Остальная часть рассказа о слепом и Коране
1855Гость проявил терпение, и вдруг
открылись ему обстоятельства затруднения вмиг.
В полночь он голос, [читавший] Коран, услыхал,
вскочил ото сна и такое чудо увидал:
По Корану слепой читал правильно!
Потерял он терпение и его об этом расспросил,
Сказал: «О чудо, со слепыми глазами как ты читаешь, видишь строки?
Что ты читаешь, на то и смотришь,
руку ты кладешь на буквы этого [слова].
46 Отсылка к суре 103 Корана, состоящей всего из трех айатов: «1 (1) Клянусь предвечерним временем,
2 (2) поистине, человек ведь в убытке, 3 (3) кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедовали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» [Коран, 103].
1860Твой палец, двигаясь, показывает,
что взгляд твой на буквах покоится».
Сказал [слепой]: «Эй, ты расстался с невежеством тела,
а считаешь удивительным это деяние Господа!
Я у Истинного попросил: „О Помогающий!
Я к чтению Корана жаден, как к жизни [своей].
Я не хафиз 47, даруй же мне свет
в обоих глазах во время чтения без затруднения.
Верни мне мои глаза в тот миг,
когда я возьму Коран и стану читать воочию”.
1865Донесся от Божественного Присутствия призыв: „О муж дела!
О ты, кто в любом страдании на Нас надеется!
Похвальные мысли и благая надежда у тебя,
которые говорят тебе каждый миг: поднимись выше!
Каждый миг, когда соберешься ты читать или надо будет тебе прочитать из Корана,
В тот миг верну Я глаза тебе,
чтобы ты читал, о обладающий величественной сущностью!”
Так Он и сделал, и всякий раз, когда я открываю Коран, чтобы читать,
1870Тот Ведающий, что не бывает беспечен в делах,
тот великий Царь и Творец,
Вновь дарует мне зрение тот Единственный Царь,
в один миг, как светильник, прогоняющий 48 ночь».
По этой причине у святого (вали) не бывает возражений, [ибо] всему, что [Бог] заберет, пошлет замену.
Если сожжет [Он] твой сад, даст тебе виноград,
посреди траура даст тебе [праздничный] пир.
Тому расслабленному, лишенному рук, даст руку,
[человеку, подобному] руднику печалей, даст опьянение сердца.
1875[Слова] «не покоримся» и возражения покинули нас,
раз приходит потерянному замена тучная.
Раз без огня ко мне приходит тепло,
я буду доволен, если огонь Его нас убьет.
Без светильника раз Он дает свет,
если пропал твой светильник, зачем ты стенаешь?
Свойства некоторых святых (аулийа), которые довольны
[Божьими] велениями и не молят [Бога]: «Отврати это веление!»
Послушай теперь рассказ о тех путниках,
которые не имеют возражений в этом мире.
47 См. примеч. к б. 1386.
48 Досл.: «сворачивающий».
Среди святых есть одни — люди молитвы,
они то сшивают, то раздирают.
1880Знаю и других людей среди святых,
чей рот закрыт для молитвы
Из-за довольства, ибо смиренны эти щедрые,
поиск, как отвратить Непреложный приговор, для них запретен.
В Непреложном приговоре они чувствуют особый вкус,
для них неверием является стремление к избавлению.
Такое благомыслие открыл [Бог] их сердцам,
что они ни из-за одной печали не надевают траурные одежды 49.
Как Бухлул50 задал вопрос дарвишу
Сказал Бухлул тому дарвишу:
«Как ты, эй, дарвиш? Уведомь меня ты!»
1885Сказал тот: «Как бывает тот, у кого вечно по желанию идет мирское дело?
Сель и ручьи по желанию его текут,
звезды так, как он хочет, встают.
Жизнь и смерть — полководцы его,
по желанью его обходят улицу за улицей.
Куда захочет он, пошлет оплакивание,
куда захочет он, пожалует поздравления.
И идущие Путем [ступают] по воле его,
и оставившие Путь [пребывают] в силках его.
1890Ни один зуб не засмеется в этом мире
без довольства и приказа того повелителя!»
Сказал [Бухлул]: «О царь, ты правду сказал, что также в твоем ореоле и лике очевидно,
Ты таков, и еще в сто раз больше, о искренний, однако поясни это, разъясни хорошенько,
Так, чтобы и мудрец, и пустой человек,
когда это достигнет их ушей, приняли бы это.
Так объясни это словами,
чтобы извлекли из них пользу умы простых людей.
1895Совершенный красноречивый подобен распорядителю стола бывает,
стол его полон любого кушанья,
Так что ни один гость не останется обделенным,
каждый найдет свою еду отдельно.
49 Досл.: «синие одежды»; синий — цвет траура.
50 Абу Вухайб Бухлул — мистик, живший во II в. х. [Шахиди. Т. 7. С. 292].
Подобно Корану, в котором семь слоев смысла 51,
и простолюдину, и знатному есть в нем пища».
Сказал [дарвиш]: «Очевидно же всем,
что мир приказу Бога покорен.
Ни один листик не упадет с дерева
без Непреложного приговора и веления того Султана счастья 52.
1900Изо рта в горло не войдет кусок,
пока не скажет куску Истинный: „Войдите!”
Желание и стремление, которые суть поводья человека,
движение их покорно приказу того Изобильного.
В землях и небесах ни одна частица
не двинет пером, не повернется ни одна былинка,
Кроме как по Его древнему действенному приказу;
невозможно [это] описать, и торопиться нехорошо.
Кто сосчитает все листья на деревьях?
Беспредельный разве станет в речах покорным?
1905Послушай следующее: поскольку все дела не творятся кроме как по приказу Творца,
Если Непреложным приговором Истинного раб доволен, [если] решению Его он стал рабом, желающим [оного],
Без притворства, не ради платы и вознаграждения,
но [сама] природа его стала такой превосходной;
[Если] жизни своей он не желает ради самого себя и вкусом жизни не прельщается,
Где бы путь приказа Древнего ни пролег,
жизнь и смерть перед ним — одно и то же;
1910Живет он ради Бога, а не ради богатства,
умирает он ради Бога, а не из-за страха перед страданием 53;
Вера его — ради Его желания,
а не ради рая, [его] деревьев и ручьев;
Отказ его от неверия также ради Истинного,
а не из-за страха, что отправится он в огонь;
Таким стал от самого основания его нрав
не [благодаря] воздержанию, не благодаря его поискам;
Тогда он засмеется, когда почувствует довольство,
для него Непреложный приговор — как сахарная халва,
1915Раб, чей нрав и характер таковы, —
разве мир не движется по его приказу и велению?
51 Отсылка к хадису: «Воистину у Корана есть внешний и внутренний смысл, и во внутреннем смысле [еще один] внутренний смысл, до семи внутренних смыслов» (ﻦﻄﺑا ﺔﻌﺒﺳ ﻰﻟا ﺎﻨﻄﺑ ﻪﻨﻄﺒﻟ ﺎﻨﻄﺑ و اﺮﻬﻇ نﺁﺮﻘﻠﻟ نا) [Ахадис- и Маснави. С. 83].
52 Аллюзия на айат: «У Него — ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной» [Коран, 6: 59 (59)].
53 Аллюзия на айат: «Скажи: „Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть — у Аллаха,
Господа миров…“» [Коран, 6: 163 (162)].
Так зачем же ему упрашивать и молиться,
мол: „Отврати, о Господи, этот Непреложный приговор”?
Смерть его и смерть его детей
ради Истинного для него — как халва в горле.
Предсмертная агония детей для того верного —
как оладьи для того обездоленного старца.
Так зачем же ему молиться, кроме как если
в молитве видит он довольство Творящего суд?»
1920Это заступничество и молитву не из-за своей жалости творит тот раб, обладающий зрелостью ума.
Жалость свою он сжег в тот самый миг,
когда разжег светильник любви к Истинному.
Адом, [сжигающим] его атрибуты, является любовь, а он сжег свои атрибуты, волосок за волоском.
Разве каждый путник познал это разделение,
кроме как Дакуки 54, дабы помчаться к этому счастью?
Рассказ о Дакуки (да помилует его Аллах!) и его чудесах
Этот Дакуки имел приятный облик,
влюбленный и обладающий чудесами хваджа.
1925По земле он ходил, как луна по небу,
у ночных путников из-за него освещалась душа.
Ни в одном месте он не строил жилища,
меньше двух дней он проводил в одной и той же деревне.
Говорил: «Если в одном доме я пробуду два дня,
любовь к тому жилищу поднимется во мне.
Ослепления жилищем я боюсь,
переселяйся, о моя душа, путешествуй ради пользы.
Не буду приучать нрав моего сердца к [какому-то] месту,
дабы было оно искренним при испытании».
1930Днем он был в пути, а ночью — в молитве,
глаза открыты в сторону Царя, а он — подобен соколу.
Отказался он от общения с людьми не из-за дурного нрава,
уединился он от мужчин и женщин не из-за двойственности.
Сострадательный к творениям и полезный, как вода,
благой заступник, и молитва его услышана.
И к плохим, и к хорошим он добр и является для них опорой,
лучше матери, желаннее отца.
Сказал Пророк: «Для вас, о вельможи,
я как отец, сострадательный и добрый 55,
1935Потому что вы все — части меня».
Часть от целого зачем отрываете?
54 Дакуки — ‘Абд ал-Муна‘им б. Мухаммад, мистик родом из г. Дакука в Ираке, ум. в 1234 г.
55 Отсылка к хадису: «Воистину я для вас как родитель» (ﺪﻟاﻮﻟاﻞﺜﻣﻢﮑﻟﺎﻧاﺎﻤﻧا) [Ахадис-и Маснави. С. 84].
Часть была отрезана от целого и стала бесполезной,
член был отрезан от тела и стал мертвечиной.
Пока не присоединится он снова к целому,
будет он мертв, не будет знать о душе.
А если он будет двигаться, то это еще не доказательство [присутствия души] —
только что отрезанный член также двигается.
Если часть от сего целого отрежут и она отправится прочь,
то сие целое не таково, чтобы стать [от этого] ущербным.
1940Отсекание и присоединение его невозможно рассказать словами;
об ущербной вещи было рассказано [лишь] для примера.