Разъяснение обращения приветствия
В сторону правой руки во время Воскресения из-за ужаса держания ответа перед Истинным
И для испрашивания помощи и заступничества у пророков
Пророки говорят: «День[, когда были] средства, миновал,
средства были там и мощный инструмент.
Ты неурочная птица, о несчастный, ступай,
распрощайся с нами, не омывайся в нашей крови!»
Повернет он лицо к левой руке,
к своей родне, и скажут ему: «Молчи!
2170Смотри, дай хороший ответ Творцу!
Кто мы такие? Господин, не хватайся за нас!»
Ни с этой стороны, ни с той не нашлось средства,
душа того несчастного сердцем разорвалась на сотню кусков.
Утратил надежду на всех несчастный повелитель,
тогда воздел он обе руки в молитве:
«Утратил я надежду на всех, о Господи!
Ты — начало, и конец, и предел!»
Увидь в намазе сии благие указания,
дабы знать, ибо так произойдет несомненно!
2175Изыми птенца из яйца намаза,
не бейся головой, как птица, без почтения и порядка.
Как Дакуки услышал посреди намаза зов о помощи корабля,
Который готов был затонуть
Дакуки приготовился исполнять обязанности имама и на том берегу приступил к намазу.
Те люди позади него встали —
какой красивый народ, какой избранный имам!
Вдруг взгляд его упал на море,
когда услышал он со стороны моря: «На помощь, на помощь!»
Посреди волн увидел он корабль,
[ввергнутый] в Непреложный приговор, несчастье и зло.
2180И ночь, и тучи, и огромные волны 81 —
три этих тьмы 82 и еще страх водоворота;
Сильный ветер, подобный ‘Азра’илу, задул,
волны поднялись справа и слева.
Люди на корабле от ужаса растерялись,
подняли вопль: «Увы, о горе!»
Причитая, руками били по голове,
и неверный, и отступник — все стали искренне верующими.
Господу с сотней молений в тот миг 83
давали они сотню обещаний и обетов от всей души.
2185Обнажив голову, в земном поклоне они пребывали, хотя никакой
киблы лица их не видели из-за путаницы.
Говорили они [раньше]: «Бесполезно это рабское служение!» —
а в тот миг увидели в нем сотню жизней.
Полностью оставили они надежду на всех:
на друзей и дядьев, на отца и мать.
И аскет, и развратник в тот миг стали благочестивыми,
как злодей в миг расставания с жизнью 84.
Ни слева от них средства [к спасению], ни справа;
когда ухищрения отмерли — пора молиться.
2190Они молились, плакали и вздыхали,
до самого неба поднялся от них черный дым [их вздохов].
Див в тот миг из вражды «Прочь, прочь!» 85
вскричал, мол: «О поклоняющиеся собаке, два недуга [у вас],
Смерть и страдание, о приверженцы отрицания и лицемерия!
В конце концов, соединятся они:
Глаза ваши увлажнятся после избавления,
оттого что станете вы ради плотской страсти избранными дивами.
Не вспомните вы, что однажды в опасности
взял вас за руку[, дабы помочь,] Бог из-за предопределения».
2195Такой вопль доносился от Дива, однако
эти слова не услышит никто, кроме хороших ушей.
Правильно сказал нам Мустафа [= Мухаммад],
полюс, царь и море чистоты:
81 Аллюзия на айат: «Или — как мрак над морской пучиной. Покрывает ее волна, над которой волна, над которой облако. Мрак — один поверх другого…» [Коран, 24: 40 (40)].
82 Аллюзия на айат: «Он творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мра-
ках…» [Коран, 39: 8 (6)].
83 Аллюзия на айат: «И когда они едут в судне, то призывают Аллаха, очищая перед Ним веру. А когда Он спас их на сушу, — вот они предают Ему сотоварищей» [Коран, 29: 65 (65)].
84 Аллюзия на айат из рассказа о Фир‘ауне: «И перевели Мы сынов Исра’ила через море, а Фир‘аун и его войска погнались за ними коварно и враждебно. А когда его настиг потоп, он сказал: „Верую, что нет божества, кроме того, в кого веруют сыны Исра’ила, и я — из числа предавшихся!“» [Коран: 10:
90 (90)].
85 Аллюзия на айат: «Наподобие сатаны: вот он сказал человеку: „Будь неверным!“ А когда тот стал невер-
ным, он сказал: „Я отрекаюсь от тебя. Я боюсь Аллаха, Господа миров!“» [Коран, 60: 16 (16)].
«То, что невежда увидит в конце,
мудрецы видят с первой же ступени».
Если дела поначалу сокрыты и тайны,
то мудрец увидит [их] сначала, а тот упорный — в конце.
Начало его [дела] сокрыто, а конец его и мудрец, и невежда увидят явно.
2200Если же не увидишь ты сокрытого события, о упрямец,
то когда это наводнение унесло [твое] благоразумие?
Что есть благоразумие? Недоверие к этому миру,
каждый миг оно узрит внезапную беду.