Английский романтизм. Творчество Байрона.
Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком, но признание романтизм получил позже.
Первый этап английского романтизма (1793-1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы», союзом трёх поэтов (Вордсворт, Колдридж, Саути). Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. Поэты создают сборник, успех которого положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие к этому сборнику стало манифестом английского романтизма. Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что порывает с условностью поэтического языка 18 в. Для поэтов «Озерной школы» характерен интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества и вместе с тем консервативность политических и философских взглядов. Они реформировали английскую поэзию и подготовили приход романтиков следующего поколения.
Второй этап охватывает 1812-1832 гг. Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Китса. В этот период прозвучала мысль о свободе всех народов, утверждалось право каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Второе достижение периода – возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.
Байрон (1788 - 1824) - великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Вклад его в литературу определяется значительностью его произведений и образов, развитием новых жанров (лиро-эпическая поэма, роман в стихах и др.), участием в литературной борьбе своего времени.
В 1798 мальчик унаследовал от деда титул барона и родовое поместье. В 1805 Байрон поступил в колледж Кембриджского университета и в 1806 издал для узкого круга книжку «Стихи на случай». Через год последовали «Часы досуга», который получил отрицательные отзывы в прессе.
Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы "Чайльд-Гарольд", появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя.
По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл "Восточных поэм": Гяур и Абидосская невеста — в 1813, Корсар и Лара — в 1814. В произведениях образы героев становятся все мрачнее. Они отягощены преступным прошлым, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судьбе. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.
Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества. Байрон порывает все связи со старой жизнью и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесь им были созданы третья песня Чайльд-Гарольда и "Манфред". Четвертая и последняя песня этой поэмы написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и была проникнута призывом к освобождению итальянского народа.
В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владычества и тирании собственных правительств и к национальному объединению. В эти годы Байроном была создана оставшаяся неоконченной поэма "Дон Жуан", сатира на все цивилизованное общество. Поэзия Байрона оказала большое влияние на поэтическое творчество Пушкина и особенно Лермонтова.