Для лиц, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

По курсу

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
для аспирантов,

Для лиц, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов

без освоения программ подготовки

Научно-педагогических кадров в аспирантуре

Программа подготовлена
кафедрой философии

ТГУ имени Г.Р.Державина

Тамбов

Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" разработана для аспирантов и лиц, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, всех научных специальностей.

Программа разработана кафедрой философии ТГУ имени Г.Р.Державина на основе Программы кандидатского минимума по Истории и философии науки, одобренной экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.

Часть I

Общие проблемы философии науки

Предмет и основные концепции современной

Философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Возникновение науки и основные стадии ее

Исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Часть II

Современные философские проблемы областей научного знания

Математизации науки

Прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. Математика как язык науки. Уровни математизации знания: количественная обработка экспериментальных данных, построение математических моделей индивидуальных явлений и процессов, создание математизированных теорий.

Специфика приложения математики в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предлагаемые теорией категорий, теорией катастроф, теорией фракталов, и др. Проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений.

Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение. «Непостижимая эффективность» математики в физике: проблема рационального объяснения. Этапы математизации в физике. Неклассическая фаза (теория относительности, квантовая механика. Проблема единственности физической теории, связанная с богатыми возможностями выбора подходящих математических конструкций. Постклассическая фаза (аксиоматические и конструктивные теории поля и др. Перспективы математизации нефизических областей естествознания. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания. Вычислительное, концептуальное и метафорическое применения математики. Границы применимости вероятностно-статистических методов в научном познании. «Моральные применения» теории вероятностей – иллюзии и реальность.

Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Сравнительный анализ математического моделирования в различных областях знания. Математическое моделирование в экологии: историко-методологический анализ. Применение математики в финансовой сфере: история, результаты и перспективы. Математические методы и модели и их применение в процессе принятия решений при управлении сложными социально-экономическими системами: возможности, перспективы и ограничения. ЭВМ и математическое моделирование. Математический эксперимент.

Рекомендуемая основная литература:

1. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии. М., 2011.

2. Лолли Г. Философия математики: наследие двадцатого столетия / Пер. с итал. А.Л. Сочкова, С.М. Антакова. Под общ. ред. проф. Я.Д. Сергеева. Н.Новгород, 2012.

3. Яшин Б.Л. Математика в контексте философских проблем: Учебное пособие. М., 2012.

Дополнительная литература:

1. Антология философии математики / Отв. ред. и сост. А.Г. Барабашев и М.И. Панов. М., 2002.

2. Бесконечность в математике: философские и методологические аспекты / Под ред. А.Г. Барабашева. М., 1997.

3. Вейль Г. О философии математики. Изд. 2-е, стеротипное. М., 2005.

4. Вечтомов Е.М. Философия математики. Киров, 2004.

5. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты / Отв ред. М.И. Панов. М., 1987.

6. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984.

7. Математика и опыт. Под ред. Барабашева А.Г. М., 2002.

8. Михайлова Н.В. Системный синтез программ обоснования современной математики. Мн., 2008.

9. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М., 2001.

10. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1984.

11. Светлов В.А. Философия математики. Основные программы обоснования математики XX столетия. М., 2006.

12. Стили в математике. Социокультурная философия математики / Под ред. А.Г. Барабашева. СПб., 1999.

13. Философия математики и технических наук / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М., 2006.

14. Целищев В.В. Онтология математики: объекты и структуры. Новосибирск, 2003.

15. Целищев В.В. Философия математики. Ч. 1. Новосибирск, 2002.

Философские проблемы физики

Место физики в системе наук

Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Естествознание и социальная жизнь общества. Физика как фундамент естествознания. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики. Специфика методов физического познания. Связь проблемы фундаментальности физики с оппозицией редукционизм-антиредукционизм. Анализ различных трактовок редукцио-низма.

Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе.

Проблемы детерминизма

Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей. Критика Д.Юмом принципа причинности как порождающей связи. Причинность и закон. Противопоставление причинности и закона в работах О.Конта. Критика концепции Конта в работах Б.Рассела, Р.Карнапа, К.Поппера. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность.

Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Понятие цели в синергетике.

Понятие “светового конуса” и релятивистская причинность. Проблемы детерминизма в классической физике. Концепция однозначного (жесткого) детерминизма. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Попперовская концепция предрасположенностей и дилемма детерминизм- индетерминизм. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В.Гейзенберга.

Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией “Большого взрыва” в космологии и с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах.

Философские проблемы химии

Специфика философии химии

Историческое осмысление науки как существенный компонент фи­лософских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. «Мостиковые» концептуальные по­строения химии, соединяющие эти науки. Непосредственная связь хи­мии с технологией и промышленностью.

И ее внутренняя структура

Проблема географической реальности. Место географии в генетической классификации наук. Методологическое значение генетической классификации наук для географии. Место географии в классификации наук. Критика представлений о жестком делении наук на общественные и естественные. Значение объективных и субъективных классификации для географии. Линейные и нелинейные классификации наук. Зависимость внутренней структуры географии от ее положения в генетической классификации наук. Центральное место физической географии в системе географических наук. Дисциплины физической географии как науки о компонентах системы-носителе географического тепловлагообмена. Физико-географическое ядро географии и ее предметная область: биогеография и география почв, ландшафтоведение и дисциплины социально-экономической географии.

Биосфера и ноосфера

Различие двух подходов к выделению оболочек Земли: естественнонаучного /Э.Зюсс/ и геохимического /В.И.Вернадский/. Развитие представлений о биосфере как живой пленке Земли до понимания биосферы как совокупности биогеоценозов. Соотношение биосферы с географической оболочкой и ландшафтной сферой, с литосферой и социосферой. Биосфере как закономерном этапе развития Земли. Цефализация как основной ствол эволюции биосферы. Тупиковые ветви развития биосферы. Литосфера, гидросфера и атмосфера как необходимые условия возникновения биосферы. Ноосфере как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой. Основное направление развития ноосферы как духовное совершенствование человека.

Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Введение В.И.Вернадским в научную литературу особого геохимического принципа выделения земных оболочек по основной геологической силе, влияющей на химический состав земных оболочек и на миграцию химических элементов. В.И.Вернадский о биосфере Земли как совокупности верхних слоев литосферы, образованных органическими осадками, гидросферы, химический состав которой во многом зависит от деятельности живых организмов, тропосферы, кислород которой вторичного происхождения и самого «живого вещества». Зарождение внутри биосферы человечества, которое на основе науки и техники переделывает биосферу в ноосферу. Существующие границы биосферы: невозможность существования живого при высоких давлениях и температуре внутри земной коры и низком давлении и температуре в высоких слоях атмосферы, при жестком космическом излучении. В.И.Вернадский о переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как высший этап развития биосферы. Анализ экологических последствий полного перехода биосферы в ноосферу.

Современная наука о технических возможностях и об экологических ограничениях полного перехода биосферы в ноосферу.

География и экология

Анализ различных аспектов экологических исследований в географии. География как исследование экологических свойств климата, факторов среды существования биологических, геологических и социальных явлений. География как изучение форм и закономерностей адаптации географических систем к определенной совокупности природных и социальных факторов. Географическая экосфера как совокупность географических объектов, природных и социальных факторов среды их существования. Географическая экосфера как совокупность географических объектов и природных и социальных факторов. Анализ геоэкологии как междисциплинарного научного направления, объектом которого является социальная экосфера. Географические аспекты изучения современных экологических проблем.

Рекомендуемая основная литература:

1. Павленко А.Н. Современные проблемы космологии: Вселенная из «ничего» или Вселенная из «небытия»? М., 2012.

2. Современная космология: философские горизонты / Под ред. В.В. Казютинского. М., 2011.

3. Сорохтин О.Г., Чилингар Дж.В., Сорохтин Н.О. Теория развития Земли. Происхождение, эволюция и трагическое будущее. М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Бунге В. Теоретическая география. М., 1967.

2. Взаимодействие наук при изучении Земли. М.,1963.

3. Голубев Г.Н. Геоэкология.М.,1999.

4. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск,1998.

5. Зубков И.Ф. От планетологии к геологии. М., 2000.

6. История и методология естественных наук. География. М.,1987.

7. Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. М.,1993.

8. Лямин В.С. Философские вопросы географии. М.,1989.

9. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

10. Марков К.К. Избр. тр. Проблемы общей физической географии и геоморфологии. М.,1986.

11. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М.,1984.

12. Мильков Ф.Н. Основные проблемы физической географии. М.,1967.

13. Петров К.М. Философские проблемы географии. Натурфилософская парадигма. М., 2005.

14. Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии / Отв. ред. Дубатолов В.Н., Москаленко А.Т. Новосибирск,1990.

15. Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. М.,1991.

16. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987.

17. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т.Трофимова. М.,1997.

18. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,1997.

19. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М.,1999.

20. Экологические функции литосферы / Под ред. В.Т.Трофимова. М.,2000.

Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Эволюция эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

Эволюционизму

Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности – к человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. Категории искусства в биоэстетической перспективе.

Предмет экофилософии

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.

Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.

Рекомендуемая основная литература:

1. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии. М., 2010.

2. Фролов И.Т. Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии. М., 2013.

3. Карпинская Р.С. Глобальный эволюционизм. М., 2013.

Дополнительная литература:

1. Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

4. Введение в биоэтику. М., 1999.

5. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

6. Методология биологии: новые идеи. М., 2001.

7. Олескин А.В. Биополитика. М., 2001.

8. Оствальд В. Философия природы. М., 2012.

9. Идея эволюции в биологии и культуре. М., 2011.

10. Рьюз М. Философия биологии. М., 2007.

Социальная информатика

Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.

Рекомендуемая основная литература:

1. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. М., 2014.

2. Скородумова О.Б., Матронина Л.Ф., Ручкина Г.Ф. Философские проблемы техники и информатики: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов. М., 2014.

3. Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект. М., 2014.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики. М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.,2002.

2. Буч Г. Объектно-Ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. СПб., 1998.

3. Брукс Ф. Мифический человекомесяц или как создаются программные системы СПб., 2001.

4. Гуманитарные исследования в ИНТЕРНЕТЕ. Под ред. А.Е. Войс- кунского. М., 2000.

5. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2001.

6. Лепский В.Е., Рапуто А.Г.Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М.,1999.

7. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000.

8. Тарасов В. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М., 2002.

9. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М., 2000.

10. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2002.

Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Социальные науки в России и других незападных странах. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

Познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Познании

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

И гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

Коммуникативность в науках об обществе и культуре:

Трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопре-деление парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

Рекомендуемая основная литература:

1. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2013.

2. Лекторский В.А. Философия. Познание. Культура. М., 2012.

3. Кимелев Ю.А. Философия социальных наук на рубеже XX-XXI вв. М., 2013.

4. Современная мировая философия. Под ред. А.С. Колесникова. М., 2013.

5. Риккерт Г. Философия истории. М., 2012.

6. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиция. М., 2014.

7. Тамарченко Н.Д. "Эстетика словесного творчества" М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011.

Дополнительная литература:

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

2. Бек У. Общество риска. М., 2000.

3. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

4. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

6. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

8. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

10. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М., 2009.

11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

12. Силантьева М.В. Проблемы логики и теории познания в современном гуманитарном знании. М., 2006.

13. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.

14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

15. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

Философские проблемы физики

1. Физика как фундамент естествознания.

2. Специфика методов физического познания.

3. Натурфилософская картина мира.

4. Особенности механической картины мира.

5. Электромагнитная картина мира.

6. Квантово-релятивистская картина мира.

7. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира. Проблема классификации фундаментальных частиц.

8. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий.

9. Проблема пространства и времени в классической механике.

10. Понятие инерциальной системы и принцип инерции Галилея.

11. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна как современные концепции пространства и времени.

12. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

13. Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании.

14. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

15. Системные идеи в физике. Три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

16. Соотношение динамических и статистических закономерностей.

17. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике.

Философские проблемы химии

1. Специфика философии химии. Взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией.

2. Связь химии с технологией и промышленностью.

3. Эволюция взглядов на предмет и задачи химии как науки.

4. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем химии.

5. Историческая эволюция взглядов о химическом элементе и молекуле.

6. Античный этап учения об элементах.

7. Р. Бойль и научное понятие элемента.

8. Кислородная теория Лавуазье.

9. Периодическая система Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах.

10. Содержание и особенности структурной химии.

11. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии.

12. Химическая кинетика и проблема поведения химических систем.

13. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.

14. Редукция и редукционизм в химии.

15. Основные этапы физикализации химии.

16. Проблема смысла и значения приближенных методов в химии.

17. Хроматографический метод и его роль в истории химии.

18. Научный вклад В.А. Бордовского в радиохимию.

19. Учение Даниэля об электролизе растворов.

20. Работы Гельмгольца по физической химии.

21. Работы М.В. Ломоносова по химии и физике.

22. История утверждения кислородной теории в России.

Требования к реферату по истории науки.

Лица, сдающие кандидатский экзамен по истории и философии науки, на базе самостоятельно изученного историко-научного материала представляет реферат по истории соответствующей отрасли наук. Тема реферата может быть выбрана из предложенных в данной программе или по истории изучаемой проблемы в соответствии с темой диссертационного исследования по согласованию с заведующим кафедрой философии и методологии науки.

Реферат должен показать знание источников по истории и философии науки, выявить степень философской культуры аспирантов, их умение применять полученное знание для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры. Общий объем реферата - не более 25-30 страниц печатного текста. Формат страницы – А4. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта - 14. Междустрочный интервал – 1,5. Стиль оформления: Normal. На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие содержание работы, заключение. В конце реферата приводится список использованной литературы с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания. Титульный лист реферата оформляется по образцу (Приложение № 1).

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

По курсу

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
для аспирантов,

для лиц, прикрепленных для сдачи кандидатских экзаменов

без освоения программ подготовки

Наши рекомендации