Единственный путь к выживанию - регулирование населения, снижение потребления ресурсов каждым человеком, экономия и бережливость.

· Экологический императив

В процессе антропосоциогенеза и становления техногенного общества во взаимодействии человечества и биосферы постепенно исчезала та согласованность, которая обеспечивает ее устойчивое развитие. Для ее восстановления необходимо выработать новые правила поведения людей и новую структуру социальных отношений, позволяющих согласовывать сегодняшние потребности человечества с заботой о будущих поколениях. Исследуя философские аспекты проблемы, Н.Н. Моисеев вводит понятие «экологический императив» (или коэволюционный) - как систему научно обоснованных норм и правил, предписаний и запретов, строго регламентирующих деятельность человечества в биосфере. Его суть заключается в том, что разрешены и реализуются только те технологии и способы деятельности, которые не разрушают сопряженности естественных биогеохимических циклов Земли, складывавшихся миллиарды лет.

Эта система норм и правил не должна противоречить законам биосферы и установившимся в ней отношениям, она обязана способствовать их сохранению. Каждый человек при организации своей деятельности должен неукоснительно выполнять эти нормы и правила.

В рамках экологического императива одним из ключевых действий в организации гармоничного соразвития общества и природы становится научно обоснованное регулирование:

- биологических видов (в том числе и человека) в пределах занимаемой ими экологической ниши;

- деятельности и поведения человечества в допустимых границах;

- отношений человека со всеми компонентами его социоприродного окружения;

- производств, ресурсных потоков, рождаемости, потребления, социальной защиты и т.д.

И чем дальше мы заглядываем в будущее, тем это регулирование представляется все более жестким и бескомпромиссным. Хотя в современном обществознании пока нет однозначного отношения к проблемам регулирования, но все же именно научно обоснованное регулирование является важнейшим фактором сохранения устойчивости социоприродной среды, а значит, и основой выживания человечества в складывающихся условиях. Именно с осмыслением необходимости регулирования связана экологизация сознания человечества. Понимание его глубинного смысла является истоком для постижения новых ценностных ориентаций человечества, которые формируют новые мировоззренческие установки и новый характер потребностей личности, мотивирующих ее устремления к экологически обоснованной деятельности и поведению.

Экологический императив становится основанием для формирования новой социальной идеологии, новой социальной политики, нравственности и морали. Нравственный императив дополняется экологическим, а это требует переосмысления механизмов регулирования поведения и деятельности человека, переосмысления многих представлений, которые лежат в основании современной культуры: перестройки шкалы ценностей и нравственных норм общества, структуры потребностей, смещения их центра тяжести в сторону духовного, экологизации ее содержания.

· Экологическая культура

Приоритетной целью сформировавшегося в восьмидесятые - девяностые годы ХХ столетия направления педагогики «Экологическое образование и воспитание» провозглашается формирование экологической кльтуры (ЭК) населения. На ее решение направлены и многие государственные документы России («Закон об охране окружающей среды», «Экологическая доктрина России» и другие).

В 1998 году была принята «Московская международная декларация по экологической культуре», в которой подчеркивается необходимость перехода цивилизации к экогуманитарной парадигме развития.

На сегодня пока нет однозначной трактовки понятия «экологическая культура». Традиционно, в узком смысле, она связывается с повышением уровня экологической компетентности человека, овладением знаниями, умениями и навыками природоохранной деятельности и экосообразного поведения. В более широком аспекте в структуру ее понятийной матрицы (от лат. matrix - матка; упорядоченный набор элементов, имеющих определенную взаимосвязь, отражающую их соотношение в структуре целого) оказываются органично вписанными экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, научные и ненаучные знания, умения и навыки экологически обоснованной деятельности, способы познания, нормы и требования экологического и нравственного императивов, экологическая этика, гражданская и экологическая ответственность и др. Ее стержнем является экологический императив, а ядром - экологические ценности.

Экологические ценности. Это ценности, значимые не только для отдельного человека, но и для всего человечества. Вся живая и неживая природа, сам человек как ее часть, его здоровье, безопасные условия его жизни - универсальные ценности нашего экосоциального бытия. Через их осознание и приходит понимание необходимости экологической обоснованности деятельности и поведения.

Стремление к поддержанию неразрушимости мира и сохранению универсальных ценностей должно стать самой высшей потребностью каждого человека и внутренним содержанием смысла его жизни, действий и поступков. И это слово «должно» переводит рассматриваемую проблему в плоскость педагогики, одной из стратегических задач которой в складывающихся цивилизационных условиях становится поиск тех условий и средств, методов, методик и форм организации учебно-воспитательного процесса, которые в наивысшей степени будут способствовать успешности формирования умений и навыков экологически обоснованной деятельности, укоренению в сознании людей норм и правил экологического императива, не принудительному, а добровольному и осознанному следованию им, превращению их в систему внутренних императивов каждого человека. Такое превращение - сложный процесс. Необходимо ограничить жесткими рамками свое поведение и деятельность, отказаться от каких-то удовольствий и роскоши. Это непросто и требует приложения огромных волевых усилий в преодолении себя, своих желаний и устремлений, часто не совпадающих с общественной необходимостью. А это уже уровень сознания.

Как видим, экологическая культура синтезирует в себе гуманитарную, естественно-научную и технологическую культуру, в ней должно сходиться все, что направлено на гармонизацию отношений человека и окружающей его социоприродной среды.

3.3.4. НОВЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сегодня ведутся интенсивные поиски новых, отличных от технократической моделей неразрушимого развития цивилизации в третьем тысячелетии. Идея построения такой цивилизации была высказана еще в начале ХХ века нашим соотечественником, выдающимся ученым и мыслителем В.И. Вернадским. Это идея ноосферы - биосферы, управляемой разумом человека. Позднее появились модели экологического общества, устойчивого развития и ряд других. В их практической реализации ведущими факторами являются: наука - как основа технического прогресса, культура - как механизм управления общественным развитием и система образования - как средство формирования личности нового типа.

Наши рекомендации