Личность и история с точки зрения Л.Н. Толстого (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
"Война и мир" - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение характер великого народа в момент, когда решалась его историческая судьба. Главной задачей для Л. Н. Толстого было раскрытие "характера русского народа и войска", для чего он использовал образ М. И. Кутузова - выразителя идей народных масс.
В романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого особенно занимал вопрос о движущих силах истории. Писатель считал, что даже выдающимся личностям не дано решающим образом влиять на ход и исход исторических событий. Он утверждал: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, — то уничтожится возможность жизни». По Толстому, ход истории управляется высшим сверхразумом.
Народ в понимании Толстого - решающая сила в истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу, понимание его. Известно, что автор отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя. Писатель отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий.
Роль личности в истории, по мнению Л. Н. Толстого, ничтожно мала. Даже самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение истории. Ее творит народ, массы, а не отдельная личность.
Но Толстой считал, что гением становится тот, кто одарен способностью проникать в ход исторических событий, постигать их общий смысл. К таким людям относится Михаил Илларионович Кутузов.
В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость полководца: "...не может сесть верхом, засыпает на совете". Но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким. В его внешности проявляются нравственные качества: простота, доброта, правдивость.
Еще во время Бородинской битвы Толстой подчеркивал, что «Кутузов не делал никаких распоряжений, а только соглашался на то, что предлагали ему». Но от отдавал распоряжения, когда это требовалось. Он ни с кем не делит ответственности. За все он отвечает сам. Противопоставляя Кутузова Наполеону, Толстой показывает, как спокойно Кутузов отдается воле событий, как мало он руководит войсками, зная, что участь сражений решает «неуловимая сила, называемая духом войска». Оставляя Москву, он не только хотел сохранить русскую армию, он понимал, что наполеоновские войска разбредутся по огромному городу , и это приведет к разложению армии.. без сражений начнется гибель французского войска.
Войну 1812 года выиграл народ, руководимый Кутузовым. Он не перехитрил Наполеона, он оказался мудрее этого гениального полководца, он понял характер войны. Любовью народа силен Кутузов, силен тем, что он понимал его нужды. Он избранник народа.
Накануне Бородинского сражения Барклай де-Толли смещен, и против воли царя назначен Кутузов., потому что опытный и честный полководец Барклай –де-Толли не мог понять дух русского народа, как Кутузов. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой министр, но как только она оказалась в опасности, нужен свой родной человек». Перед Бородинским сражением Кутузов называет русских солдат «чудесным, бесподобным народом.
По мысли Толстого, роль так называемых «великих людей» сводится к следованию высшему велению, если им дано его угадать. Это хорошо видно на примере образа русского полководца М.И. Кутузова. В романе Кутузов противопоставлен Наполеону. Резкой критике подвергает Толстой императора Наполеона. Как полководца, вторгающегося со своими войсками на территорию других государств, писатель считает Бонапарта косвенным убийцей множества людей
Главное для Льва Николаевича Толстого в его положительных героях - связь с народом. Кутузов возвеличивается автором как полководец, умеющий подчинять все свои мысли и действия народному чувству. "Кутузов, - пишет Толстой, — всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат".
Кутузов неоднократно говорит, что Бородинское сражение - есть победа. Понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развернутых партизанских действий. Это именно Кутузов, который не любит громких слов, посылая Багратиона задержать французов, напутствует его возвышенной фразой: "Благословляю тебя на великий подвиг!" Это он приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он первым понял бедственное положение французской армии после Бородина, и потому продолжает утверждать, что Бородинское сражение было победой.
Патриотизм полководца, его уверенность в силе и мужестве русского солдата передавались армии, которая, в свою очередь, ощущала тесную связь с Кутузовым. Он разговаривает с солдатами на простом русском языке: "А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: недолго осталось... Выпроводим гостей, отдохнем тогда".
В то же время, он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам или другим представителям аристократического общества.
Кутузов - великий человек. Это подтверждают слова писателя: "Нет величия там, где нет простоты". С этим нельзя не согласиться.
Лев Николаевич Толстой правдиво изобразил русского полководца, а также создал живую картину российской действительности первой половины XIX века. Основным критерием оценки исторической личности для автора служили отношение этой личности к народу и понимание народа, а составными элементами величия были простота, добро, правда. Все это воплощено в образе Михаила Илларионовича Кутузова.
«Веленью божию, о муза, будь послушна». Пророческая миссия поэта в лирике А. С. Пушкина .
Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике. Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк". Время написания — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской легенде о пророке , который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. Пушкин дает в "Пророке" свою интерпретацию библейского сюжета. Лирический герой Пушкина не равнодушен к происходящему вокруг, он «томим духовной жаждой». Именно к такому человеку является посланник Бога Серафим. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. В стихотворении показано духовное преображение поэта. Явление "шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход. И дольней лозы прозябанье. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей — И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. За аллегорией мысли поэта, каким должен быть поэт, каково его назначение. Если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии философски , то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. "Я гимны прежние пою", говорит пушкинский герой. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение "Памятник", записанное в 1836 году. Пушкин уверен, что к его памятнику "не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Чем же заслужил великий поэт эту всенародную любовь? Гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Поэт должен быть выше хвалы, клеветы , он должен следовать своей цели, не обращая внимания на невежественных глупцов. Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Что такое «футлярность» и в чем ее губительность для человека ( по 2-3 рассказам А. П. Чехова). Тему «футлярности» человека можно увидеть во многих произведениях А.П. Чехова . «Футлярность» героев как их философия лучше всего раскрыта в одном из рассказов трилогии «Человек в футляре». Это история о форме «улиточного» существования, когда герой сооружает вокруг себя некую скорлупу и никого не пускает внутрь , к себе в душу. Этот герой - учитель Беликов, который в любую погоду выходил в калошах , с зонтиком , в пальто, застегнутом на все пуговицы . Это одна из деталей, которой Чехов подчеркивает особенность героя, его желание окружить себя оболочкой. Но если бы только себя? Этот учитель держал в страхе всю гимназию 15 лет. Другая деталь, излюбленное выражение учителя «как бы чего не вышло», показывает страх перед всем новым, боязнь живой жизни. . Реальная жизнь раздражала и пугала Беликова, наверное, поэтому он жил прошлым. Чехов показывает в рассказе, как многочисленная группа людей не могла противостоять одному человеку, убежденному в своей «футлярной» правоте и непогрешимости. Люди боялись читать книги, ставить благотворительные спектакли. помогать бедным. Именно жителям города пришла мысль женить «футлярного человека» на Вареньке Короленко. Но ее бесшабашность и жизнелюбие натолкнулись на скорлупу Беликова, для которого катание на велосипеде было смертным грехом. А то, что Коваленко спустил его с лестницы , и это видела Варенька, окончательно морально уничтожило героя. Внезапную смерть Беликова город воспринял как освобождение. И жизнь в городе потекла по прежнему руслу. Беликова похоронили. Но сколько еще таких «беликовых» осталось, сколько их еще будет? Писатель хочет уберечь людей от «футлярности». Он хочет, чтобы люди не ограничивали себя от всего нового, живого, чтобы не жили в постоянном страхе, который разрушает человека как личность. Ограничил себя во всем и герой второго рассказа трилогии «Крыжовник». Перед читателем предстает счастливый человек, заветная мечта которого осуществилась. Он был доволен собой своей судьбой. Он добился цели в жизни – вырастил на своей усадьбе крыжовник. Крыжовник – маленькая деталь, , показывающая скуку, самодовольство и ограниченность интересов. В отличие от предыдущего рассказа в этом от «футлярности» героя никому нет вреда .Все тихо и спокойно вокруг него. Но какие грустные , тяжелые чувства вызывает этот , казалось бы, безобидный кислый крыжовник, который герой рассказа с наслаждением ест! По Чехову понятие «футлярная» жизнь – это отсутствие внутренней свободы, это жизнь людей , отрешенных от реальной жизни в своем мирке с мелочными интересами. Такой мир придумал для себя доктор Старцев, которого сначала называли Дмитрий Ионыч. Писатель показывает , как из Дмитрия Ионыча, уважаемого жителями маленького провинциального городка, он превращается в Ионыча. Такое превращение отражает процесс духовной деградации героя. в начале рассказа перед читателем молодой начинающий земский врач, способный влюбиться, вздыхать, получать записочки, ходить на свидание на кладбище ночью. Но два существа будто спорят в герое .Одно – способное на страстную любовь. Другое - трезвое, уравновешенное. И победило второе. Будто погас какой-то светлый огонек, и Старцев оказался во власти придуманного им футляра. Страсть к деньгам овладела им. И уже другой человек перед читателями рассказа: грубый, полный и опустившийся, не способный на любовь. Он собирает денежные бумажки и копит их с необыкновенным удовольствием. Старцев перестал ходить в театры, читать книги. Он кричит на больных и стучит палкой об пол. Не среда, которой он так не доволен был сначала, виновата, виноват он сам, став рабом обстоятельств. Перед нами рассказ о гибели человеческой души, об ограниченности интересов, о том, как губительна может быть «футлярная» жизнь. Читателям рассказов Чехова ясно, что необходимо сопротивляться пошлости и бездуховности жизни. |
«Друзья мои! Прекрасен наш союз…» Адресаты лирики А. С. Пушкин о дружбе.
В поэзии Пушкина тема дружбы занимает значительное место и проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
У Пушкина было много друзей. Вероятно, умение дружить было заложено в самой натуре поэта, благородной, отзывчивой, умеющей раскрывать в человеке лучшие свойства его души. Пушкин братски любил мечтательного Дельвига, наивного Кюхельбекера, благородного Пущина, свободолюбивого Чаадаева.
В лицее Пушкин приобрел много друзей. Лицейскую дружбу поэт пронес через всю жизнь. «Мой первый друг, мой друг бесценный,- так начинается стихотворение «Пущину» , которое великий поэт посвятил своему лицейскому другу, навестившему его в годы ссылки в Михайловском.
Когда Пушкин не мог встретится 19 октября в день открытия лицея со своими друзьями. Он писал послания. Одно из них стихотворение "19 октября 1827", написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. А в посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.
Адресатами лирики Пушкина были и декабристы. Со многими поэт был знаком. Появление стихотворения «Арион» связано именно с друзьями, оказавшимися в опале. Речь в стихотворении идет о таинственном певце, выброшенном на берег грозою, известный миф о певце Арионе легло в основу этого стихотворения. "Я гимны прежние пою", — говорит поэт в стихотворении "Арион". Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь "Во глубине сибирских руд...», которое он передал с женой декабриста Муравьева. В стихотворении надежда на скорое освобождение декабристов. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода нас примет радостно у входа…». Трудно представить, какую радость испытали его друзья, получив это послание.
Где бы ни был Пушкин и его друзья, он мысленно всегда был с ними, они всегда могли рассчитывать на его поддержку.
А к Чаадаеву у Пушкина были особые чувства. Он воспринимал его как учителя. Чувство дружбы сочетается с высокими гражданскими чувствами в стихотворении "К Чаадаеву". Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращением "мой друг".
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.
Лицей в сознании Пушкина - идеальное царство дружбы,.
Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.