Перейдите от ума к сердцу, от раздумья к чувству, от логики к любви.
И второе изменение: от сердца к бытию. Это - еще более глубокий слой в нас, куда даже чувства не достигают. Запомните эти три слоя: ум - сердце - бытие. Бытие - это ваша чистейшая природа.
Ощущение, чувство - примыкают к бытию; размышление - примыкает к чувству; размышление - удалено от бытия, чувство ближе, оно несет на себе отблеск славы бытия. Как, например, при заходе солнца, облака отражают солнце и приобретают при этом красивую окраску. Сами они не являются солнцем, но отражают его свет.
Чувства ближе к бытию, так как они отражают что-то из бытия. Но необходимо идти дальше, за пределы чувств. И тогда - что же есть бытие? Оно - и не размышление, и не ощущение, это чистая самость. Вы просто есть.
Размышление - очень себялюбиво, эгоистично. Чувство - напротив, более альтруистично. Бытие - не-эго. Отсутствие Эго, не эгоизм и не альтруизм, но спонтанность, соответствующая каждому моменту. Достигнув бытия, вы живете, следуя не своему Эго, но вы живете согласно Целому.
Чувство - половинчато. Никакая половина не может удовлетворить вас. Думанье, ощущение - и то и другое половинчато; вы остаетесь разделенными. Бытие тотально, и только тотальность может принести удовлетворенность.
И окончательное, последнее изменение - от бытия к небытию. Это и есть нирвана, просветление. Вы просто исчезаете, вас нет. Бог есть, просветление есть, необремененность есть, но нет того, кто бы восторгался. Ни это, ни то. Ни существование, ни несуществование. Это и есть то окончательное "существование", к которому медленно и неуклонно приводит своих учеников Атиша. Позвольте мне повторить: "От думанья к ощущению, от чувств - к бытию, от бытия - к небытию". Тут вы прибыли. Вы исчезаете и прибываете. Вас больше нет, и в первый раз вы по-настоящему есть.
Шестая сутра: "Не обсуждайте недостатки".
Ум имеет тенденцию обсуждать недостатки других. Это помогает Эго чувствовать себя хорошо: ведь каждый является таким грешником. А когда каждый - грешник, то в сравнении с ним чувствуешь себя святым. Когда каждый совершает дурное, удовлетворяешься тем, что, по крайней мере, ты не совершаешь столько дурного.
В результате люди говорят о недостатках других; они не только говорят, они стараются преувеличить. Вот почему многие находят столько радости в болтовне, в сплетнях. Ну, а когда сплетня переходит из уст в уста, она обогащается. И, конечно же, когда ее снова передадут, она будет кое в чем дополнена.
Если вечером вы услышите сплетню, которую рассказали утром, вы будете поражены. В течение дня она превратилась из кочки в большую гору. Люди - великие творцы, такие производительные, настолько изобретательные...
Почему люди так любят сплетничать по поводу других, любят находить виновных, любят рассматривать и разбирать чужие дефекты? Почему люди стараются рассмотреть что-нибудь у других? Потому что это помогает им ощущать чувство собственного превосходства. Они получают приятное сознание, что "я - намного лучше".
Занимаясь подглядыванием, можно забыть все на свете. Самые важные дела останутся в стороне.
Люди множество вещей совершают бессознательно. Осознав - прекращают это. Атиша говорит: "Не раздумывайте над недостатками других, это вас не касается. Не вмешивайтесь в чужие жизни, это не ваше дело!" Но есть большие моралисты, все занятие которых заключается в том, чтобы наблюдать, кто и что делает не так. Атиша говорит: "Это - уродливая черта и колоссальная трата энергии. Но не только трата: это еще усиливает, потворствует и удовлетворяет Эго. Ну, а удовлетворенное Эго, усиленное Эго еще больше становится барьером".
Но помните, вопрос не только в том, чтобы не обсуждать недостатки других. Не будьте слишком обеспокоены даже по поводу своих собственных недостатков. Заметьте себе это, осознайте, и пусть вопрос будет решен тут же, на месте. Есть немало людей, которые хвастаются своими пороками.
Психологи подозревают, что автобиография св. Августина, его признания не являются правдивыми. Он прихвастнул насчет своих пороков. Он не был таким уж плохим. Но человек действительно невероятное существо. Если вы начинаете хвастаться своими достоинствами, вы впадаете в крайность. Если вы начинаете хвастать своими грехами, то и тогда вы также ударяетесь в крайность. В обоих случаях вы совершаете то же самое.
То, что делает св. Августин, довольно просто. Он похваляется своими пороками и грехами, и всякими уродствами: он подготавливает контекст, ситуацию. Он - поднялся из такого ада и стал великим святым! Теперь его святость выглядит гораздо значительнее, чем она была бы, если бы он с самого начала был нормальным человеком.
И то же самое с Махатмой Ганди. В своей автобиографии он просто преувеличивает свои пороки, упорно говорит о них. Это косвенным образом помогает ему. Он так низко стоял, он пребывал в таком аду, и оттуда он стал расти, и превратился в великого Махатму, в уважаемого человека, святого. Этот путь был очень трудным. Это так удовлетворяет Эго! Не надо обсуждать пороки других, не надо обсуждать и свои собственные недостатки. Отметьте их себе, и - что есть, то есть. Атиша говорит: "Достаточно осознавания, ничего другого не надо. Если вы полностью осознаете что-либо, то последнее будет сожжено этим пламенем осознания. Никакое другое средство не нужно".
Седьмая сутра: "Не думайте о том, что касается других".
А это то, что вы продолжаете все время делать. 99 процентов того, что вы думаете, имеет отношение к другим. Бросьте это, бросьте безотлагательно! Ваша жизнь коротка, и она выскальзывает у вас из-под пальцев. С каждым моментом вас все меньше, с каждым днем! С каждым днем вы все меньше живы и больше мертвы! Каждый день рождения - это день смерти. Еще один год ускользнул из ваших рук. Будьте немного благоразумнее! Не думайте ни о чем, что касается других.
Восьмая сутра: "Сначала подвигните себя против вашего главного недостатка".
Гурджиев обычно говорил своим ученикам: "Первое, самое, самое первое - это выяснить свою характерную черту, особенность. Какая ваша главная беда? Каков ваш типичный признак бессознательности?" У каждого он различен. Кто-то одержим сексом. В такой стране, как Индия, где секс веками сдерживался, обуздывался, это стало почти универсальной чертой характера - каждого преследует идея секса. Или кто-то одержим злобой, либо алчностью. Вам необходимо выяснить - что овладело вашим умом. Поэтому сначала уясните основную черту характера, на которой покоится все ваше выстроенное здание Эго. А затем постоянно осознавайте это, потому что оно может существовать только в том случае, если вы его не осознаете. Оно автоматически сгорает в пламени вашего осознания.
И помните, помните всегда, что вы не должны культивировать противоположное этому. Иначе что же произойдет? - человек, осознав, что им владеет злость, решит, что надо культивировать сострадание. Или - "я одержим сексом, так значит, мне нужно практиковать брахмачарью, целибат".
Люди переходят от одной крайности, к противоположной. Это не путь трансформации; это тот же маятник, двигающийся слева направо, справа налево. Именно так на протяжении веков проходила наша жизнь - как маятник. Маятник должен быть остановлен посередине. А это и есть чудо осознавания. Вы просто сознавайте: "Это моя основная ловушка". "Это то, на чем я спотыкаюсь снова и снова". "Это - корень моей бессознательности, моего бессознательного состояния". Не старайтесь культивировать противоположное этому, но вложите в это свое осознание. Зажгите огромный костер сознания, и бессознательность будет сожжена. И тогда маятник остановится посередине. И с остановкой маятника останавливается время. Вы неожиданно попадаете в мир безвременности, бессмертия, вечности.
И последняя сутра: "Оставьте всякую надежду на результат".
Эго ориентировано на результат, ум всегда жаждет результата. Ум никогда не заинтересован в самом акте, его интерес заключается в результате. "Что я с этого буду иметь?" И, если ум умудряется получать, не проходя через какое-либо действие, он предпочитает кратчайший путь.
Вот почему образованные люди становятся такими хитрыми - потому, что они могут находить кратчайшие пути. Если вы зарабатываете деньги официальным, законным образом, на это может уйти вся жизнь. Но вы можете заработать деньги нелегальным путем, спекулируя, играя на деньги, или еще каким-либо способом, становясь политическим лидером, премьер-министром, президентом, - тогда в ваших руках все кратчайшие пути.