Золотой ключик, или Приключения Буратино
<...>
В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке одна держала фарфоровый кофейник, в другой – корзиночку с печеньем.
Глаза у нее все еще были заплаканные – она была уверена, что крысы утащили Буратино из чулана и съели.
Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке – лазоревые цветы заколебались, бабочки поднялись над ними, как белые и желтые листья, и появились Буратино и Пьеро.
<...>
Мальвина испуганно вскрикнула, хотя ничего не поняла. Пьеро, рассеянный, как все поэты, произнес несколько бестолковых восклицаний, которые мы здесь не приводим. Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.
<...>
2. Можно ли прочитать приведенный ниже фрагмент из сказки А.Н. Толстого, не меняя силу голоса? Почему? Предложите свой вариант прочтения и объясните свой выбор.
<...>
Издалека доносились отчаянные вопли и визг – это Артемон и Буратино, очевидно, дорого продавали свою жизнь.
– Боюсь, боюсь! – повторяла Мальвина и листочком лопуха в отчаянии закрывала мокрое лицо.
Пьеро пытался утешать ее стихами. <...> Мальвина затопала на него ногами.
– Вы мне надоели, надоели, мальчик!.. Сорвите свежий лопух – видите же – этот весь промок и в дырках.
Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:
– Артемон и Буратино погибли... <...>
Ударение
К речевым средствам выразительности относится также ударение.Ударение – это выделение в речи той или иной ее единицы (слога, слова и т.д.) в последовательности однородных единиц (слогов, слов и т.д.) с помощью фонетических средств. Различают словесное (выделение слога в слове), синтагматическое (выделение главного по смыслу слова в синтагме – речевом такте) и фразовое ударение. (Подробнее о постановке фразовых и синтагматических ударений см. 1.2. “Законы речи”.)
Под фразойпонимают единицу речи, выражающую законченную мысль. Фраза обычно соответствует предложению, но фразой может стать и последовательность слов, предложением не являющаяся. Например, в устной речи часто предложение интонационно, с помощью пауз, дробится на отдельные слова или словосочетания (такое явление называется парцелляцией), которые являются фразами.
Если предложение состоит из одной синтагмы, то синтагматическое (интонационный центр синтагмы) и фразовое ударения совпадут. Если предложение многосинтагменное, то фразовое ударение совпадает с синтагматическим в наиболее важной по смыслу синтагме, часто это последнее слово в предложении (см. 1.2. “Законы речи”).
К.С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово во фразе или такте (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 163).
Кроме того, есть особый вид ударения – логическое. Назначение логического ударения – подчеркнуть смысл важного в конкретной речевой ситуации слова в предложении. В данном случае проявляется действие второго уровня речи – смыслового (см. 1.2. “Законы речи”). Чаще всего логические ударения совпадают с фразовыми. Если по каким-либо причинам нужно подчеркнуть другое слово в предложении, то логическое ударение окажется сильнее фразового, что приведет к смещению фразового ударения.
Как же мы можем выделить слоги и слова?
1. Увеличить мускульное напряжение и усилить выдох (динамическое ударение).
2. Изменить высоту голоса – тона (музыкальное ударение).
3. Изменить длительность звучания (количественное ударение). Обычно в речи сочетаются все три признака ударения, однако
для большинства языков ведущим является, как правило, один тип ударения, например русский язык считается языком с динамическим ударением.
В выразительном чтении ударные слова во фразе акцентируются с разной силой в зависимости от того, что в ней является самым главным. Но важно и качество ударения. Для придания ударению определенного качества мы прибегаем не только к динамическому ударению, но и дополняем его либо музыкальным (меняя тон голоса), либо количественным (протягивая гласный звук). Вот что говорит о качестве ударения К.С. Станиславский:
...важно, падает ли оно сверху вниз или, наоборот, направляется снизу вверх; ложится ли оно тяжело, грузно или слетает сверху легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится (Там же. – С. 178).
Задания
1.Правильно ли текст разделен на синтагмы? Расставьте в тексте словесные, синтагматические и фразовые ударения. Объясните свое решение.
Ель
В лесу стояла / чудесная елочка. / Место у нее было / хорошее, / воздуха и света вдоволь; / кругом / росли подруги постарше / – и ели, / и сосны. / Елочке / ужасно хотелось / поскорее вырасти; / она не думала / ни о теплом солнышке, / ни о свежем воздухе, / не было ей дела / и до болтливых крестьянских ребятишек, / что собирали в лесу / землянику и малину; / набрав полные кружки / или нанизав ягоды, / словно бусы, / на тонкие прутики, / они присаживались под елочку / отдохнуть / и всегда говорили: /
– Вот / славная елочка! / Хорошенькая, / маленькая! / Таких речей / деревцо / и слышать не хотело. /
<...>
(X.К. Андерсен)
2. В тексте курсивом выделены слова, на которые падает логическое ударение. Согласны ли вы с расстановкой логических ударений в текстовом фрагменте? Внесите в случае необходимости исправления. Свое решение объясните.
Свинопас
<...>
– Послушай\ – сказала принцесса фрейлине. – Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?
– Нет, спасибо\ – ответил свинопас. – Десять поцелуев принцессы, или горшочек останется у меня.
– Как это скучно! – сказала принцесса. – Ну, придется вам стать вокруг, чтобы никто нас не увидал]
<...>
(X.К. Андерсен)
3.Расставьте в сказке Д. Биссета словесные, синтагматические и фразовые ударения. Выделите слова, на которые падает логическое ударение. Всегда ли логическое ударение совпадает с фразовым?
Спасибо, Извини, Пожалуйста
Встретились однажды Пожалуйста и Спасибо, разговорились, и каждый стал жаловаться на свою судьбу: “Никто нас не ценит, не уважает”.
Тут к ним присоединился еще Извини.
– Где справедливость?! – воскликнул он. – Всем прочим словам живется так свободно, легко, а мы должны работать и работать. Нас то и дело вспоминают, когда надо и когда не надо. Только и слышишь, что “Спасибо!”, “Пожалуйста!”, “Извините!”. Некогда даже отдохнуть и поспать.
– Да, да, никакой справедливости, – согласился с ним Спасибо. – На нашей улице, например, живет одна женщина. У нее маленькая дочка, и она то и дело повторяет девочке: “Скажи спасибо, скажи спасибо”, Просто надоело. Я уверен, что, пока эта девочка вырастет, она совершенно забудет, что значит “Спасибо!”. И будет повторять его без всякого смысла. А мне обидно.
Задание для работы в парах.Прочитайте партнеру сказку Д. Биссета “Спасибо, Извини, Пожалуйста” по своей разметке. Слушающий должен отметить выделенные вами слова в своем экземпляре текста. Проверьте, удалось ли вам прочитать текст в соответствии с разметкой. Поменяйтесь ролями с товарищем. Обсудите, что бы вы хотели изменить в разметке и почему.
Темп и ритм речи
Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; разными по длительности могут быть и паузы. К концу высказывания темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном темпе, все второстепенное проговаривается быстрее.
Ритм – это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторением сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой – безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмична стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.
Темп – скорость произнесения звуков, слогов, слов – и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует термин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явление темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произнесения слов, а быстрый – более отрывистого.
К.С. Станиславский, разбирая со своими учениками, что такое темпоритм в речи, говорил:
Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой.
Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.
От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увеличивается. <...> Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, а с другой – быстрота, легкое, четкое и чеканное произношение слов. В самом деле, редко приходится слышать на русской сцене медленную, звучную, слиянную или по-настоящему скорую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро.
Но для торжественной, медленной речи прежде всего надо, чтобы не молчание, а звуковая кантилена слов безостановочно тянулась и пела (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 242–245).
Вариации темпоритма создают самые разные настроения, а потому могут выражать эмоциональное состояние говорящего: в возбуждении, волнении человек говорит гораздо быстрее, чем обычно; сильные доли повторяются часто; спокойное состояние, серьезное настроение отмечаются внятной, спокойной речью и большими промежутками между сильными долями. Замедленный темп может передавать огромное внутреннее напряжение говорящего и вызывать это напряжение у слушающего. Явно ускоренный темп помогает передать динамику происходящих событий, быструю смену эмоциональных состояний повествователя или персонажа. Выбор темпа определяется и коммуникативной ситуацией: кому, зачем и что мы сообщаем.
Для тренировки плавности речи К.С. Станиславский советовал очень медленно читать под метроном, соблюдая слиянность слов в речевых тактах (синтагмах).
Задания
1.Прочитайте несколько раз фрагмент из сказки Г. Остера под метроном, каждый раз меняя темп, отчетливо произнося каждое слово. Засеките по секундомеру время. Как быстро удалось вам прочитать текст? Как медленно вы смогли читать?
Привет мартышке
<...> Мартышка и слоненок стали искать привет. Они заглядывали под листья и шарили в кустах.
– Какой он был, мой привет? – крикнула мартышка слоненку, раздвигая траву и разглядывая землю, на которой, к сожалению, ничего не было. То есть там были разные муравьи и камешки, но не было привета.
– Сейчас, сейчас вспомню, – наморщил лоб слоненок, – вот... удав сказал: передай от меня мартышке большой привет!
<...>
2. Выберите оптимальный темпоритм речи для приведенного в предыдущем задании фрагмента из сказки Г. Остера и фрагмента из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик...”. Будет ли меняться темп речи по ходу чтения? Почему? Свое решение объясните.
Страшный бой на опушке леса
Синьор Карабас-Барабас держал на привязи двух полицейских собак. Увидев на ровном месте беглецов, он разинул зубастый рот.
– Ага! – закричал он и спустил собак.
Свирепые псы сначала стали кидать задними лапами землю. Они даже не рычали, они даже глядели в другую сторону, а не на беглецов: так гордились своей силой.
Потом псы медленно пошли к тому месту, где в ужасе остановились Буратино, Артемон, Пьеро и Мальвина.
Казалось, все погибло. Карабас-Барабас косолапо шел вслед за полицейскими псами. Борода его поминутно вылезала из кармана куртки и путалась под ногами.
Артемон поджал хвост и злобно рычал, Мальвина трясла руками:
– Боюсь, боюсь!
Пьеро опустил рукава и глядел на Мальвину, уверенный, что все кончено.
Первым опомнился Буратино.
– Пьеро, – закричал он, – бери за руку девчонку, бегите к озеру, где лебеди!.. Артемон, скидывай тюки, снимай часы: будешь драться!
<...>
Тембр
У звука есть еще одна характеристика – тембр,или окраска. Вы отличите друг от друга звуки одного тона, рожденные разными музыкальными инструментами именно благодаря их разному тембру. Тембр, окраска, создается обертонами – наложениями на основную волну волн, возникающих в результате резонанса материала, из которого сделан музыкальный инструмент. У деревянных струнных и духовых резонирует дерево, у медных – металл и т.д. Поэтому тембр музыкальных инструментов зависит от материала, из которого они сделаны (дерева, металла и т.п.), от способа извлечения звука (щипок, удар, касание смычком, выдыхание воздуха и т.п.). Основной тембр человеческого голоса определяется природой – тем, как индивидуально устроены его голосовые связки (их длина, толщина), каковы у человека объем легких, особенности расположения органов речи и их состояние. Резонатором человеческого голоса является прежде всего нёбо. Окраску звука можно менять, посылая воздух то в верхнюю часть нёба (мысленно в темя), то в заднюю (в затылок), то в переднюю (в зубы).
Задание.Произнесите гласные звуки, посылая воздух в разные части нёба, и понаблюдайте, как меняется качество каждого звука.
Мы чаще всего легко различаем людей именно по окраске их голоса. Артисты-имитаторы обладают уникальной способностью видоизменять окраску своего голоса, заставляя его звучать очень похоже, а иногда и неотличимо похоже на голоса других людей. Тембр тоже является важным параметром речевой интонации.
Задания
1. Озвучьте роли Слоненка, Крокодила и автора-повествователя в предложенном эпизоде из сказки Редьярда Киплинга “Слоненок”. Как вы думаете, какими по тембру и высоте будут голоса у этих персонажей? Почему?
Слоненок
<...>
– Извините, пожалуйста! – обратился к нему Слоненок чрезвычайно учтиво. – Не случилось ли вам встретить где-нибудь поблизости в этих местах Крокодила?
Крокодил подмигнул другим глазом и высунул наполовину свой хвост из воды. Слоненок (опять-таки очень учтиво!) отступил назад, потому что ему не хотелось получить нового тумака.
– Подойди-ка сюда, моя крошка! – сказал Крокодил. – Тебе, собственно, зачем это надобно?
<...>
Итак, мы познакомились с одним из важнейших средств речевой выразительности – интонацией– особой мелодикой речи, которая объединяет следующие элементы:
– тон голоса, его повышение и понижение;
– длительность звучания;
– плавность речи;
– силу голоса;
– паузы;
– ударение (фонетическое и логическое);
– темп и ритм (темпоритм) речи;
– тембр голоса.
ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ
Русский психолингвист Н.И. Жинкин считает, что “интонация – это действительность”, потому что вне интонации “нельзя произнести ни слова, ни предложения, через интонацию выявляется смысл речи, ее подтекст” (Сценическая речь. – С. 101). У интонации есть несколько функций и основных моделей, которые усваиваются каждым человеком с детства.
Общей закономерностью русской интонации является повышение тона при развитии мысли, понижение тона при завершении мысли и интонационный перепад между данным и новым в предложении.
Функция 1 – различение коммуникативных типов высказывания – побудительных, вопросительных, восклицательных, повествовательных.
Выделяют ряд коммуникативных типов речевой интонации:
1) мелодический рисунок утверждения, называния;
2) мелодический рисунок побуждения;
3) мелодический рисунок вопроса;
4) мелодический рисунок восклицания;
5) мелодический рисунок однородности: перечисления;
6) мелодический рисунок неоднородности: противопоставления, сопоставления, подчинения, уточнения, подтверждения.
Для русского языка нормативным является произношение повествовательных невосклицательных предложений с повышением голоса в первой его части, сохранением высоты звука в середине и понижением к концу, что обозначает законченность высказанной мысли (рис. 2).
Такую интонацию обычно называют интонацией конца предложения. В конце таких предложений ставится точка.
Интонацию, сигнализируемую точкой в конце предложения, К.С. Станиславский сравнивал с падением камня, с сильным ударом.
Однако понижение тона на точке может быть разным, это зависит от того, стоит точка просто в конце предложения или приходится одновременно на конец абзаца или всего произведения. Важно определить значение знака в развитии мысли. Внутри абзаца точка означает не только конец отдельного суждения, мысли, картины, но и сигнал продолжения развития общей мысли, объединяющей все предложения абзаца. Поэтому пауза после такой точки должна быть короче паузы после абзаца.
В конце и в середине предложения может стоять и многоточие, означающее перерыв в высказывании. Это может быть вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Перерыв может приходиться и на середину слова. Многоточие, подчеркивал К.С. Станиславский, в отличие от точки, выражается интонационной незавершенностью, “голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы...” (Сценическая речь. – С. 109). Обычно многоточие требует паузы.
Интонационная окрашенность фразы, в которой есть многоточие, определяется причинами, вызывающими перерыв: это или волнение говорящего, или недостаточный запас слов, или попытка подобрать слова, чтобы как можно точнее высказать свою мысль и т.д.
Задание.Прочитайте фрагмент из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка про себя и решите, какими причинами вызваны перерывы в речи, обозначенные многоточием. Затем прочитайте фрагмент вслух, передавая интонационно эти причины.
Серая Шейка
<...>
– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки улетели...
– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой...
– Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает...
Вопросительное предложение мы произносим, повышая голос, подводя к ударному слову, и резко акцентируем его, тем самым выделяя то, о чем именно мы спрашиваем, а потом также резко опускаем голос, если ударное слово не завершает предложение (рис. 3).
Например, предложение Ты пойдешь сегодня в музей? можно произнести по-разному, в зависимости от того, что именно нас интересует. Для верного интонирования вопроса надо мысленно активно добиваться ответа на него. Если вопрос начинается с вопросительного слова (кто, когда, где и т.п.), то ударение и повышение голоса будут приходиться именно на него.
Задание.Прочитайте фрагмент из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка “Серая Шейка” несколько раз, произнося вопросительные предложения по-разному: в каждом случае повышайте голос на новом слове. Как изменяется смысл вопроса?
Серая Шейка
“Неужели вся река замерзнет?” – думала Серая Шейка с ужасом.
Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее?
Восклицая, мы всегда выражаем эмоцию, которая рождена нашей оценкой события, явления, предмета, человека. Сила и окраска чувства определит и вариант восклицательной интонации. В целом восклицательная интонация похожа на вопросительную, но в ней нет того резкого акцента на ударном слове, мы повышаем голос на выделяемом слове и более плавно, чем в вопросе, опускаем его (рис. 4).
Задание для работы в парах.Первый участник произносит одно и то же предложение, меняя цель высказывания и интонацию в произвольной последовательности: как повествовательное восклицательное; как вопросительное восклицательное; как побудительное восклицательное и как повествовательное невосклицательное; вопросительное невосклицательное; побудительное невосклицательное. (Учтите, что не все предложения можно представить во всех предлагаемых интонационных вариантах!) Выбранную последовательность читающий записывает в свой контрольный листок.
Второй участник определяет на слух и записывает в свой контрольный листок, с какой интонацией произнесено каждое предложение, т.е квалифицирует предложения по цели и по интонации высказывания.
Затем участники сверяют записи в контрольных листках и выясняют причины допущенных ошибок.
Папамамалогия
Обратите внимание на папины плечи. Они гораздо шире, чем у мамы. И кости папиных рук – толще. (Остер Г.)
Функция 2 – различение частей высказывания соответственно их смысловой важности.
Функция 3 – оформление высказывания в единое целое при одновременном расчленении его на синтагмы.
Безусловно, существует связь между знаками препинания и эмоциональной окрашенностью предложения, однако нельзя говорить о полном соответствии знаков препинания смыслу предложения. На интонацию оказывают влияние контекст, в котором звучит фраза, коммуникативная задача, которая мотивирует ее произнесение, подтекст самого предложения.
Можно выделить общие значения знаков препинания, но нужно учитывать, что они обладают большой вариативностью, значительным потенциалом смыслов и ритмомелодики. “Ставлю точку – прекращаю разговор, отказываясь или соглашаясь; восклицательный знак – одобряя или протестуя; запятую – развивая мысль или завершая ее” (Сценическая речь. – С. 114). А.Н. Петрова полагает, что “в пунктуации отражена не только действительность, но и характер ее видения автором, его отношение к фактам и образам, его позиция” (Там же).
Запятая в предложении служит для разделения его частей на более мелкие смысловые части. Запятая, как вы хорошо знаете, многозначна: она обозначает перечисление, противопоставление, сравнение, уточнение и т.д. Каждый случай требует специфической интонации.
При перечислении мы постепенно повышаем голос. При противопоставлении повышаем голос на первом однородном члене и сильно понижаем его на втором, противопоставленном первому. Если противопоставлены не однородные члены, а предложения, то повышение и понижение голоса будет приходиться на фразовые ударения. При уточнении голос повышается на уточняемом слове и после паузы постепенно опускается к собственно уточняющему слову.
Однако не все запятые соответствуют паузам и отражаются в устной речи. Есть случаи, когда запятая не интонируется: при одиночном деепричастии, перед соединительными союзами, перед сравнительными оборотами, при таких вводных словах, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, по-моему, к несчастью, к счастью, наконец; при обращениях, стоящих не в начале предложения.
Точка с запятой, по определению А.Н. Гвоздева, “является разграничительным знаком, занимающим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации между деталями описания или повествования...” (Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1977. – С. 291). Для конструкций, оформленных этим знаком, характерна общая интонация понижения.
Двоеточие разделяет простые предложения в составе сложного в том случае, когда вторая часть поясняет первую. Пояснительная интонация выражается в речи паузой и повышением тона на одном из слов первой части, стоящем в ее конце или близко к концу. В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова при однородных членах, и в этом случае соблюдается интонация пояснения. Если двоеточие отделяет авторский текст от прямой речи, то пауза сокращается, а авторский текст произносится в том же ритме, что и сама реплика, которая как бы “перехватывает” повышение голоса, отменяя его (Сценическая речь / под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000. – С. 91).
Тире – знак, обладающий разнообразными функциями. Это и выделение: два или одно тире обозначают вводные и вставные (эту роль выполняют и скобки) конструкции, завершение однородного ряда перед обобщающим словом, слова автора в потоке прямой речи. Кроме того, тире может служить для разделения противопоставляемых явлений. Часто тире в предложении играет не грамматическую, а только смысловую роль и указывает на необходимость психологической паузы или на быструю смену одного явления (действия, состояния) другим.
При прямой речи тире отражается только паузами, слова автора произносятся чуть быстрее, чем сама прямая речь, чтобы не “заслонить” ее.
Обычно перед тире голос повышается, а на противопоставляемом слове понижается.
Задание для работы в парах.Прочитайте друг другу предложения из рассказа В.Драгунского “Удивительный день”. Слушающий определяет, какой именно знак препинания интонировал читающий.
1. Тогда я сказал:
– Мишка, а мы давай считаться на космонавта? Тогда я сказал:
– Мишка, а мы давай считаться на космонавта.
2. А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:
– Здравствуйте, Зинаида Иванна! Не волнуйтесь, это я!
А я встал на ноги, прижал руки по швам и вежливо ей сказал:
– Здравствуйте, Зинаида Иванна. Не волнуйтесь, это я.
3. Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда: где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.
Тогда я пошел домой. Взял листок бумажки и нарисовал на нем, что куда, где вход, где выход, где одеваться, где космонавта провожают и где кнопку нажимать.
4. И мы приналегли, и очень скоро площадка была совершенно готова.
И мы приналегли – и очень скоро площадка была совершенно готова.
5. Теперь главное дело решить: кто будет космонавтом. Теперь главное дело решить, кто будет космонавтом.
6. Мишка ужасно разгорячился, он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.
Мишка ужасно разгорячился: он потрогал пальцем снизу сухой краник, повернулся к Андрюшке, который считался у нас главным инженером, и заорал.
7. – Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?
– “Торпедо”... – сказал Костик.
– Слушайте, ребя, а как же мы назовем наш корабль?
– “Торпедо”, – сказал Костик.
8. Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя носом. Он даже высунул язык.
Он сейчас же взял кисточку и принялся малевать, сопя носом, он даже высунул язык.
Теперь проанализируем одно предложение из рассказа В.Ю. Драгунского “Куриный бульон”.
Условные обозначения:
/ – логическая пауза между синтагмами;
// – логическая пауза между простыми предложениями в составе сложного;
/// – логическая пауза между смысловыми частями сложного предложения;
\ – психологическая пауза;
| – мнимая пауза;
слово – повышение интонации;
слово – понижение интонации;
слово – фразовое ударение;
слово – логическое ударение.
Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра.
Это сложное повествовательное невосклицательное предложение, состоящее из трех смысловых частей, соединенных сочинительной связью с помощью союзов и и но:
1) я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям;
2) у меня сначала здорово выходило;
3) потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра.
Но первая и третья смысловые части – тоже сложные предложения, состоящие из главного и придаточного, т.е. сложноподчиненные. В последнем простом предложении есть однородные члены, противопоставленные друг другу, – не белочка, а дядька – и обособленное определение – похожий на Мойдодыра.
Знаки препинания помогают нам расставить основные логические паузы, которые разделяют смысловые части и простые предложения в составе сложного и однородные и обособленные члены в последнем простом предложении. Каждая часть несет важную информацию: первая – о намерениях рассказчика; вторая – о первой оценке результатов; третья – о повторной оценке. Интонационно следует отделить каждую смысловую часть от другой.
Логические паузы между смысловыми частями должны быть самыми длинными, между простыми предложениями внутри смысловых частей – чуть короче, между однородными и обособленными членами – еще короче, а между синтагмами простого предложения совсем короткими.
Я хотел нарисовать белочку, // как она прыгает в лесу по деревьям, /// и у меня сначала здорово выходило, /// но потом я посмотрел и увидел, // что получилась вовсе не белочка, / а какой-то дядька, / похожий на Мойдодыра.
В первой смысловой части два предложения. Какое из них нужно выделить с помощью фразового ударения? Главное предложение – я хотел нарисовать белочку – содержит основную информацию, которая конкретизируется с помощью придаточного (что именно с белочкой в главной роли хотел нарисовать рассказчик?), поэтому именно главное предложение акцентируется с помощью фразового ударения. На какое слово мы его поставим? Разобьем первую смысловую часть на речевые такты-синтагмы (в них может войти несколько синтагм):
1) я хотел;
2) нарисовать белочку (намерение Дениски).
Эти синтагмы очень сильно связаны между собой, так как в первой мы видим модальный глагол хотел, а во второй – инфинитив нарисовать. Это части составного глагольного сказуемого. Поэтому мы не разделяем интонационно эти две синтагмы. Ударение обычно падает на последнее слово в такте, в данном случае на слово белочку;
3) как она прыгает. Ударение – на слове прыгает.
4) в лесу по деревьям (что именно будет нарисовано). Ударение – на слове по деревьям.
Фразовое ударение будет падать на слово белочку – оно будет самым сильным в первой смысловой части. Синтагмы во втором такте тесно связаны между собой, поэтому между ними будет очень маленькая, почти незаметная пауза. Сказуемое-глагол прыгает здесь сильнее обстоятельств места в лесу по деревьям, поскольку обстоятельства даны без противопоставлений. Поэтому логическое ударение во втором предложении первой части необходимо поставить именно на слове прыгает и сделать очень маленькую паузу перед следующей синтагмой. В первой синтагме тон голоса повышается на ударном слоге ударного слова белочку и тут же понижается на заударных слогах (мы подходим к концу простого предложения), но не опускается “на самое дно”, потому что сложное предложение еще не закончилось.
Поскольку более важным оказывается, что именно хотел нарисовать Дениска, мы прочитаем главное предложение чуть медленнее, чем придаточное, и выделим дополнение – белочку. Вторая синтагма произносится с интонацией уточнения. Тон повысится на ударном слоге ударного слова прыгает и затем понизится к концу синтагмы. Скорость речи немного замедлим к концу второй синтагмы, показав тем самым, что подходим к границе смысловых частей, что произнесенная фраза обладает законченным смыслом.
Между первой и второй частью необходимо сделать смысловую паузу, обозначающую как некий временной интервал между намерениями и их осуществлением, так и начало новой смысловой части, новой информации.
Вторая часть состоит из двух синтагм:
5) и у меня сначала;
6) здорово выходило.
Логическое ударение в пятой синтагме падает на слово сначала, в шестой – на слово здорово. Поэтому между ними появляется мнимая пауза – повышение тона и замедление темпа.
Фразовое ударение падает на слово здорово, так как именно оно является главным носителем информации-оценки в этой части. Однако между третьей и четвертой синтагмами можно сделать не логическую мнимую, а небольшую психологическую паузу: и у меня сначала \ здорово выходило. Чтобы сделать эту паузу, необходимо акцентировать слово сначала. Пауза после него привлечет внимание слушателя к результату деятельности и подчеркнет, что это только первая оценка, которая, возможно, изменится. Тон повысится перед паузой, а потом на ударном слоге понизится (голос опустится сверху вниз) и чуть поднимется на заударных. Скорость речи, как и в первой части, чуть ускоряется в начале и несколько замедляется после паузы к концу.
Логическая пауза между второй и третьей частью будет длиться дольше, чем в первом случае, потому что между второй и третьей частями происходит переоценка, меняется точка зрения персонажа на результат своей деятельности. Поэтому интонационно необходимо подчеркнуть большую самостоятельность третьей части.
Выделим в ней синтагмы:
7) но потом;
8) я посмотрел и увидел;
9) что получилась вовсе не белочка;
10) а какой-то дядька;
11) похожий на Мойдодыра.
Между синтагмами мы делаем небольшие логические паузы.
Основная информация третьей части сосредоточена как в главном – посмотрел – увидел, так и в придаточном предложении, сообщающем, что же теперь увидел на своем рисунке Дениска – не белочку, а дядьку.
Седьмую и восьмую синтагмы разделяет мнимая логическая пауза: интонационно выделяем слово потом.
Между главным и придаточным предложениями (восьмой и девятой синтагмами) необходимо сделать паузу более долгую, чем между другими синтагмами (границы предложений), чтобы настроить слушателя на восприятие новой информации.
Ударение по правилам будет падать на последний однородный член в четвертой синтагме – увидел.
Однородные члены, противопоставленные друг другу, должны быть выделены ударением и отделены логической паузой – не белочка, / а дядька.
В последней синтагме логическое ударение придется на слово Мойдодыра.
Фразовые ударения следует сделать на восьмой и десятой синтагмах.
Тон голоса будет повышаться к концу восьмой синтагмы на последнем слоге перед паузой, затем он понизится на последнем слоге слова белочка, повысится на ударном слоге слова дядька и понизится на заударном слоге и дойдет до самых нижних тонов к концу всего предложения.
Итак, мы определили, что самыми важными частями рассматриваемого предложения являются первая и третья, что в предложении мы можем выделить 11 синтагм – интонационно-смысловых единств, – в каждой из которых следует выделить определенное слово. Мы расставили логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения. Объединяет все части общая интонация повествования, т.е. замедление темпа речи и понижение голоса к концу всего сложного предложения.
Я хотел нарисовать белочку, // какона прыгаетв лесу по деревьям, /// и у меня сначала \ здорово выходило,/// но потом | я посмотрел и увидел,// что получилась вовсе не белочка,/ а какой-то дядька, /похожийнаМойдодыра.
Задание.Проанализируйте предложения, выделив в них смысловые части, установив связи между ними. Расставьте паузы между смысловыми частями, определите, на каку<