Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить». Страдания одинокой души как ведущий мотив творчества М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта.

К экзамену по литературе

  Как исполняются христианские заповеди в городе Калинове? ( по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). Мы привыкли связывать понятия соблюдения христианских заповедей с темой греха, возмездия и покаяния . С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Но если подойти к этому вопросу со стороны одного человека, личности, то многие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека. Это и показывает А. Островский в драме «Гроза». Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Калиновский мир — мир без милосердия, мир, в котором царят «жестокие нравы». Жестокое отношение мы наблюдаем и Кабановой по отношению к своему сыну Тихону и к его жене Катерине, и Дикого к племяннику Борису, зависящему от него. Что говорить о других жителях города Калинова! Материальная зависимость – основа всех взаимоотношений в этом городе. Основой семьи в темном царстве являются домостроевские законы. Кабанова убеждена, что , если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения. Эти порядки и неожиданно возникшее чувство любви. порождает противоречие в душе главной героине драмы Катерине. Она, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”. Это чувство, которое Катерина не может объяснить, - просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет чувство любви к Борису, с которым она пытается бороться. Она боится нового, не понятного ей чувства, потому что сознает , что это грех , так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Так в драме «Гроза» появляется тема греха. И Катерина, будучи религиозной женщиной, (автор показывает это, в эпизоде , когда Катерина вспоминает о своем детстве, о молитвах, посещении храма). Островский показывает и другой возможный путь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это отношения Варвары , сестры Тихона, которая спокойно смотрит на ложь и обман. Но главная героиня всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. К кому, как не к мужу, обратиться за помощью. И она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство - обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: “Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! “А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. И это слова, которые идут из глубины души Катерины. Тема греха , как и тема грозы , то есть кары небесной все чаще звучит на страницах пьесы. Основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет - значит совершить грех, стать на путь греховной жизни. "Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие". Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен, и должен бояться наказания. Это и показывает Островский. "Гроза" не "трагедия любви", а, скорее, "трагедия совести". Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение . грех предполагает покаяние. Писатель это и показывает. Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Самый страшный судья для Катерины – это ее совесть. А тема возмездия усиливается в драме, и символом ее становится гроза. .Если в первом действии гроза только надвигается, то в 4 она разражается во всей своей жуткой и величественной силе. Гроза как суд, как возмездие. Катерина ждет божьей кары, она ищет защиты у Бога , опускается на колени и видит перед собой изображение ада, геенны огненной. Так писатель подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону- прелюбодеяние, а значит грех. А если в союзе двух, людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад. Выбор Катерины – еще один грех. Кто виноват в гибели Катерины? Какого-то конкретного лица найти невозможно, хотя Тихон , бросаясь на труп жены, кричит; Вы ее , маменька, погубили!». Катерина - жертва не кого-либо из окружающих , а хода жизни. Островский показывает как бы два начала в Катерине: одно религиозное, высоко нравственное. Другое- бунтарское, без которого не может быть дальнейшего развития жизни, не может быть свободы личности. Потому самоубийство Катерины объясняют как протест против всего консервативного устройства общества, а в поступке Катерины видят силу ее характера. Просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру, оказались в непримиримом антагонизме . Через любовно-бытовую драму показан перелом, происхо­дящий в сознании людей , Островский был великим писателем и потому смог увидеть и изобразить то новое, что зарождалось в обществе: стремление личности (даже если она женщина ) к свободе , отживающие свое время домостроевские порядки. Писатель не только показал, как христианские заповеди не исполняются и что за этим следует, но и показал причины, почему христианские заповеди не исполняются.    




К экзамену по литературе

  Как исполняются христианские заповеди в городе Калинове? ( по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). Мы привыкли связывать понятия соблюдения христианских заповедей с темой греха, возмездия и покаяния . С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Но если подойти к этому вопросу со стороны одного человека, личности, то многие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека. Это и показывает А. Островский в драме «Гроза». Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Калиновский мир — мир без милосердия, мир, в котором царят «жестокие нравы». Жестокое отношение мы наблюдаем и Кабановой по отношению к своему сыну Тихону и к его жене Катерине, и Дикого к племяннику Борису, зависящему от него. Что говорить о других жителях города Калинова! Материальная зависимость – основа всех взаимоотношений в этом городе. Основой семьи в темном царстве являются домостроевские законы. Кабанова убеждена, что , если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения. Эти порядки и неожиданно возникшее чувство любви. порождает противоречие в душе главной героине драмы Катерине. Она, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”. Это чувство, которое Катерина не может объяснить, - просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет чувство любви к Борису, с которым она пытается бороться. Она боится нового, не понятного ей чувства, потому что сознает , что это грех , так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Так в драме «Гроза» появляется тема греха. И Катерина, будучи религиозной женщиной, (автор показывает это, в эпизоде , когда Катерина вспоминает о своем детстве, о молитвах, посещении храма). Островский показывает и другой возможный путь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это отношения Варвары , сестры Тихона, которая спокойно смотрит на ложь и обман. Но главная героиня всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. К кому, как не к мужу, обратиться за помощью. И она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство - обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: “Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! “А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. И это слова, которые идут из глубины души Катерины. Тема греха , как и тема грозы , то есть кары небесной все чаще звучит на страницах пьесы. Основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет - значит совершить грех, стать на путь греховной жизни. "Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие". Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен, и должен бояться наказания. Это и показывает Островский. "Гроза" не "трагедия любви", а, скорее, "трагедия совести". Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение . грех предполагает покаяние. Писатель это и показывает. Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Самый страшный судья для Катерины – это ее совесть. А тема возмездия усиливается в драме, и символом ее становится гроза. .Если в первом действии гроза только надвигается, то в 4 она разражается во всей своей жуткой и величественной силе. Гроза как суд, как возмездие. Катерина ждет божьей кары, она ищет защиты у Бога , опускается на колени и видит перед собой изображение ада, геенны огненной. Так писатель подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону- прелюбодеяние, а значит грех. А если в союзе двух, людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад. Выбор Катерины – еще один грех. Кто виноват в гибели Катерины? Какого-то конкретного лица найти невозможно, хотя Тихон , бросаясь на труп жены, кричит; Вы ее , маменька, погубили!». Катерина - жертва не кого-либо из окружающих , а хода жизни. Островский показывает как бы два начала в Катерине: одно религиозное, высоко нравственное. Другое- бунтарское, без которого не может быть дальнейшего развития жизни, не может быть свободы личности. Потому самоубийство Катерины объясняют как протест против всего консервативного устройства общества, а в поступке Катерины видят силу ее характера. Просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру, оказались в непримиримом антагонизме . Через любовно-бытовую драму показан перелом, происхо­дящий в сознании людей , Островский был великим писателем и потому смог увидеть и изобразить то новое, что зарождалось в обществе: стремление личности (даже если она женщина ) к свободе , отживающие свое время домостроевские порядки. Писатель не только показал, как христианские заповеди не исполняются и что за этим следует, но и показал причины, почему христианские заповеди не исполняются.    

Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить». Страдания одинокой души как ведущий мотив творчества М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта.

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной грустью поэзии, возникает вопрос: в чем же причина этой тоски, почему так много стихотворений, проникнутых чувством одиночества? Возможно, в судьбе, которая рано лишила его родительской ласки, и в том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Возможно, и в особом восприятии мира.

Вот оно самое грустное стихотворение Лермонтова. Так и начинается

И скучно, и грустно,

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

В этом лирическом монологе только отрицание. Поэт отрицает желанья, любовь и саму жизнь.

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг-

Такая пустая и глупая шутка.

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

Стихотворение написано поэтом в 1840 году, когда ему было только 23 года.

Страдания одинокой души отражены в целом ряде стихотворений, в которых иносказательный смысл. В них образы утеса, пальмы, дубового листка, но за всеми этими художественными образами скрывается лирический герой, который не может быть счастлив в этом мире, потому что не может воссоединиться с родственной душой. Вот старый утес. Этот монолит, который не может сдвинуться с места, горюет о легкой, беззаботной тучке, что оставила след в его памяти.

Стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Никогда не смогут быть вместе утес и тучка. Она принадлежат к разным стихиям, как пальма и сосна в стихотворении «На севере диком». В одиночестве растут пальма и сосна. Пальма в жарком климате, на юге. Сосна - на севере. Очаровательные картины природы только подчеркивают одиночество .

Но есть стихотворение, где противопоставляются два противоположных мира. В стихотворении «Листок» страдающий не только от одиночества, но и от обреченности несчастный листок пригнало судьбой к благоухающей чинаре. Он просит у нее пристанища, но в ответ только непонимание. Нет места ему среди райских птиц, среди свежих листьев.

Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара

Таков ответ чинары.

И конечно же, страдания одинокой души ярко выражены в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Поэт считает, что одиночество обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека. Он одинок даже среди горячо любимой им природы. Красота ночного пейзажа волнует и притягивает поэта, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже "пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит".

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества.

Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Так отчего же так одинок поэт? Если прочитать другие стихотворения Лермонтова, ответ можно дать. Душа одинока, потому что она не может жить в покое, она мятежна, она ищет бури, как парус.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

Поэт не может принять ложь, обман, он протестует против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.

Наши рекомендации