Философско-религиозная мысль Средневековья

Средние века в истории человечества – это более чем тысячелетняя эпоха, охватывающая цивилизационный период от распада Римской империи и зарождения в Западной и Центральной Европе феодализма до отмирания феодальных и зарождения капиталистических отношений. Средневековье в исторической науке охватывает период с конца Y до середины XVII вв. В соответствии с этим историческим подходом, а также с особенностями эпохи Возрождения и начала эпохи Просвещения рассматривается история философской мысли Средневековья.

В период до распада Римской империи (Y в.) истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском мировоззрении (II–IV вв.) и заключаются в патристике – философско-теологическом учении христианских мыслителей (учителей Церкви),
имевших целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Раннее Средневековье (V–X вв.) характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи.
Зрелое Средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением, утверждением и постепенным отмиранием феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем Средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями.

В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, то есть в основе мироздания – Бог, а не космос.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем Средневековья диктовалась основными догмами христианства:
• догматом о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавшего атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина);
• догматом о творении Богом мира (универсума).
В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» [формула кардинала (с 1057 г.) Петра Дамиани ок. 1007–1072 гг., одного из официальных, утверждённых папой Римским учителей Церкви], которая должна была использовать силу своего мировоззрения для поддержания и подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» от лат. «scholastica» – школьный, учёный, но сутью её было всемерное отстаивание христианских идей, христианских божественных истин. Схоластика – теологическое христианское вероучение, которое впоследствии заняло ведущее место в европейских университетах.
Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать её, представить всю полноту её логических построений, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Например: Бог создал Землю. Человек живет на Земле. Следовательно, он творение Божие).

В этом отношении схоластика, естественно, опирались на античное наследие, особенно на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты и символы веры отличались мистическими или иносказательными характерами, для их однозначного толкования требовалась тонкая логика. В связи с этим с Y в. схоластическая философия была введена для преподавания в школах, а с XII в. в университетах Западной и Центральной Европы. Школы схоластики были самые разнообразные – местные и провинциальные, университетские и кафедральные. Первые университеты Европы появились в Италии – в Болонье и Падуе, в Милане и Павии, в Неаполе и Риме; во Франции – в Париже; в Англии – в Оксфорде и Кембридже; в Германии – в Кёльне и Бонне. Университет (лат. universitas) первоначально означал сообщество преподавателей и учеников. Главный вопрос, который решался там философией, был вопрос о соотношении знания и веры. Во главу философского мировоззрения схоластического периода ставилась слепая вера. Средневековая идеология пропитана всепоглощающей верой, Богом, Церковью, а роль философии – услужение этой вере, то есть утверждение теологической, схоластической данности. В противном случае – насильственное усмирение плоти или смерть, казнь, аутодафе.
Первым теологом, учителем Церкви, попытавшимся отделить знание, философию от веры, считается Квинт Тертуллиан.
Человеческий разум для него – ничто. Религия основана не на разуме, а на вере. Божественные истины противоречат человеческим истинам. Поэтому Тертуллиан был сторонником концепции «чистой веры», не нуждающейся в рациональных человеческих доказательствах – «верую, ибо нелепо не верить».
У Тертуллиана разум строго отграничен от религиозного сознания. Разум обладает естественной познавательной способностью. Он связан с природой и человеком. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение имеет целью познание божества. Разум ориентируется на земные дела, отвлекает верующих от божественных истин. К. Тертуллиан осуждает философское знание, поскольку оно подтачивает веру, несёт сомнение, ослабляет могущество Церкви.
Христианство, согласно научному знанию, несовместимо с философией. Светский разум и духовный разум находятся в противоречии.
Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя в сыне. Тертуллиан сформулировал принцип триединства христианского Бога, ввёл понятие «лиц» (ипостасей греч. hipostasis – сущность, основание) триединого Бога: отца, сына и духа святого. Учителя Тертуллиана – стоики (Зенон из Китиона).

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес (ок. 160 г. – после 220 г.), христианский апологет, автор многочисленных сочинений по вопросам философии, теологии, церковной организации, практической этики, праву. Родился в Карфагене. Защищал мировоззренческие, догматические, институциональные и конфессиональные принципы христианства; критиковал гностиков, осуждал античных философов как растлителей и распространителей ересей. Вначале выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, ок. 195 г. вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с Церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов». Мышление Тертуллиана достаточно парадоксально. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то он всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и Церкви?»). В полемике против абстрактного теоретического разума Тертуллиан подчеркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно римского стоицизма. Он развертывает программу возвращения к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Эмпиризм Тертуллиана приводит его к определённым материалистическим тенденциям; всё сущее есть «тело», следовательно, и Бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух».

Следующий представитель Средневековой теологии – Августин Аврелий, признанный в христианстве Блаженным.
Опираясь на неоплатонизм, Августин создал религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII в. Важнейшие темы его философско-теологического учения:
• проблема Бога и мира;

• проблема веры и разума;

• проблема истины и знания;

• проблема добра и зла;

• проблема свободы воли, вечности и времени;

• проблема смысла истории.


Мир, согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов – всё это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах.

«Люди удивляются высоте гор, блеску звёзд, но не удивляются себе», – отмечал Августин в «Исповеди». Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснению Августина, воля человека свободна лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол – один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Мера истины – в нашем самосознании.

Августин Аврелий (Блаженный) (354–430 гг.), христианский теолог и философ, представитель западной патристики. Родился 13 ноября 354 г. в Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычником, мать – христианкой. Образование получал в Мадавре, затем в Карфагене в школе риторики. Прошел через увлечение стоицизмом, манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом, в 387 г. принял крещение: крещён святым Амвросием Медиоланским в Милане. С 395 г. избирается епископом Гиппона в Северной Африке и остаётся им до самой смерти. В православии был признан блаженным, а в католичестве – святым и учителем Церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении католической догматики, в частности учения о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии; боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Родоначальник христианской философии истории: «земному граду» – государству – противопоставил «град Божий» – Церковь. Идеи Августина до сих пор пользуются влиянием в среде христианских теологов. Онтология Августина и его учение о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей – нет. Литературно-теологическое наследие Августина насчитывает более 40 томов. Основные сочинения «Против академиков» (386 г.), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.). «Исповедь» (400 г.), «О граде Божьем» (413–426 г.), «Пересмотры» (426 г.).

Систематизатором схоластического учения, то есть Средневековой философии считается монах-доминиканец Фома Аквинский (Аквинат), ставивший своей основной целью разработку христианского вероучения в формах здравого смысла.

Бытие у него – Бог, сотворивший Мир. Разум может вступать в противоречие с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог. Поэтому Аквинат полагал, что лучше все религиозные догматы понимать с помощью разума, а не слепой веры.

Опираясь на позднего Аристотеля Фома Аквинский канонизировал христианское понимание идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»).
Христианство, а значит и схоластика, как идеалистические системы не могли не быть озабоченными истолкованием своего отношения к материи, так как божество – Иисус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материальную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как «ничто» (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Ф. Аквинским была воспринята Церковью как выход из создавшегося логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание», не потеряв при этом своего зависимого положения.
Всё вышеотмеченное говорит о том, что место философии в Средние века было предопределено – быть на вторых ролях, обслуживать религию.

Фома Аквинский, Аквинат (ок. 1225–1274 гг.), мыслитель, теолог, монах-доминиканец. Родился Южной Италии под Неаполем в замке Роккасекка близ Акуино. Его отцом был граф Аквинский. Первоначальное образование Фома получил в аббатстве Монте-Кассио (монастырь бенедикцианцев), в 1239–1243 гг. изучал гуманитарные науки и теологию в университете Неаполя. В 1244 г. Фома вступает в доминиканский орден и направляется в Парижский университет – этот поступок сильно расстроил родителей и они силой забирают его и держат в заточении несколько месяцев, но он не меняет убеждений. В течение нескольких лет в Париже в университете Фома был учеником Альберта Больштедта (прозванного Великим). В 1248 г. он вместе с Альбертом Великим отправляется в Кёльн, где создаёт доминиканский центр по изучению теологии. В 1252 г. Фома возвращается в Парижский университет, становится магистром теологии, ведёт преподавательскую работу, лицензию на которую он получил в 1256 г. Статус профессора теологии Ф. Аквинский получил вместе со святым Бонавентурой в 1257 г. Преподавал в Парижском университете на теологическом факультете до 1260 г. В это время написал комментарии к «Сентенциям», «О сущем и сущности», «О началах природы», «Об истине». Затем переехал в Италию, где преподавал схоластику в школах Орвиетто, Рима и Витербо, но главным образом пишет «Сумму против язычников» (называемую ещё «Философской суммой»), в которой стремится переработать учение Аристотеля в христианско-теологическом духе. Проделанный Аквинским синтез аристотелизма и христианства означал выхолащивание материалистических элементов из философии Аристотеля и искусственное выделение идеалистических её положений. Значительное влияние на учение Аквинского оказал неоплатонизм. Ядро философии
Аквинского – принцип гармонии веры и разума. Вернувшись в Париж в начале 1269 г., Фома вновь занялся преподаванием, параллельно вёл борьбу с латинскими аверроистами во главе с Сигером Брабантским (1240–1281 гг.). Аверроисты, опираясь на учение Аристотеля, отрицали идею творения мира Богом из ничего, утверждали идею вечности материи, принцип детерминизма, исключавший божественное вмешательство в природу, идею смертности души, а также учение о двойственной истине, согласно которой истины разума могут противостоять истинам веры. Ф. Аквинский не только успешно противостоял натуралистической трактовке учения Аристотеля аверроистами, не только оттеснил ставший в XIII в. консервативный августинизм, но и, согласовав учение Аристотеля с требованиями католической церкви, достиг исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. В 1272 г. переезжает в Неаполь с целью основать при местном университете доминиканскую школу. Основные труды: «Сумма теологий», «Сумма философии», «Сумма против язычников».
В 1323 г. был удостоен титула «ангельский доктор» и причислен католической церковью клику святых. В 1567 г. признан пятым учителем Церкви. Доминиканский орден присвоил Ф. Аквинскому степень официального доктора. В энциклике папы Льва XIII «Aeterni Patris» (1879 г.) философская система Аквинского была названа «единственно истинной философией католицизма». Основные положения учения Ф. Аквинского включены в кодекс канонического права, вступившего в силу в 1918 г.

Наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в Средневековье в знаменитом споре между реалистами (лат. realis – вещественный, действительный) и номиналистами (лат. nomen – имя, наименование). Спор шёл о природе универсалий (лат. universalis – общий), то есть о природе общих понятий.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Гильям из Шам-по, Аквинский Фома), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трёх видах существования универсалий (общих понятий), обосновав их теологически. Ф. Аквинский триединство универсалий представлял через Бога, вещи и головы людей (мысли). Бог здесь является первоосновой. Поэтому предметной сущностью обладают только общие понятия от Бога, а не частные, представленные в эмпирическом мире.
Номиналисты (Росцелин Иоан, Абеляр Пьер) считали, что универсалии существуют лишь в человеческой голове, в мышлении, они этим по сути отрицали существование предметов и явлений «до вещи», а это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания, например: Космос – универсальное; Земля, как планета – индивидуальное; или, понятие «мебели» – общее, а «стол», «стул» – индивидуальное.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла реализм Фомы Аквинского, а номинализм Иоана Росцелина был осуждён.

В целом надо отметить, что Средневековая философия внесла свой вклад в развитие гносеологии.

Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.), теолог, представитель схоластики. Внёс значительный вклад в развитие Средневекового богословия. Родился в Италии в Аосте, в Пьемонте, учился во Франции, затем вступил в орден бенедиктинцев, где стал приором (1063 г.), а позже аббатом (1078 г.) в Беке. В 1093 г. он стал преемником Ланфранка в сане архиепископа в Кентербери (Англия), где и умер. Принимал на веру рациональность знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». О нём одобрительно отзывался Гегель в своём предисловии к курсу лекций по философии религии, называя Ансельма одним из тех «великих людей», которые не жалеют усилий ради достижения понимания христианской религиозности и были убеждены в том, что любая попытка осознания была существенно важной для самой этой религиозности. Основные сочинения – «Монолог», трактаты «Proslogium», «О грамматисте».

Росцелин Иоан Суассонский (ок.1050 г. – ок.1120 г.), французский теолог и философ-номиналист. Толковал троицу как совокупность трёх отдельных Богов, отрицая, таким образом, существование единой божественной субстанции, объединяющей согласно христианскому догмату, Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого. Церковь объявила это учение еретическим. Росцелин отрёкся от него.

Абеляр Пьер (1079–1142 гг.), французский мыслитель, родился в Ле-Пале неподалеку от Нанта. Сначала обучался у Росцелина, а затем у Гильома из Шампо. Читал лекции в университетах Мелона и Корбейла. В 1113 г. приступил к преподаванию богословия в университете Парижа, но в результате интимной связи с одной из особ по имени Элоиза был вынужден уйти из университета и уединился в аббатстве Сен-Дени. Позже перебрался в близлежащий городок Нож-ан-сюр-Сен и основал там школу Духа-Утешителя для студентов, приезжавших к нему в место его уединения. Затем, передав право владения школой Элоизе, становится аббатом в Сент-Жильде, в Бретани. Спустя несколько лет он вернулся в Париж читать лекции по теологии в Сент-Женевьев. Параллельно Абеляр много времени посвящал литературной деятельности, результатом чего стало обвинение его в ереси, выдвинутое святым Бернаром. Приговор был вынесен и утверждён церковным синодом в Сансе в 1141 г. Папа Иннокентий II осудил Абеляра и ему было запрещено читать лекции. Позже Абеляр предпринимал попытки примирения с Церковью, но безуспешно.
Умер П. Абеляр в уединённой обстановке клюнийского монастыря в Сен-Марсель-сюр-Сон.

Дунс Скот (1265/1266-1308 гг.), английский мыслитель, францисканец. Родился недалеко от Макстона в Роксброшире в небогатой семье Ниниана Дунса. Рано вступил в ряды ордена францисканцев послушником, приняв имя Скот. Воспринимая философские традиции своего ордена, вместе с тем испытывал влияние взглядов Аристотеля, а также исламской мысли, в первую очередь, Авиценны. В дальнейшем это помогло ему выстроить собственную философию, в которой проявился его самобытный, творческий и критический ум. Какое-то время жил в Оксфорде, возможно побывал в Кембридже и в Париже. 77 марта 1291 г. был рукоположен священником прихода Нортгемптон, епископом Линкольна. В 1300 г. Скот читал в Оксфордском университете лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. В 1302 г. был послан в Парижский университет для дальнейшего изучения теологии, где продолжал читать лекции по «Сентенциям». Во время усобицы между королём Франции Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII Скот принял сторону папы и был вынужден покинуть Париж. В 1304 г. возвращается и дочитывает курс по «Сентенциям», в 1305 г. получает степень доктора (либо магистра) теологии. В 1307–1308 гг. преподаёт в Кёльнском университете. Скончался скоропостижно 8 ноября 1308 г. в возрасте 42 лет, похоронен в Кёльне. Причины смерти не известны. После преждевременной кончины, ученики Дунса Скота приступили к изданию его сочинений, правда переусердствовали и значительно перепутали рукописные страницы и логику его рассуждений. Лекции Скота о «Сентенциях» представлены двумя сводами: «Оксфордское сочинение» и «Парижское сочинение». Есть ряд произведений ошибочно приписываемых Скоту, в частности, «Спекулятивная грамматика» и «О начале вещей». Суть взглядов Скота сводится к тому, что человеческий ум, рассматриваемый в качестве интеллектуальной способности, в состоянии познать всё умопостигаемое. Из этого следует, что естественным объектом разума является сущее, как таковое, ибо всё сущее является умопостигаемым. Определять первичный объект приложения разума так, как это расходится с тем, что использует Фома Аквинский, – всё равно, что первичным объектом человеческого восприятия является то, что можно различить при свете горящей свечи. Правда, сфера, охватываемая человеческим умом в земной жизни, весьма ограничена. При других условиях, как, например, в следующей жизни, разум кажется способен непосредственно познавать духовную действительность, хотя природа его остаётся прежней. По этой причине в вопросе об определении основного объекта умственной деятельности следует встать на сторону Авиценны, утверждавшего, что таковым объектом является сущее. Ложность этого положения имела бы своим следствием вывод о невозможности метафизики или, по крайней мере, положения, по которому метафизика является составной частью натурфилософии или физики. Подобно этому некоторые в качестве естественного объекта разумной деятельности признают форму или природу материальной вещи, тем самым доказывая существование Бога посредством довода, представляющего Бога скорее высшим существом в пределах Вселенной, но вовсе не трансцендентальным Богом. Тем не менее, в вопросе о методе познания в этой жизни Скот соглашается с Аристотелем. Утверждающим, что наше познание основано на ощущениях и что разум является способностью к познанию без каких бы то ни было врождённых идей или принципов. Скот полностью отвергает теорию, разделяемую Бонавентурой и большинством францисканских мыслителей, согласно которой для обретения достоверного познания необходимо особое божественное озарение. Аргументы Скота против учения о божественном озарении направлены главным образом против Генриха Гентского. Что касается Августина, то в этом отношении Дунс Скот предельно осторожен: он доказывает, что Генрих Гентский неверно истолковывает мысль Святого. Его собственная позиция достаточно ясна: так называемые «вечные истины» являются аналитическими суждениями, и разум вовсе не нуждается в неком божественном озарении, чтобы с его помощью постигать их истинность. «Вполне очевидно, что термины самоочевидных основ несут в себе столько схожего, что один с необходимостью содержит в себе другой». Скот продолжает мысль. Понятия целого и части посредством абстрагирования выводятся из чувственного опыта. Однако, как только они образуются, разум приходит к соглашению, что каждое целое больше, чем какая бы то ни было из его частей «по определению». Что не требует никаких подтверждений. Другими словами, данное положение не может быть истолковано как эмпирическая гипотеза, которая может оказаться ложной. Её истинность находится в зависимости от значения терминов, а разум усматривает их взаимосвязь, причём не требуется какого-либо озарения, кроме как общего озарения, доставляемого нам Божьим попечением.

Философия эпохи Возрождения

Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее в Италии период с XIV по XVI в.; в странах к северу от Альп (северное Возрождение) – XV–XVI вв. Это явление – эпоха возрождения интереса к античности.
Истоки Возрождения – в гуманизме как мировоззрении, с позиции которого подвергались переоценке духовные и художественные достижения предшествующих исторических эпох. Это время гениальных творцов и выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы и время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое этимологическое толкование благодаря итальянскому творцу Джорджо Вазари, который в своей фундаментальной книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 г. впервые употребил этот термин. Там же им была предложена периодизация искусства Возрождения, которую можно применить и к философии этой эпохи. Первый период – XIV в. – «детство искусства», период освобождения от Средневековых традиций; второй период – XV в. – «юношеский», когда реализм изображения достигается изучением анатомии и перспективы, а художественное совершенство – строгим соблюдением мер, но изучение действительности и построение художественного образа ещё не связаны внутренним единством; третий период – XVI в. или «золотой», как его называли, – время зрелости, время Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

Вазари Джорджо (1511–1574 гг.), итальянский живописец, архитектор и историк искусства, признаваемый основателем искусствознания. Среди его живописных работ – фрески в Ватикане и Флоренции. Им построено здание одного из крупнейших художественных музеев мира – Уффици.

Философия эпохи Возрождения противостоит Средневековой философии (схоластике), противопоставлявшей материю – форме, природу – Богу, тленный мир – нетленному. В этот период можно выделить три группы проблем, которые находились в центре философского осмысления:
• первая – учение о природе, о её структуре, о закономерностях развития, о космосе (натурфилософия);
• вторая – учение о человеке, о его природе, о присущих ему качествах, о его месте в системе универсума, о культуре и нравственности.
• третья – учение о совершенном устройстве государства и общества.

Первая группа проблем

Эпоха Ренессанса принесла новые веяния не только в искусство, но и в науку. Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением новых отношений – буржуазных. Зарождался индустриальный способ производства, формировалась совершенно новая цивилизация. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессансное естествознание отражало сущностные потребности: итальянский учёный Галилео Галилей (1564–1642 гг.), сделав телескоп, обнаружил пятна на Солнце, объяснил вращение Земли вокруг него, заложил основы механики; его соотечественник – математик Никколо Тарталья (ок. 1499–1557 гг.) в своём сочинении «Nuova scienza» («Новая наука») положил начало разработке проблем динамики; немецкий физик Отто фон Герике (1602–1686 гг.) изобрёл воздушный насос и доказал существование атмосферного давления; компас способствовал Колумбу доказать шарообразное строение Земли; создание барометра помогло людям предсказывать погоду; микроскоп сыграл сущностную роль в развитии биологии.
Формировался новый взгляд на мир. Наука, техника и производство в XV–XVI столетиях существенно изменились. Этому способствовало то, что:
• со времён крестовых походов возникли совершенно новые взгляды на роль науки и её место в промышленности. Возникли новые отрасли промышленности, модернизировались старые. Появилось ткачество, мельничное дело, крашение, производство часов, были созданы приборы для наблюдения за явлениями природы. Накопилось громадное количество естественных фактов, которые необходимо было анализировать;
• промышленные, торговые, политические связи в Европе и во всем мире крепли. Это содействовало внедрению новых научных изобретений в практику;
• открытие новых земель, путешествия расширили к XVI в. в шесть раз известную территорию Земли. Был получен новый материал для антропологии, зоологии, ботаники, метеорологии, астрономии, физики, химии;
• был изобретён печатный станок, приведший к сущностным изменениям в развитии информационного пространства мира.

Наука была тесно связана с философией, так как всё это требовало освобождения разума от схоластики и осмысления естественно-научной картины мира.

Выразителями естественно-научного взгляда на мир были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения.

Кузанский Николай, настоящее имя Николай Кребс (Крипфс), сын мозельского крестьянина. Кузанским зовётся по месту рождения – местечко Куза на Мозеле (1401–1464 гг.) – немецкий философ, математик, механик, астроном, кардинал. Начальные знания приобретал в Голландии в Девентере общине «Братьев общей жизни», затем обучался в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Право изучал в Итальянском университете в Падуе, где познакомился с идеями гуманизма. В 1438 г. защитил диссертацию доктора теологии и вплотную занимался проблемами познания, в этом плане интересны его работы «О скрытом Боге», «О предпосылках». В 1448 г. становится кардиналом римско-католической церкви. Основная мировоззренческая проблема об отношениях Бога и мира им решается теоцентрично, но в тоже время и не так жёстко как трактует средневековое католическое богословие. Он пытается найти место человеческим чувствам и разуму в познании. Кузанский – тонкий логик, способный теологические установки коррелировать естественно-научными открытиями. Он – автор взглядов «о совпадении противоположностей», минимум и максимум при определённых условиях у него совпадают. Единое – не имеет противоположности. Для наглядности этой позиции он обращался к математике: при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в прямую, тоже с прямоугольником – если одна из линий бесконечна, то и все остальные также. Для познания природы методологическое значение у него имеют математические понятия. Исходя из этих взглядов Кузанского, можно говорить об их начальных диалектикоматериалистических координатах. Кроме того Н. Кузанский составил географическую карту, предложил реформу юлианского календаря, выдвинул идею о бесконечности Вселенной. Среди друзей Николая Кузанского гуманисты Лоренцо Вала, Амброджио Траверсари, Пикколомини (будущий папа Пий II). Кузанский испытал сильное влияние неоплатонизма и немецкой мистики Мейстера Экхарта.
Коперник Николай (1473–1543 гг.), польский астроном, создатель гелиоцентрической картины мира. Родился в городе Торунь, где жил и работал в соборе Фромборка, исполняя обязанности каноника и одновременно занимаясь научными исследованиями. Его система совершила переворот в естествознании. Он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. В своём главном труде «Об обращении земных сфер», опубликованном с большими трудностями в самом конце жизни, Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, включая Землю, вокруг Солнца.
Браге Тихо (1546–1601 гг.) – датский астроном, реформатор практической астрономии. Составил уточнённый каталог 800 звёзд, открыл две новые неравномерности в движении Луны, измерил продолжительность года с погрешностью менее секунды, сделал первый, основанный не на наблюдениях, вывод о внеземной природе комет. Первый в истории человечества наблюдал взрыв сверхновой звезды. На основе данных Браге наблюдения Марса немецкий астроном И. Кеплер (1571–1630 гг.) вывел законы движения планет. В мае 1576 г. датско-норвежский король Фредерик II пожаловал Браге в пожизненное пользование остров Вен в проливе Эресунн, а также выделил деньги для строительства обсерватории, которую Тихо назвал Ураниборг – «Небесный замок». Однако новый король Дании Кристиан IV лишил его всех ранее полученных королевских благ. В итоге Браге вынуждено перебрался в Прагу, где стал придворным математиком и астрономом Рудольфа II – императора Священной Римской империи, но неожиданно умер. По приказу императора его похоронили с рыцарскими почестями в пражском Тынском соборе.
Телезио Бернардино (1509–1588 гг.), итальянский натурфилософ, деист. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы, в которой объяснял природу из неё самой, а на место первотолчка (Бога) ставил естественные природные силы. В качестве метода исследования действительности Телезио определил эмпирический подход. Он считал материю неуничтожимой, а движущим началом – присущее природе тепло, борющееся с холодом. В своём сочинении «О природе вещей согласно её собственным началам» возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. «Жизненный дух» – причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Телезио при объяснении социальной природы человека, признавал сотворённую Богом «высшую» душу.
Бруно Джордано, в миру Филиппо (1548–1600 гг.). Родился в местечке Нола близ Неаполя, в обедневшей семье дворян. Обучался в монастырской школе доминиканского ордена, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в теологической деятельности, покинул монастырь. Выступал с учением о единстве и материальности Вселенной. Подвергал критике религиозную картину мира и множественные христианские догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие Бога, творца и управителя Мира. Развивал гелиоцентрическую систему Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Полностью отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, вынужденно покинул Италию. Несколько лет жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, занимался преподавательской деятельностью в ряде университетов. Возвратясь в Италию в 1592 г., был арестован, обвинён в ереси и свободомыслии, более семи лет провёл в тюрьме и 17 февраля 1600 г., не признав выдвинутых против него обвинений, был публично сожжён на костре. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной поэмы «Ноев ковчег».

Вторая группа проблем

Её можно определить как гуманистическую. Человек рассматривается мыслителями эпохи Ренессанса как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель общества и государства. Ценность человека определялась тем, что он создан по образу и подобию Божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль, в частности, раскрывается Пико делла Мирандолой во введении к трактату «900 тезисов» под названием «Речь о достоинствах человека». Наличие у человека свободы выбора делает его раскрепощённым, утверждая его творческую способность самоопределения.

Пико делла Мирандола Джованни (1463–1494 гг.), итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где осваивал схоластическую теорию. Будучи молодым человеком попытался систематизировать высказывания великих мыслителей всей предшествующей эпохи, которые собирал по-крупицам. В 1486 г. опубликовал «900 тезисов», которые и прославили его. В них он обнародовал философские и теологические положения, сделав собственное введение «Речь о достоинствах человека». Папская курия осудила 13 тезисов этой работы Пико, а его подвергла аресту за несогласие изменить их. С 1488 г. он поселился во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников, испытал воздействие Савонаролы – настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против правления королевского рода Медичи, призывал Церковь к аскетизму.
Умер Пико совсем молодым, не д<

Наши рекомендации