Что такое этикет? Каковы особенности современного этикета?
Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
60.Что такое этикет социального работника? Каковы его основные требования?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Социальный работник является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствует общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.
Для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Можно выделить четыре основных принципа этикета
Принцип гуманизма – уважение к человеку, признание достоинства его личности, доброжелательное к нему отношение. Этот принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность (чувство меры), внимательность, чуткость и точность.
Принцип целесообразности действий. Современный этикет требует не заучивание правил поведения, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям, исходя из целесообразности. Ведь цель этикета – научить вести себя так, чтобы не доставлять своими действиями лишних хлопот окружающим и себе.
Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет требует, чтобы форма, т.е. поведение и внешний вид человека, манера общения, соответствовали его содержанию, т.е. душевным качествам личности.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Социальному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое положение и правильно построить общение, определить форму помощи клиенту, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.
Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социального работника являются знакомство, повторная встреча с клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), общение с окружением клиента.
Исследования — один из важнейших видов деятельности социальной работы. Результаты исследований необходимы социальным работникам не только для того, чтобы судить об эффективности проделанной работы, но и для того, чтобы определять потребность в социальных услугах различных слоев и групп населения, делать выводы о маргинализации определенных групп населения, прогнозировать на основании полученных данных развитие социальных служб и тем самым все более полно удовлетворять рациональные потребности клиентов и общества.
Решение начать исследование должно базироваться на убежденности социального работника в пользе, которую данное исследование может принести его клиентам и обществу в целом. Однако при проведении исследований необходимо руководствоваться не только принципами обоснованности и целесообразности, справедливыми для всех видов научных исследований, но и определенными этическими принципами. И дело, безусловно, не в том, что социальный работник, проводящий исследования, может быть заподозрен в антигуманности или ненаучности своих действий. Необходимость соблюдения этических принципов в проведении исследований диктуется тем обстоятельством, что исследования, в какой бы форме они ни проводились, — это всегда исследования человека, его личных обстоятельств жизни и индивидуальных качеств, его душевного состояния, что является исключительно его личным достоянием и иногда — сокровенной тайной, бережно хранимой им от окружающих. Поэтому решение об участии в исследованиях, где необходимо предоставлять информацию о самом себе, может принимать только клиент или лицо, имеющее на это законное право.
Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник (или творческий коллектив) должен руководствоваться следующими основными принципами, определяющими этическую ответственность исследователя и частично изложенными в кодексе «Этические принципы в проведении исследований над людьми», принятом Американской психологической ассоциацией в 1975 г
Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исследования. Забота о поддержании достоинства граждан, принимающих участие в исследовании, должна стать ведущим принципом в исследовательской работе. На исследователя ложится личная ответственность за тщательную этическую оценку приемлемости исследования, методов, применяемых в его ходе, и сферы использования результатов исследования. Исследователь также лично несет ответственность за то, чтобы обращение со стороны исследователей с гражданами, принимающими участие в исследовании, независимо от их социального, психического, психологического, экономического статуса, независимо от взглядов и убеждений и т. п., соответствовало этическим нормам. Честность и открытость. Ответственность за разработку и осуществление этически приемлемого исследования всегда полностью возлагается на исследователя. Этически обоснованное исследование должно сопровождаться четким соглашением между исследователем и лицом (лицами), являющимся объектом исследования. Предметом данного соглашения являются обязанности его участников — как объекта, так и субъекта — по отношению друг к другу: исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию, необходимую в ходе проводимого исследования в объеме, имеющемся у него и достаточном для исследования.
Добровольность участия клиентов в исследованиях. Согласие клиента на участие в исследованиях базируется на его праве на личную свободу..
Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследований. Участие в исследованиях на основе полной информированности — неотъемлемое и законное право индивида. Более того, полная информированность может влиять на мнение клиента о целесообразности самого исследования и участия в нем и отчасти определять согласие или несогласие клиента на участие в других исследованиях. Информирование клиента об исследовании должно строится по следующей схеме:
— раскрытие целей исследования;
— уведомление об обеспечении конфиденциальности полученных от клиента сведений;
— объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования;
— гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из его этапов;
— гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;
— сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.
¾ Получив перед началом исследования необходимую информацию, т. е. имея представление о целях проводимого исследования, зная, что сведения, полученные о нем и от него, будут использованы строго в рамках интересов исследования, получив гарантии дальнейшего его информирования и имея возможность отказаться от участия в исследовании в любое время, клиент может осознанно принять решение об участии в нем. Особая ответственность за информирование клиента ложится на исследователя в случае если при эксперименте возможны факторы, способные существенно повлиять на личное благо клиента, его безопасность, здоровье, на сохранение конфиденциальности сведений, предоставляемых им исследователю и т. п.
Гарантированностъ сохранения тайны исследований (конфиденциальность). Проблема соблюдения гражданских прав индивида и его согласия на участие в исследовании встает особенно остро в связи с тем, что исследования, как правило, вольно или невольно затрагивают ту сторону жизнедеятельности клиента, которая чаще всего является глубоко личной, даже интимной; предание ее огласке может поставить индивида в неловкое положение или нанести ущерб его интересам. Безусловно, уже одно то, что индивид становится клиентом социальной службы, говорит о том, что он находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в активной помощи, и для того, чтобы помощь со стороны социальной службы была наиболее эффективной, клиент должен.сообщить об обстоятельствах дела максимально точно, достоверно и подробно социальному работнику. Доступ к данным такого исследования разрешается только лицам, принимающим непосредственное участие в реализации программы помощи клиенту.
Контроль за ходом исследований. Исследования в социальной работе проводятся, как правило, группами специалистов, находящихся в тесном контакте с населением, которое, собственно, и является зачастую объектом исследования, с клиентами социальных служб и в сотрудничестве с различными государственными и негосударственными учреждениями и организациями, принимающими участие в исследованиях, а также частными лицами. В основе социальных исследований лежит доверие клиента к исследователю, уверенность в его профессиональном мастерстве и объективности. Главное же этическое правило для социального работника в данной ситуации — сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий исследований и исключить или, по крайней мере, минимизировать их, поскольку одной из главных задач исследователя является ограждение объекта исследования от возможного физического, морального или материального ущерба, в том числе и отдаленного по времени от проводимого исследования. Исследования не могут проводиться, если существует опасность нанесения серьезного, длительного или неустранимого ущерба клиенту — объекту исследования.
Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Данный принцип требует от социального работника соблюдения основной заповеди научной деятельности: «наука — для людей». Исследования в социальной работе проводятся с целью выявления потенциальных клиентов, выяснения их проблем, изучения деятельности социальных служб и надежности системы социальной защиты в целом. Конечным итогом таких исследований становится более или менее масштабная программа, направленная на совершенствование деятельности социальных служб и, следовательно — повышение эффективности социальной помощи, поддержки и обслуживания.