Компоненты культуры и способы постижения природы

На ранних стадиях развития человечества запас знаний был весьма скуден, не позволял выявлять глубинные причинно-следственные связи наблюдаемых явлений и давать им разумное, логическое объяснение. Поэтому большое значение имели нелогические знания, догадка, интуиция (лат. intuitio - созерцание, способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства), исходящие из собственного практического опыта или опыта других людей.

Смутные догадки, сдобренные вымыслом, будоражили воображение, возбуждали любопытство и желание понять устройство окружающего мира и осмыслить, зачем и для чего в нем существует человек, каковы смысл и назначение его жизни. Стремление понять всеобщие скрытые связи явлений, тайные силы человека и Космоса способствовало становлению особого мировидения, оккультных (лат. occultus - тайный, сокровенный) представлений, проявлялось в мистицизме (греч. mystikos - таинственный) - особом способе восприятия реальности, связанном с измененным состоянием психики, который всегда включает верув связь человека со сверхъестественным.

Невозможность логически объяснить загадочные явления природы рождала стремление ее обожествить, рисовала фантастические образы, которые находили свое воплощение в художественном творчестве, традициях и обрядах, поклонениях тотемам, верованиях, мифологии. Эти сведения дополняли и обогащали имеющуюся у человека систему эмпирических знаний. Основанные на эмоциях и чувствах, они субъективны (лат. subjectus - личностно значимое и не всегда точное) по своей природе, иррациональны (лат. irrationalis - неразумный) и трансцендентны (синоним потустороннего, запредельного). Иррациональное отражает эмоционально-чувственное мировосприятие человека. Это интуиция и инстинкты, непредсказуемость, не объяснимые с точки зрения логики поступки и поведение. Трансцендентное выходит за пределы мира наблюдаемых явлений и недоступно теоретическому познанию (идея бога, души, бессмертия). Мир иррационального влияет на поступки человека в значительно большей степени, чем его суждения, основанные на принципах рационализма, и, что, может быть, самое главное, дает ему наибольшую радость и ощущение полноты и прелести жизни. Чувство и вера составляют основу иррационального. Путь в мир иррационального лежит через познание мифологии, религии, искусства - живописи, музыки, танца, поэзии, способных затронуть самые тонкие струны души человека, возбудить его самые глубинные чувства, активизировать творческий потенциал и облагородить поступки.

Древний человек, маленький и беспомощный перед грозными явлениями природы, которых он не мог объяснить, не мог предсказать и не мог им противостоять, считал, что кто-то, более могущественный, чем он сам, правит миром. Самой первой ступенью религиозности явилось язычество, поклонение тотемам (растениям, животным, камням), которое сохранилось и до сих пор в культуре некоторых народов мира. Это одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами в более поздние времена, в средние века, найдет свое отражение в философском учении, называемом натуралистический пантеизм (пан - все, и греч. theos - бог), яркими представителями которого были Д. Бруно и Б. Спиноза.

Фантастические представления о сверхъестественном и игра воображения нашли свое отражение в сказках, легендах и мифах народов мира. Миф - это не знание, это скорее образное представление о мире. Он выступает как наиболее ранняя форма культуры, в которой интегрированы зачатки эмпирических знаний, веры, нравственности, эстетики, и представляет собой первую наивную картину мира. Мифы играли огромную роль в жизни людей. Задолго до появления религии и науки, на протяжении многих десятков тысяч лет они составляли основу миропонимания человечества, утверждали принятую на данном этапе развития общества систему ценностей, норм и правил поведения. В мифологическом миропонимании доминирует природоцентрический подход, в котором человек, несмотря на обладание разумом, рассматривается равнозначным всем другим существам природы. Миф уравновешивает мир человека и мир природы, провозглашает равенство этих миров, устанавливает гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и обеспечивает внутреннее согласие человеческой жизни.

В недрах мифологии формируется представление о сокровенных эзотерических знаниях, доступных ограниченному кругу избранных. Большей частью это были знания, полученные безвестными гениями древности на основе инстинктивного и чувственного восприятия мира, интуитивных догадок и озарений. Непостижимые разумом, невыразимые в логических понятиях, они казались ниспосланными богами, поэтому тщательно охранялись и оберегались.

Воплощенные в мифах представления служили предметом веры, на основе которой постепенно сформировались культовые системы и монотеистические религии. Возникновение мировых религий означало новый уровень развития духовного мира человека и его культуры. Но религии не решают естественно-научных вопросов. Главные вопросы, на которые они пытаются ответить: кто сотворил этот мир, кто им управляет и как нужно жить, следуя заветам богов. Но так как ответа, обоснованного с помощью объективного знания, они дать не в состоянии, остается верить в сверхъестественные божественные силы.

В поисках смысла и сути жизни человека, его нравственной опоры рука об руку с мифологией и религией идет искусство - как форма художественного отражения окружающей действительности. В искусстве, как ни в одном другом виде творчества, причудливо переплелись духовное и материальное, рациональное, иррациональное и трансцендентное, логическое и нелогическое, объективное и субъективное. И в этом глубокая родственная связь между искусством и гуманитарными науками. Источником искусства, как и других видов творчества древнего человека, являлись природа и деятельность по ее освоению. Первобытный охотник подмечал грациозный полет птицы, ярость, страдание и страх убиваемых животных, цветовую гамму окружающего мира и пытался отразить их в примитивном рисунке. Это было не слепое копирование окружающей жизни, а ее переосмысление и воплощение в цвете, звуке, движении, ритме. Самые древние из них, найденные на стенах пещер, в которых обитали первобытные сообщества, насчитывают около 40 тысяч лет. По мнению психологов, именно овладение искусствами свидетельствует о высоком уровне развития абстрактного мышления. Это время и считается временем появления человека разумного - Homo sapiens.

Искусство более, чем другие виды творчества, связано с воображением и эмоциональностью человеческой натуры, ощущением красоты и гармонии окружающего мира. В нем человек познает мир через художественный образ - через собственное чувственное восприятие и восприятие других людей, миропонимание и осмысление. Художественный образ несет в себе целостное духовное содержание, в котором воедино слиты эмоциональное и интеллектуальное, передает людям определенные ценностные представления, эстетические идеи и идеалы, воздействует одновременно на мысли, волю и чувства людей. Искусство - это огромный опыт многих поколений, запечатленный в художественных произведениях, которые дают возможность человеку пережить и прочувствовать то, через что ему, может быть, и не доведется пройти в реальной жизни. Оно расширяет возможности человека в познании гармонии и симметрии окружающего мира, обладает великой силой и, воздействуя на психику человека, пробуждает его интуицию, творчество, облагораживает, поддерживает его устремления к добру и способствует проявлению лучших человеческих качеств.

В процессе становления цивилизации сформировалась особая область человеческой деятельности - наука, которая, являясь одним из компонентов культуры, выступает способом получения объективных знаний о мире и человеке, осуществляя одну из важнейших функций культуры - познавательную. В отличие от мифологии и религии, она не пытается отвечать на вопрос, кто сотворил этот мир. Главные ее вопросы:из чего все произошло, как и почему так происходит? Ответы на них она дает, основываясь на объективном знании о явлениях и процессах окружающего мира. Наука, как и любая система, имеет определенную структуру и выполняет специфические функции в жизни общества и, прежде всего, познавательную, мировоззренческую, преобразующую, общекультурную, гуманистическую.

Ее первые ростки появились около двух с половиной тысяч лет назад в недрах античной натурфилософии - способа получения объективных знаний о мире на основе логики и доказательства. Античные ученые разработали метод исследования, который получил название «диалектика» (греч. dialektike - искусство вести спор; метод познания явлений действительности в их развитии через разрешение противоречий), - учение о способах доказательства и опровержения. Его развитие привело к появлению новых логических и аналитических средств получения и обработки информации и формированию логико-понятийного мышления. Систематизация получаемых таким способом знаний позволила создать первые научные картины мира. В процессе культурно-исторического развития наука становится неотъемлемой частью жизни общества.

ПОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Каждая культурно-историческая эпоха по-своему отвечает на вопросы: что есть первопричина всего сущего, из чего все произошло, откуда взялся этот мировой порядок, кто им управляет, в чем смысл и предназначение человека в системе Мироздания? Из попыток ответить на эти вопросы и складывается общепринятая, свойственная ей картина мира, которая включаетспецифические представления о Мироздании, познавательные системы, эталоны мышления, методы исследования и освоения окружающего мира, отражающие уровень развития цивилизации, ее особенности и проблемы, взаимоотношения с природой, состояние науки и культуры.

Систему обобщенных взглядов общества или индивида на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, отношения, принципы познания и деятельности называют мировоззрением.

Мировоззрение формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний и включает определенную идеологию. Его носителем являются общество, социальная группа или отдельный человек. В целостной системе мировоззрения присутствуют три взаимосвязанные компоненты, характеризующие отдельные его аспекты: естественно-научная, гуманитарная и гносеологическая (греч. gnosis - познание). Естественно-научный аспект отражает целостное научное представление о социоприродной среде, отношение к природе как универсальной ценности, сфере своего бытия и объекту практической деятельности. Гуманитарный аспект включает онтологию (греч. ontos - сущее) - учение о бытии, особенностях мира людей, влияние на него социоприродной среды. Он связан с внутренним миром человека и содержит его взгляды, направленные на осознание своей социальной природы, своих интересов, потребностей, мотивов, целей, смысла жизни, нравственных норм и образцов поведения. Гносеологический аспект составляют знания об особенностях познавательной деятельности, ее форм, средств и методов. Ядро мировоззрения составляет система взглядов, включающая четыре группы проблем: учение о бытии, учение о познании, учение о ценностях и учение о практике.

Выделяют три уровня мировоззрения - эмпирический, теоретический и методологический (методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной деятельности). Эмпирическое или жизненно-практическое мировоззрение – это, скорее, миропонимание, которое базируется на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включает в себя национальные и культурные традиции, ненаучные знания, которые постигаются через практический опыт, мифологию, мистику, искусство, религию. Теоретическоеили научное мировоззрение опирается на научные представления об окружающем мире. Его основу составляют научные теории и идеи. Оно базируется на понимании всеобщности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде.

Базисом методологическогоуровня является философия(греч. phileo - любовь, sophia - мудрость). Используя диалектический метод (греч. methodos - путь исследования, теория, учение)познания и законы логики, она обобщает и систематизирует знания об объективных закономерностях развития мира, о месте человека в системе Мироздания, смысле и назначении его жизни и деятельности.

В конце XIX века сформировалась особая форма мировоззрения, которая получила название космизм. В его основе лежат научно осмысленные и философски обоснованные идеи неразрывной взаимосвязи человека с космосом, всеединства и универсальной этики. Огромный вклад в развитие этого направления внесли русские ученые В.И. Вернадский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Идеи космизма широко представлены и в русской религиозной философии. Ее представители - П.А. Флоренский, Н.Н. Бердяев, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и другие. Философия космизма пыталась синтезировать два подхода к человеку и его деятельности - антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. В его рамках главная миссия человека - активное и гармоничное включение в процесс общей мировой эволюции. При этом нравственный критерий деятельности человека в равной мере распространяется как на отношение человека к человеку, так и на всю область отношений человека к природе.

В середине ХХ века обозначились, продолжают стремительно углубляться и приобретают глобальныемасштабы проблемы, которые принято называть экологическими (греч. oikos- дом, жилище). Подкрепленные психологией потребительского отношения к природе, которое формировалось у человека тысячелетиями, и несовершенством социальной и политической организации общества они приобрели антропологический (греч. antropos- человек) характер и стали истоком глубокого духовного кризиса общества. Преодоление этой ситуации общество видит в формировании нового, экологического мировоззрения. Определение «экологическое» отражает осознание каждым человеком и обществом идей коэволюции природы и общества, принятие и неукоснительное выполнение требований коэволюционного (экологического) императива (лат. imperativus - повелительный) как системы экологических предписаний и требований, разрешающих такие поведение и деятельность человека в природе, которые не противоречат ее законам и установившимся в ней отношениям (Н.Н. Моисеев).

ОБОБЩЕННАЯ КАРТИНА МИРА

Для раскрытия категории «мировоззрение» в философской и научной литературе используется понятие «обобщенная картина мира».

С одной стороны, обобщенная картина мира - это способ систематизации знаний, выработанных человечеством в процессе освоения действительности через разные формы ее познания, с другой - это модель Мироздания, общепринятая обществом в тот или иной период его культурно-исторического развития.

Однако однозначная трактовка этого понятия отсутствует. Несмотря на то, что картина мира и мировоззрение соотносятся множеством каналов связей, они все же существенно отличаются. Вся совокупность представлений человека об окружающем мире и самом себе превращается в мировоззрение только на основе определенной их философской интерпретации (лат. interpretatio - истолкование, объяснение) и ценностных ориентаций, которые реализуются в практической деятельности.

Обобщенная картина мира складывается из мифологической, эзотерической, религиозной, художественной, научной, технологической, информационной, экологической, социально-культурной и других частных картин, которые построены на основе разных форм познания мира (рис. 2).

Они генетически связаны между собой, однако принципиально несводимы друг к другу и входят в обобщенную картину как отдельные этапы становления представлений человечества о Мироздании.

Имеется ряд оснований для их различения:

- центральная идея (эзотерическая реальность, бог, художественный образ, социоприродная среда с ее объективными законами);

- особенности и логика познания (иррациональное, трансцендентное, чувственное, интуитивное, рациональное);

- характер общности представлений (общие для узкого круга лиц, религиозной конфессии, научного сообщества);

- следствия для практики (совершенствование духовной и материальной жизни отдельного человека и общества).

Тем не менее наложение этих совершенно разных интерпретаций воспроизводит в сознании человека некую объемную голографическую (греч. holos - весь, полный) картину мира, в которой природа, человек, его дух, поиски истины, творчество, труд неотделимы друг от друга, выступают как целостность и высвечивают разные ракурсы этой картины.

Мифологическая, религиозная и художественная картины связаны с образным, субъективным, личностно-значимым представлением о мире. Их отличает герменевтический (греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) подход к описанию явлений.

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Мифологическая

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Религиозная

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Художественная

       
    компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru
 

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Обобщенная

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru картина Социокультурная

мира

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Научная

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Технологическая

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Информационная

 
  компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru

компоненты культуры и способы постижения природы - student2.ru Экологическая

Рис. 2. Обобщенная картина мира

Научная картина мира построена на объективном знании о мире, полученном с помощью научного метода исследования. Она включает множество составляющих - научные основы миропонимания, законы развития природы и общества, духовный мир человека, механизмы их взаимодействия. Та ее часть, которая связана с гуманитарными науками и чувственным восприятием мира, сохраняет в себе отдельные черты мифологической, религиозной и художественной картин. Научная картина мира как форма систематизации объективных знаний включает качественное обобщение научных теорий, их методологическую интерпретацию и выработанную на их основе общественную мировоззренческую позицию. Однако она всего лишь одна из сторон нашего представления о Мироздании, его объективная, подвижная и динамичная модель, которая по мере развития науки изменяется, приобретает новую концептуальную(лат. conteptio - понимание; определенный способ трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, совокупность основополагающих идей) основу, дополняется, изменяется и перестраивается.

Социокультурная картина мира во многом опирается на достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Естественные науки являются основой техники, технологий и информационных систем и составляют базис экологической, технологической и информационной картин.

Целостный образ мира, его обобщенная картина в представлениях отдельного человека, его миропонимание и его деятельность формируются на основе синтеза как научных, так и ненаучных знаний, отражающих разные стороны познания. Многомерность и безграничность окружающего мира обуславливают и многомерность его восприятия. Все формы познания - наука, религия, философия, искусство, мифология - не более чем разные интерпретации действительности. Вступая в резонанс, они дают новое видение истоков человеческого разума и культуры, приносят более глубокое понимание связи духовного мира человека с природой и практической деятельностью.

Сегодня происходит осознание, что полная и целостная картина Мироздания, в которой нашлось бы место и объяснение всему, что есть, что происходит и почему так происходит, может быть построена в рамках синтагмы (греч. sintagma- вместе построенное, соединенное) - формы развития познания, основанной на синтезе разных способов освоения и постижения окружающего мира. Естественной предпосылкой развития и углубления этой тенденции является генетическое родство и преемственность науки, философии, мифологии, религии, искусства. Многие крупные исследователи, работающие в области микро - и мегамира, пытаются найти то универсальное знание, те переходы, которые могли бы как-то связать эзотерическую, религиозную и научную картины, например, с помощью теории единого информационного поля Вселенной, или теории физического вакуума, или каких-то других представлений. Но уровень развития современной науки пока не позволяет найти механизм этого перехода, и вопрос о синтезе разных форм познания с целью построения единой непротиворечивой картины мира остается дискуссионным.

Наши рекомендации