Становление техногенной цивилизации и экологические уроки прошлого
На пути восхождения к современной техногенной цивилизации можно выделить несколько моментов в жизни человечества, которые стали своеобразными точками бифуркации на эволюционном древе цивилизации. Это:
- овладение простейшими орудиями труда и их изготовлением (ранний и средний палеолит - каменные орудия, поздний - кость и дерево);
- овладение умениями получать огонь и управлять им (около 300 -500 тыс. лет назад);
- неолитическая революция - окультуривание растений и одомашнивание животных (~10 тыс. лет назад);
- овладение металлами (~7 тыс. лет назад);
- промышленная революция (250-300 лет назад);
- информационная революция (20 лет назад).
В доцивилизационный период, на первых этапах своего развития, человек жил в тесном единении с природой. Природа давала ему все (впрочем, как и сейчас). Но уже в те времена сформировалось две проблемы, которые и сейчас не утратили своего значения, - истребление растений и животных, пожары от неумелого или небрежного обращения с огнем.
Овладение огнем и неолитическая революция способствовали выделению человека из природы. Осваивая скотоводство и земледелие, создавая искусственные агроценозы, он стал активно приспосабливать природу к своим нуждам, часто забывая о нуждах самой природы. Переход к производящему способу производства продуктов питания делал его независимым от капризов природы, но и усиливал на нее антропогенное давление. К проблемам выедания добавились новые проблемы, связанные с нерациональным землепользованием: перевыпас пастбищ, вырубка лесов, деградация земель. Конечно, в древние времена они были сравнительно невелики по объему и носили локальный характер.
С переходом к оседлости, возникновением крупных поселений, городов-государств, а затем и крупных цивилизаций в отношениях человека и природы усугубились старые и наметилась новые проблемы. связанные с урбанизацией: сосредоточение больших масс населения на небольших территориях, усиление давления на городские и пригородные территории, загрязнение водоемов бытовыми отходами, отторжение его от природы, связанное с изменением образа жизни. Уже в законодательствах древнейших государств выделяются специальные статьи, посвященные охране природы, регламентированию использования водных и других ресурсов. Элементы охраны природы можно найти и в древнейших книгах (Махабхарата, китайские хроники YI-Y веков до н.э., книги древних вавилонян). Но в общем и целом в раннецивилизационный период биосфера удерживала равновесие.
С появлением античных государств в социальной жизни общества важную роль начинает играть наука. Как и сегодня, ее развитие было связано с удовлетворением материальных потребностей растущего населения. Ее достижения активно внедряются в инженерную мысль, способствуют совершенствованию орудийной деятельности, сельского хозяйства, становятся основой техники, технологий, производств, существенно обогащают практический опыт предыдущих поколений. В каждой процветающей цивилизации древности начинался строительный бум. Египет строил пирамиды, Греция - храмы, огромные стадионы и амфитеатры. Рим сооружал дороги, арены для гладиаторских боев, создавал мощнейшую военную технику, строил свои знаменитые бани, уникальные мосты и акведуки (от лат. aqua - вода, duco- веду; сооружения в виде моста с водоводом), которые до сих пор удивляют человечество своим техническим совершенством, прочностью и красотой. Всевозможные шкивы, блоки, подъемники, облегчающие строительные работы, были изобретены именно в те времена. Эти работы требовали знания законов устойчивости сооружений, прочности материалов, точности расчетов.
Но наука становилась и духовным достоянием цивилизации, превращалась в элемент культуры. Конечно, в античные времена занятие наукой и использование ее достижений было доступно лишь малой доле населения. Основная масса в своей практической деятельности в природе больше уповает на традиции, основанные на многовековых эмпирических представлениях.
В этот период наряду с сельским хозяйством активно развивается горнорудное производство. И это приводит к еще более сильному негативному воздействию на природу. Конечно, его экологические последствия носили локальный характер, хотя некоторые их шрамы сохранились на теле Земли до наших дней в виде опустыненных и засоленных земель, утративших плодородие речных берегов и горных склонов, громадных, продуваемых всеми ветрами, обезлесенных территорий. Как полагают ученые, пустыня Сахара, каменистые бесплодные склоны холмов современной Греции - это все следы деятельности человека.
Философы и естествоиспытатели античности интуитивно понимали, какую угрозу несет нерациональное природопользование, и уделяли большое внимание осмыслению этих проблем. В их работах знания о природе переплетались с зачатками рационального землепользования. Аристотель в своей работе «О природе» описал около 500 видов животных, особенности их жизни и поведения, их взаимосвязи между собой. Его ученик Теофаст Эрезийский обосновал влияние почвы и климата на распределение растительных видов, среди которых он выделил такие формы, как деревья, кустарники, полукустарники, травы. Греческий историк и географ Страбон большое внимание уделял природоохранным мероприятиям, выступал против укоренившейся традиции хлебопашества по берегам рек. Ученик Сократа Антисфен выдвигал на первое место ограничение потребления, проповедовал воздержание, отказ от излишеств и довольство лишь необходимым. Его ученик Диоген полагал, что «лишь труды в согласии с природой ведут к счастливой жизни». Эпикур в качестве критерия добродетели выдвигал ограничение удовольствий и умеренность, которые способствуют гармонии отношений человека с окружающим миром. Платон в своем трактате об идеальном государстве утверждал: человек должен поступать согласно природе, а значит, и согласно разуму.
Но именно в этот период зарождается антропоцентрический подход к освоению природы - убеждение в том, что человек является вершиной творения богов; природа создана, чтобы удовлетворять его потребности, а наука и техника - орудие покорения природы. Природа начинает превращаться из храма, которым была для древнего человека, в мастерскую, в которой выковывается потребительское отношение и антропоцентрическое сознание.
На рубеже эр разрушаются могущественные античные государства и для Европы наступают времена упадка и варварства. И лишь к Х веку начинается ее возрождение. Но при этом она все чаще ощущает дефицит природных ресурсов. Экологические проблемы античности продолжают усугубляться и охватывать все большие территории. Этому во многом способствует быстрорастущее население, а с ним и потребности в продовольствии. Под сельскохозяйственное производство начинают использоваться все бо¢льшие территории. Изменяются ландшафты. В XII - XIII веках были вырублены практически все леса в Англии и северной части Франции. Громадные площади превращаются в поля. Исчезают сложные природные сообщества. Начинают преобладать монокультуры. Истощаются почвы. Падает урожайность. Европа стоит на пороге голода. Экстенсивный способ производства продукции полностью исчерпал себя. Необходимость снижения возникшей напряженности, а также охраны животного мира, охотничьих угодий дворян требовала развития сельскохозяйственных знаний. Уже в трактатах Альберта Великого (1193-1280) - крупнейшего немецкого философа и теолога, большое значение придается изучению взаимосвязей организмов со средой обитания. В законодательствах средневековой Европы появляются природоохранные статьи.
Все больше земли отторгают города. Их бичом становятся скученность, отсутствие канализации, грязь, пожары. Все нечистоты средневековых городов выливались прямо на улицы из окон домов. Эпидемии чумы и холеры уносили от 20 до 50% населения. Бесконечные междуусобные войны раздирали средневековый мир и еще более усугубляли его положение.
Большая нужда заставляет европейские государства снаряжать дорогостоящие кругосветные экспедиции. Это была пора Х. Колумба (1451-1506), Васко да Гама (1469-1524), Ф. Магеллана (1480-1521). Интерес к дальним странам, а особенно к их сказочным богатствам, был неимоверный. В течение почти трехсот последующих лет Европа пытается огнем и мечом покорить народы Америки, Азии и Африки и завладеть их ресурсами.
Для западноевропейской цивилизации это устремление в дальние страны имело далеко идущие последствия. Потребовалось развивать кораблестроение и навигацию. А это в свою очередь стимулировало развитие целого комплекса естественных наук (астрономии, физики, химии) и техники. Нужно было перестраивать систему образования. В школах и университетах, в монастырских лабораториях все больше уповают на рациональное знание. Европа настойчиво стучится в двери эпохи индустриального производства. Это было преддверием промышленной революции, которое дало новый толчок для развития науки и техники. Их целью провозглашается увеличение власти человека над природой. Лозунг Ф. Бэкона (1561-1626) «Знание - сила» становится символом эпохи. И естественные науки становятся базой для промышленной революции XYIII века. Развитие технологий, экономики, переход от ремесленного производства к мануфактурному, мощное развитие горнорудной промышленности, строительство металлургических заводов, появление крупных промышленных центров изменяют не только облик цивилизации, но и внутренний мир самого человека, его жизнь и быт. Наука становится базисом для промышленного освоения природы и превращается в могучую производительную силу. Большая часть тяжелого физического труда передается машинам. Тесный союз науки и техники создает огромные возможности для наращивания темпов развития и удовлетворения материальных потребностей человека. Но при этом усиливается и негативное воздействие на природу.
Еще более сильное влияние оказывает естествознание на жизнь человека в XIX веке. Начало века ознаменовалось мощным развитием теплотехники и теплоэнергетики. В 1803 году английский инженер Р. Тревитик построил первый паровоз, в 1807 году в Америке А. Фултон создал первый в мире колесный пароход «Клермонт», в 1825 году в Англии была открыта первая железная дорога. Благодаря колоссальному развитию естественных наук и техники цивилизация к концу XIX века обретает новый облик. Еще больше преображаются жизнь, быт и труд человека, особенно в крупных городах. Человечество получает электрический двигатель, электрическую лампу, телефон, телеграф, радио. В развитых странах строится сеть железных дорог. В Лондоне и Нью-Йорке, а затем в Будапеште, Вене, Париже появляется метрополитен. Г. Даймлер и К. Бенц создают первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Появляется электросварка, фотография, кино. Закладывается воздухоплавание. Темпы и динамика технического прогресса требуют непрерывного технологического обновления. Развиваются химические технологии, электроэнергетика, металлургия и машиностроение, начинают широко использоваться нефть и нефтепродукты. Именно в этот период человек окончательно выделился из природы. Он превращается из ее партнера в покорителя.
Но грядут еще более тяжелые времена для их отношений - времена противостояния. К началу ХХ века человечество, по образному выражению В.И. Вернадского, «становится могучей геологической силой», кардинально преобразующей облик Земли. Двадцатый век характеризуется грандиозным развитием фундаментальных и прикладных наук, техники, сельского хозяйства. Человек начал завоевывать космическое пространство, изобрел чудовищные виды оружия, научился использовать энергию атома.
Успехи в физике микромира в первой половине XX века переводят на новый уровень развития химию, биологию и медицину. Громадных достижений добивается синтетическая химия. Органическая химия и фармакология создали и направили в медицинскую практику большой ряд лекарств и вакцин, что дало возможность успешно бороться с такими заболеваниями, как столбняк, полиомиелит, сибирская язва, туберкулез, проказа, чума, холера. Полученный в сороковых годах А. Флемингом (1881-1955) антибиотик пенициллин позволил справляться с гнойными инфекциями и пневмониями. Современная нам микробиология значительно расширила круг подобных препаратов. В ХХ веке медицина освоила пересадку органов. Благодаря достижениям физики и химии биология переходит на молекулярный уровень. Развивается генетика, формируется ее прикладная область - генная инженерия, которая помогает искать и исправлять генетические поломки и сбои в организме человека, создавать высокоурожайные сорта растений и высокопродуктивные породы скота.
Во второй половине XX века благодаря, исследованиям ядерной физики, появляются новые технологии, зарождаются новые виды энергетики. В 1954 году, во многом благодаря гению и организаторскому таланту И.В. Курчатова (1902-1960), была построена первая в мире атомная электростанция - Обнинская, которая безаварийно работает до сих пор. Рождаются принципиально новые технологии и новые образцы техники. Совершенствуются авиация и кораблестроение. Морские глубины бороздят атомные подводные лодки, сверхзвуковые самолеты-невидимки завоевывают воздушные просторы, на магнитной подушке несутся сверхскоростные поезда. Все активнее для получения энергии используются альтернативные источники - сила ветра, приливов, океанических волн, излучение Солнца, внутреннее тепло Земли. Появляются телевидение и телекоммуникационные системы, робототехника. Строятся мощные гидроэлектростанции и химические заводы, железнодорожный транспорт переходит на электрическую тягу, расширяется сеть метро.
Пятидесятые годы - время становления кибернетики. Начиная с шестидесятых годов, когда человечество осознало важность ее идей, она стала развиваться гигантскими шагами. Используя математические методы, интегрируясь с другими науками и техникой, она далеко продвинулась по пути совершенствования искусственного интеллекта, компьютерных технологий, помогла создать современные информационные системы и паутину INTERNET. Использование информационных технологий и информационных систем открывает новую эпоху в развитии человечества.
Во второй половине ХХ века рождается новое познавательное направление, объединившее идеи теории систем, эволюционизма и кибернетики – синергетика, наука о самоорганизации и организации сложных систем.
Наука превратилась в ведущий фактор развития производства. Главные его направления - комплексная автоматизация, контроль и управление на основе компьютерной техники. Сегодня уже никого не удивишь тем, что работой огромных цехов, предприятий и технологических систем управляет один человек - оператор. Меняется образ жизни большого количества людей. Техника, облегчающая труд на производстве и дома, автомобиль, радиотелефон, космическая связь, кино, телевидение, компьютер прочно вошли в жизнь и быт почти каждого современного человека.
Земля стала мала для человека, и он обращает свои взоры в космос. Уже в тридцатые годы XX века начинаются работы по строительству и испытанию ракет. В пятидесятые годы была запущена серия искусственных спутников Земли. В 1961 году С.П. Королев (1906-1966) осуществил вековую мечту человечества - был запущен космический корабль с человеком на борту. Полет Ю.А. Гагарина (1934-1968) открыл эпоху интенсивного исследования ближнего космоса. С тех пор люди побывали на Луне, построили межпланетную космическую станцию, запустили космические зонды на Марс и Венеру - ближайшие к Земле планеты, осуществили серию запусков ракет за пределы Солнечной системы.
Но наряду с преимуществами, которые несет технический прогресс, появляются и новые проблемы. Обостряются и обретают глобальный характер природно-экологические проблемы. За красивым фасадом достижений науки и техники кроется множество негативных явлений. Незаурядные выдумки интеллекта ученых и воплощенные в жизнь идеи писателей-фантастов оказываются двуликим Янусом. С одной стороны, они манят человека материальным благополучием и сытостью, а с другой - ставят его на грань выживания. Используя достижения наук, цивилизация производит новые, ранее не виданные образцы вооружения. Появляется химическое и бактериологическое, ядерное, термоядерное и нейтронное оружие, разрабатываются и частично осуществляются проекты космических и информационных войн. С использованием этих «достижений» возрастает риск техногенных и гуманитарных катастроф, несравнимых по своим масштабам со всеми предыдущими.
Развитие техники становится неуправляемым. Но изменить вектор движения набравшей полные обороты машины технического прогресса невозможно. Создание мощной техносферы, позволившей обеспечить высокий уровень жизни человека, повлекло колоссальное снижение качества среды его обитания, особенно в городах. Реализуя в технике самый высокий уровень своих потенциальных возможностей, человек не может научиться как следует управлять ею. Технический прогресс многократно повысил вероятность техногенных катастроф. Возрастающая деятельность человека в масштабах Земли и связанные с ней изменения ландшафтов, водных систем, климата сравнялись с действием таких естественных геофизических факторов, как землетрясения, извержение вулканов, падение крупных метеоритов и т.д. Все больше цивилизация извергает из своего чрева отходов производств и быта. Это сдвигает сложившееся в природе равновесие, нарушает сопряжение естественных био-гео-химических процессов, приводит биосферу в неустойчивое состояние. Под влиянием деятельности человека изменения становятся столь значительными, что создается угроза ее полного разрушения. И чем выше уровень технического развития человечества, тем быстрее деградирует биосфера.
В целостной системе культуры все громче дает о себе знать диссонанс между ее материальной и духовной составляющими. С развитием науки и укреплением ее позиций в мировоззрении общества, культура становилась все более наукоцентричной. В ее структуре все большее место занимают естественные и технические науки, подавляя гуманитарные составляющие, те ее компоненты, которые сохраняют в себе вечные, непреходящие ценности человеческого бытия, его идеалы и нравственные заветы поколений. Погоня общества за материальным благополучием (что само по себе и неплохо) отодвигает на задний план гуманитарные сферы деятельности. В мировоззрении эпохи окончательно закрепляется тезис «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В середине ХХ века позиции науки и техники в системе культуры еще более укрепляются. Культура становится техникоцентричной.