Предмет философии и ее основные проблемы
В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный.
Предмет философии – это то, чем она занимается, что изучает. Представители староантичного и традиционного подходов связывали рассмотрение предмета философии с вопросом ее структурированности. Именно так смотрели на философию Аристотель, Декарт и Гегель. По мнению Аристотеля (384 – 322 г.г. до н. э.), философия включает в себя три области знания.
1.Теоретическую, или учение об умозрительно постигаемой первооснове мира. Это – «первая философия», которую со временем стали именовать метафизикой, а также математика и физика.
2.Практическую, в которую входят экономика, политика и этика.
3.Поэтическую, включающую – поэтику, риторику и т. д.
Аналогичную мысль, но в более образной форме, в XVII в. высказал Р. Декарт (1596 – 1650). В предисловии к своей книге «Начала философии» он писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Под метафизикой здесь подразумевается учение о первопричине, основе мира. Три части философии выделял и Гегель: логика, как учение об основах всего сущего, философия природы, или натурфилософия, и философия духа. Таким образом, начиная с античности и вплоть до Гегеля считали, что философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось классическим.
Это было связано со спецификой философского знания и его отличием от знаний естественнонаучных. Специальные знания основываются на чувственном опыте, поэтому их рассматривали как неполные, поверхностные, односторонние. Знания же философские были получены в процессе размышления, поэтому их считали более глубокими и всесторонними. Философия, таким образом, дает абсолютную, вечную истину, а специальные знания – относительную истину. Именно поэтому философию и называли «наукой наук», «золотым крестом над храмом познания». Такова одна из наиболее ранних и распространенных точек зрения на предмет философии.
Начиная с III в. до н. э. наряду с философией развиваются и специальные науки, такие как астрономия, математика, механика и др. Этот процесс дифференциации научного знания все более усиливался, и уже в XIX веке некоторые представители специальных наук пришли к следующему заключению: широко развитая сеть специальных наук оказалась настолько мощной и разветвленной, что уже не осталось ничего в мире, что не изучалось бы той или иной естественной или общественной наукой. Наука постепенно сделала философию ненужной. Только наука может дать теперь положительное, (позитивное) знание. Значит, «наука - сама себе философия» считали они. Это течение в истории философии получило название позитивизма. Оно было популярно в западной философии в XX веке. Философия в позитивистском понимании оказалась как бы в положении шекспировского короля Лира, который был достаточно богат до тез пор, пока не выросли его дочери. Когда же они достигли зрелого возраста, отец разделил свои богатства между дочерьми и … оказался никому не нужным, вынужден был пойти по миру с сумой. Таким образом, к XIX веку по вопросу о предмете философии сложились две крайние точки зрения: «философия есть наука наук» и «наука – сама себе философия».
В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в существовании индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.
Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии ее предмет представлен всегда частично.
Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними, и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.
Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено, и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.
Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.
В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания, где фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение.
Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит); метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций); вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт); антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский); диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).
Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов признают познаваемость мира, и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания, называется агностицизмом(греч. a - отрицание, gnosis - знание).
В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существует множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.
Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие, не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе.