В чем суть основных этико-ценностных противоречий (этических дилемм) в социальной работе?
Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют в не профессиональной деятельности.
Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы. (Например: могут не совпадать личные и профессиональные ценности самого социального работника). Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.
В соц.практике встречаются следующие этические дилеммы.
Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа.
Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.
Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг.
Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию.
Необходимость говорить правду и интересы клиента. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию
Коллегиальность и "доносительство". В случаи, если кто-то из соц.работников нарушает закон или правила организации (службы) остальные работники попадают в сложную ситуацию и в этом случаи сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность.
53. В чем заключается ответственность и долг социального работника перед обществом и государством?
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством
Современные цивилизованные государства, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, призванных осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации, является институт социальной работы. Более того, для многих людей существование института социальной работы является единственной действенной гарантией реализации прав на образование, охрану здоровья, труд и т.д.
В связи с этим глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим деонтологическим принципом (говоря без лишних заумствований, это принцип "соблюдения долга" ); этот принцип определяет основные отношения специалиста в области социальной работы с обществом и государством.
54. В чем заключается ответственность и долг социального работника перед своей профессией?
Являясь примером цивилизованного общественного человека, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности и тем самым способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией.
При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек - среда" - для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.
55. В чем заключается ответственность и долг СРка перед коллективом.
Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы доверия, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек. Коллектив социальных работников объединяют, прежде всего, общие профессиональные цели и единство моральных принципов. Сотрудничество с коллегами в интересах дела, заинтересованность в успехе коллег, содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета, содействие служебному и личностному росту являются для социального работника важнейшими деонтологическими принципами. Социальный работник должен согласовывать свои действия с действиями коллег, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива. Надо помнить и о том, что выполнение профессионального долга невозможно без критического отношения к отступлениям от профессиональной морали.
56. В чем заключается ответственность и долг СРка перед клиентом и его близкими?
В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных взаимоотношений не всегда зависит от социального работника – играют роль и субъективные характеристики клиента. Во всяком случае, клиент знает, что, как бы ни относился он к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнять свой профессиональный долг (соцработник не выбирает клиента, тот же вправе требовать замены специалиста, если для этого есть основания). Поэтому, несмотря на то, что между социальным работником и клиентом существуют партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной, безусловно, является социальный работник.
Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности клиента. Социальный работник обязан попытаться понять внутренний мир своего клиента и деликатно помочь человеку почувствовать уверенность в себе, раскрыть свой потенциал, увидеть возможности и перспективы позитивного изменения.
Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннемк принуждению. Социальная работа относится к тем видам деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением, болью. Далеко не все виды услуг отличаются эстетичностью – большей частью это неимоверно трудная работа. Как любой нормальный человек в определенных случаях социальный работник может почувствовать нежелание делать что-либо, брезгливость, отвращение. Однако, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник будет выполнять свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их клиенту.
Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, привлечение к сотрудничеству на благо клиенту – важный аспект профессионального долга социального работника. Контакт должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом, а не только в экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует помнить, что сотрудничество со стороны окружения клиента – желательное обстоятельство, но специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, делать категоричные заключения. Следует тактично пробудить интерес к совместным действиям, аргументировать важность их добровольного участия в судьбе клиента.(+ стр. 149 также уч. Медведевой) если надо я добавлю оттуда информацию еще.)