II. ТОЛЬКО РАЗУМ — ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Философия Йога-васиштхи крайне монистична. Основополагающее утверждение сочинения, повторяемое бесчисленное число раз, состоит в том, что существует одно Сознание (читта ). Это Сознание вездесуще, всеведуще и внеобразно. Мудрец Вашиштха обращается к нему еще как к Абсолюту (брахман), утверждая, что подобно тому, как ум художника тесним многочисленными образами великого множества предметов, гак и чистое Сознание полнится образами множественных форм природы — мысль, которую мы встречаем и в учении христианского мистика Майстера Экхарта. Вашиштха определяет Абсолют следующим образом:

Он есть Я (пуруша) воли (санкальпа), лишенный физической формы наподобие земли и других материальных элементов. Он единичен (кевала), одно Сознание, исконная причина существования троякой вселенной [412]. (3.3.11)

Феноменальный мир является лишь отражением всеобщего Разума. Он есть тот Разум. Воспринимаемые объекты суть всего лишь некая идея (кальпана), порождаемая Разумом, вроде предметов, что населяют наши сны. Пространство и время тоже суть воображаемые порождения Разума. Мы не в состоянии познать эту истину просто из-за своего духовного неведения (авидья), которое тяготеет над нами. Когда йогин входит в единящее состояние экстаза (самадхи), пространство исчезает, а время останавливается.

Мир не является ни реальным, ни воображаемым. Он покоится в Сознании, но для непросветленного ума он предстает чем-то вечным. Он подобен сну или пузырю, что появляется в абсолютном Сознании. Стоит уяснить себе, что воспринимаемый нами мир есть «наш» мир, «наше» творение, и что кабала и свобода суть состояния ума, то остается лишь порвать с привычкой неверных умозаключений. Необходимо преодолеть сам разум (манас).

Данную философию лучше всего охарактеризовать как форму идеализма, где Брахма, олицетворяющий Космический Разум, предстает генератором всех идей, под чарами которых мы находимся до тех пор, пока не постигаем нашу истинную природу как единое Я.

Духовный путь, представленный в Йога-васиштхе, по сути является стезей джняна-йоги и во многом сходен с буддхи-йогой, преподанной в Бхагавадгите, когда деяние и знание гармонично дополняют друг друга. Вашиштхе претит тот род аскетизма, которому свойственно безрассудство или истязания. Настоящий йогин, согласно его представлениям, свободен как от слепой приверженности, так и от безоглядного отрицания. Такой йогин одинаково невозмутимо смотрит и на кусок злата, и на кучу мусора.

Согласно Вашиштхе именно человеческий разум — завороженный Разумом Бога-Творца — порождает иллюзию закабаления или действительность освобождения. Поэтому нет никакой нужды во внешнем отрешении. Напротив, необходима как раз полная внутренняя переориентация. Он называет данное представление «умственным освобождением» (четья-нирмуктата). Йога определяется им по-разному: то «прекращением деятельности ума», то «неэмоциональностью», а то «обособлением от воздействий яда страсти». В отличие от учения богочеловека Кришны, который делает ставку на наши эмоциональные возможности в виде преданности (бхакти), Вашиштха упирает на познавательную сторону нашей психической жизни. Однако он не приемлет тех, кто просто заинтересован в умственных упражнениях без соответствующего применения в жизни. Полезным знанием он считает мудрость, иначе то действительное прозрение, которое ведет к просветлению.

Таким образом, автор Йога-васиштхи стремится посредством всякий раз нового словесного образа или сравнения пробудить в своих читателях веру в то, что они полностью ответственны за свою собственную судьбу, если только сумеют разглядеть то, какую злую шутку играет с ними их же разум. Судьба (дайва) является величественной силой, но человеческие усилия (naypyшa) — буквально «мужественно» — превыше ее.

Йога, согласно одному утверждению (6.13), состоит как из Самопознания (атма-джняна), так и из ограничения (самродха) жизненной силы (прана). Первое есть путь созерцательного углубления; второй подход можно отождествить с кундалини-йогой, включающей подъем скрытого в теле человека Сознания-Энергии.

Ум и жизненная сила, как говорится, теснейшим образом связаны между собой. Остановка одного ведет к прекращению деятельности другого. Под «умом» (манас) Вашиштха подразумевает здесь эго(ис)тичное сознание, которое создает свой собственный мир силой воображения (саткальпа), побуждаемой силой подспудного желания (васана). Он сравнивает ум с многоруким безумцем, который постоянно истязает себя, ниспосылая муки на свое тело. Ум оживляется колебанием (спанда, париспанда) обращающейся в теле жизненной силы, тогда как сама жизненная сила приводится в движение первичным желанием (васана). Управление колебанием, вибрацией жизненной силы и есть прямое средство успокоения ума и преодоления побуждающей силы желания. Но Вашиштха также советует для надзора за умом концентрацию и медитацию как наилучшее.

III. ЙОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Йога Вашиштхи содержит следующие семь ступеней (бхуми) [413]:

1. Шубха-иччха («жажда добра», пишется шубхеччха). Человек осознает свое духовное неведение и состояние страдания, и у него пробуждается жажда познать истину посредством изучения традиционного знания.

2. Вичарана («обдумывание»): углубляя познание и общаясь со святыми людьми, практикующий совершенствует свое поведение, и в нем загорается желание обрести освобождение.

3. Тану-манаса («оттачивание мышления»): на этой ступени мирские вещи становятся все более безразличными.

4. Саттва-апатти («обретение сущности», пишется саттвапатти ): практикующий в состоянии вступить в общение с чистым Сознанием посредством медитации.

5. Асамсакти («непривязанность»): благодаря настоящему просветлению возмужавший практик становится полностью безразличен к миру, который воспринимается как порождение ума.

6. Пада-артха-абхавана («непримысливание внешних вещей», пишется падартхабхавана) : мир воспринимается нереальным подобно сновидению.

7. Турья-га («пребывание в Четвертом»): йогин преодолевает все и остается вечно покоящимся в чистом Сознании, которое именуется «Четвертым» (турья, турия, чатуртха), как в упанишадскои веданте, поскольку выходит за пределы состояний

бдения, сна и забытья.

Йогины, которые познали Четвертое, иначе Я, становятся свободными, хоть их тело-ум и продолжает существовать. Это идеал «прижизненного освобождения» (дживан-мукти). Поскольку они больше не скованы иллюзией эго, они могут представать перед другими чем угодно, отражая присущие окружающим их собственные состояния ума, но сами при этом пребывают в вечном блаженстве.

Просветление есть ежесекундное преодоление эго, независимо от того, пребывает ли тело-ум в действии или покое. Вашиштха приводит случай с царем Бхагиратхой, который покинул свое царство, дабы посвятить себя духовной жизни. После многих лет созерцания в уединенном месте Бхагиратха обрел просветление. Однажды ему пришлось проходить по своему прежнему царству, и когда подданные узнали его, они стали упрашивать его вновь занять престол, так как его преемник недавно скончался. Поскольку ничто не может связывать познавшего себя подвижника, Бхагиратха согласился и многие годы правил своим народом, даруя ему справедливость и мудрость.

Йога-васиштха, поистине, замечательное творение, оказавшее заметное влияние на образованную часть последователей йоги и веданты средневековой Индии. Это непреходящее свидетельство мудрости философии монизма.

Наши рекомендации