущность спора между реалистами и номеналистами.
6. Естественно-научные предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.
7. Три группы проблем философии Ренессанса.
8. Основные представители философской мысли эпохи Возрождения.
9. Основная проблематика философии Нового времени.
10. Философские воззрения представителей французского Просвещения.
11. Характер взглядов Френсиса Бэкона и Рене Декарта.
12. Сущность сенсуализма.
Литература
Августин. О бессмертии души / Блаженный Августин. М., 2004.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.
Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М., 1978.
Всемирная энциклопедия: Философия / А.А. Грицанов. М., Мн., 2001.
Валовой Д.В., Лапшина Г.Е. Имена на обелиске. М., 1985.
Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000.
История философии в кратком изложении. М., 1991
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2002.
Коплстон Фредерик. История философии. Средние века / Пер. с англ. Ю.А. Алакина. М., 2003.
Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. М., 1985–1988.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010.
Рассел Б. История западноевропейской философии. Новосибирск, 2000.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.
Современный словарь-справочник по искусству / Научн. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М., 2000.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.
Философия: Курс лекций: Учебное пособие / B.Л. Калашников. М., 1997.
Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2001.
ШтеклmА. История средневековой философии. СПб., 1996.
Юм Д. Сочинения: в 2-х т. М., 1965.
Лекция IV История западноевропейской философии
Часть 2