Как приходили пророки Истинного для увещевания сабеев
Тринадцать пророков туда приходили,
для заблудших все они становились проводниками,
2670Мол: «Эй, богатство увеличилось, а благодарность где?
Если конь благодарности заснет, расшевелите [его]!
Благодарить Подателя благополучия необходимо по велению разума,
а не то откроет Он двери вечного гнева 6.
4 Две основы (асл) — мусульманская юриспруденция (фикх) и догматика ислама.
5 Выражение, несколько раз встречающееся в Коране: «Стой же прямо, как тебе повелено, и те, кто обра-
тится с тобой, и не выходите за границы, — ведь Он видит то, что вы делаете!» [Коран, 11: 114 (112)];
«Поэтому взывай же и стой прямо, как повелено тебе, и не следуй за страстями…» [Коран, 42: 14 (15)].
6 Аллюзия на айат: «Вот возвестил Господь: „Если возблагодарите, Я умножу вам; а если будете неблаго-
дарны… Поистине, наказание Мое — сильно!”» [Коран, 14: 7 (7)].
Увидьте же щедрость: и так разве поступает кто-нибудь,
что за такое богатство довольствуется [в ответ] лишь благодарностью?
Дарит голову, а в благодарность хочет земной поклон;
дарит ноги, а в благодарность хочет сидения [во время молитвы]?»
Народ сказал: «Благодарность нашу унес гул,
мы же устали и от благодарности, и от богатства.
2675Мы настолько измучены дарами,
что не нравится нам ни благочестие, ни грех.
Мы не хотим богатств и садов,
мы не хотим причин для отдохновения».
Пророки говорили: «В сердце есть некое недомогание,
которое наносит ущерб чувству благодарности.
Богатство от него все становится недомоганием;
пища больному разве [дает] силы?
Сколько приятных [вещей] пришло к тебе, о строптивый,
и все стали неприятными, прозрачность их [стала] замутненностью.
2680Ты стал врагом этим приятным вещам,
стало неприятным все, чего ты коснулся рукой.
Всякий, кто стал твоим знакомым и другом,
стал ничтожным и униженным в твоих глазах.
Всякий, кто тебе чужой,
для тебя он велик и уважаем.
Это тоже от влияния той болезни,
яд ее на все пáры распространяется.
Бороться с этим недомоганием надо поскорее,
ибо с ним и сахар покажется нечистотами.
2685Любая приятная вещь, которая к тебе придет, станет неприятной,
если придет живая вода — станет огнем.
Это качество — философский камень смерти и бедствия,
в смерть превратится от него в конце концов твоя жизнь.
Много есть еды, которая оживляет сердце,
но когда попадет [она] в твое тело — станет протухшей.
Много любезных [сердцу], которые кокетливо стали предметом охоты;
когда же стали твоей добычей, стали для тебя ничтожными.
Знакомство разума с разумом, если благодаря чистоте
с каждым мигом оно увеличивается, то становится близостью.
2690Знакомство плотской души с любой низменной плотской душой,
ты [и сам] точно знаешь, что оно миг за мигом уменьшается,
Потому что его (человека) плотская душа вертится вокруг недомогания,
знакомство она быстро разрушит.
Если ты не хочешь, чтобы друг назавтра почувствовал [к тебе] неприязнь,
подружись с разумным человеком и с разумом.
Поскольку ты испытываешь недомогание от горячего ветра плотской души,
все, что ни возьмешь, ты — причина для болезни [у этой вещи].
Если ты возьмешь жемчужину, она станет камнем,
а если возьмешь любовь сердца, она станет враждой.
2695Если же возьмешь остроумное и свежее 7 высказывание
после того, как ты его поймешь, оно станет безвкусным и грязным,
Мол: «Я это много раз слышал, оно старо,
скажи что-нибудь другое, кроме этого, о помощник!»
Что-нибудь другое, свежее и новое, положим, тебе скажут,
и снова завтра станешь им пресыщен и испытаешь неприязнь.
Борись с недомоганием; когда ветви его будут обрезаны,
всякое старое предание станет для тебя новым,
Чтобы то старое дало новые листья,
чтобы заставило то старое распуститься сто соцветий в яме.
2700Мы — лекари, ученики Истинного,
Красное море увидело нас «и разверзлось» 8.
Те лекари [материальной] природы — другие,
потому что на сердце они смотрят через пульс.
Мы же смотрим на сердце хорошо и без посредства,
потому что из-за проницательности мы — на высоком месте обзора.
Те — лекари пищи и плодов,
душа животная ими укрепляется.
Мы же — лекари деяний и речей,
вдохновитель наш — луч света [Божественного] величия,
2705[Показывающий нам], что такое-то деяние будет тебе полезно,
а такое-то деяние путь перекроет,
Такая-то речь тебя поведет вперед,
а такая-то речь приведет к тебе жало.
Для тех лекарей моча бывает доводом,
а наш довод — внушение Преславного.
Мзды мы ни у кого не просим,
мзда к нам приходит от Истинного обильная.
Эй, призываем болезни неизлечимые!
Наши лекарства, все до одного, для страдающих.