Вопрос 54. Этические основы деятельности адвоката.
Нравственное содержание деятельности адвоката
Юридическая этика формирует нравственные цели каждого вида профессиональной деятельности. Повышение нравственного уровня деятельности адвоката обеспечивается генезисным анализом данной деятельности.
Стадии адвокатской деятельности:
- принятие дела к защите;
- беседы с клиентом (получение информации и определение линии защиты);
- сбор доказательственного материала;
- участие на предварительном следствии;
- участие в судебном следствии;
- судебные речи;
- обжалование дела в кассационной инстанции;
- обжалование дела в надзорной инстанции;
- оказание помощи в процессе отбытия наказания.
В суде адвокат-защитник призван выяснять обстоятельства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину и ответственность, а также оказывать обвиняемому юридическую помощь. Деятельность адвоката в целом регулируется процессуальным законодательством. В сферу же действия морали она попадает в результате сложности с участниками процесса: обвиняемым, обвинителем, потерпевшим, другими различными заинтересованными лицами. Отсюда так важна проблема нравственных норм. Известный в начале 20 века юрист А.Ф. Кони подчеркивал, что уголовной защите должно предъявлять нравственные требования «ввиду сложных и многозначных отношений защитника к своему клиенту – подсудимому и к обществу».
Выполняя свой профессиональный долг, адвокат руководствуется такими моральными ценностями как свобода, честь, достоинство личности, справедливость, истина, законность, объективность. Многие из них проявляются в нестандартных или конфликтных ситуациях. Например, возможен конфликт таких моральных ценностей как стремление к истине и уважение чести, достоинства, неприкосновенности личности. Так, обвиняемый еще до суда может быть заключен под стражу при наличии достаточных оснований полагать, что он воспрепятствует установлению истины по уголовному делу. В данному случае приносится в жертву свобода, честь и достоинство личности обвиняемого, так как его вина окончательно не установлена. Нередко в такой ситуации адвокат протестует против применения мер процессуального принуждения при наличии хотя бы малейших оснований для протеста, интересы подзащитного для адвоката выше соображений того или иного следователя об оптимальных методах расследования.
Содержание и соблюдение адвокатской этики
Особенность нравственной позиции адвоката еще в большей степени выявляется по отношению к самой истине. Объективно деятельность адвоката – защитника способствует установлению истины по делу. Но, одновременно к нему нельзя предъявлять требования всестороннего исследования обстоятельств дела. Иначе, адвокат был бы похож на обвинителя. Субъективное стремление защитника к истине чревато опасностью нарушения права обвиняемого на защиту. Поэтому функция защитника – односторонняя функция, обуславливающая специфические нравственные переживания. Защитник оказывается незащищенным и от морального осуждения людей, не понимающих специфику труда адвоката.
Научное разрешение подобных нравственных коллизий путем построения шкалы моральных ценностей – задача адвокатской этики.
Этическая регламентация адвокатской деятельности имеет корни в глубокой древности. Тому есть ряд причин. Адвокат всегда стоял на страже важнейших для человека ценностей: его жизни, здоровья, свободы, доброго имени. Отношения адвоката с заинтересованными лицами всегда носили характер интимности, слабо поддавались внешнему контролю. А значит, открывались возможности для различных злоупотреблений, в том числе и доверия. Указать на долг и честь профессии, оградить ее престиж призваны были многочисленные кодексы морали. Дореволюционный адвокат клялся «не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клонить к ослаблению доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого на себя звания».
Нравственным может быть призван такой поступок адвоката, который в максимальной степени отвечает интересам обвиняемого и не противоречит интересам правосудия. Адвокату должно быть присуще чувство профессионального долга. Исполнение этого долга контролируется совестью самого адвоката, ибо над адвокатом нет руководителя, а контроль за его деятельностью лишь последующий, не текущий. Каждый защитник осознает индивидуальную моральную ответственность за свои поступки и их последствия. О содержании профессионального долга адвоката можно судить исходя из сущности его функций: представительства и отстаивания интересов доверителя, клиента, обвиняемого.
Профессиональный долг не исчерпывается профессиональными обязанностями. Он также осознается как нравственная необходимость и выполняется по убеждению. Гарантией выполнения профессионального долга является совесть, честь, общественная репутация. Иными словами, адвокат являет собой образец точного и неуклонного соблюдения законов, моральной чистоты, безукоризненного поведения. Он обязан постоянно совершенствоваться в правовом и моральном отношении, повышать деловую квалификацию.
Круг профессиональных обязанностей адвокатов может меняться в зависимости от того, интересы какой процессуальной фигуры он поддерживает – обвиняемого или потерпевшего, истца или ответчика. Но профессиональный долг в его нравственном преломлении остается неизменным: максимальное использование всех не противоречащих закону возможностей для защиты обвиняемого и отстаивании законных интересов потерпевшего, истца или ответчика.
К адвокату предъявляется еще одно обязательное требование – соблюдать профессиональную тайну. Это обусловлено тем, что отношения адвоката и клиента строятся на взаимном доверии. Сохранение тайны не только нравственная, но и правовая норма. Ее нарушение влечет негативные последствия морального характера: с одной стороны, наносится ущерб чести адвоката, а с другой клиенту или доверенному лицу.
Но может быть ситуация, когда адвокат знает о преступлении. Обязан ли он как гражданин сообщить неизвестные сведения государственным органам? В обычных случаях факт недонесения о преступлении уголовно наказуем. В случае с адвокатом ситуация несколько иная. Во-первых, сообщивший наедине адвокату о преступлении, в суде может отказаться от своих признаний. Во-вторых, сообщение адвоката нельзя процессуально зафиксировать, ибо он не может быть допрошен в качестве свидетеля в отношении своего подзащитного.
Исключая возможность допроса адвоката по обстоятельствам, ставшим ему известными в связи с осуществлением профессионального долга, закон исключает ответственность адвоката в этой ситуации за недонесение о преступлениях. Подобная нравственная уступка адвокатам дана в целях достижения более высокого нравственного результата: каждый гражданин может рассчитывать на помощь профессиональной защиты, не опасаясь злоупотребления свои доверием.
Во всех стадиях процесса, где участие адвокатов носит массовый характер, предварительное следствие, судебное разбирательство, а также в проведении просто юридических консультаций для граждан должны соблюдаться здравый смысл, правда, объективность.