Значение идей Руссо. Философские повести Вольтера.

18 в. во Франции проходит под знаком подготовки Великой французской революции, в результате которой права дворянства и духовенства были ограничены, а к власти придет «третье сословие», т.е. буржуазия и простой народ. В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяется несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Наиболее значительным явлением французской литературы 18 в. была литература Просвещения. Просветители подвергали беспощадной критике феодально-абсолютистский строй Франции, заклеймили церковь. Они выступали за создание на земле царства Разума, в котором будут воплощены принципы «свободы, равенства, братства».

Как и в 17 в., основным жанром классицизма остается трагедия, но в ней уже основными мотивами выступает борьба против тирании монархической власти за республиканские формы правления, против религиозного фанатизма. Наряду с развитием драматургии бурно развивается проза. Во второй половине века на передовые позиции выдвигается просветительский реализм и сентиментализм.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) - французский философ, писатель, композитор. Жан-Жак был учеником гравера, слугой, лакеем, потом вернулся в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В 1743 Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции.

В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту, остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым, однако внове были стиль Жан-Жака.

Когда Дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства», он написал Рассуждение о неравенстве (1753), где самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм были названы первобытные времена. Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.

Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза, в 1762 – Общественный договор и Эмиль, или О воспитании.

Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось арестовать автора. Появившиеся в 1764 Письма с горы ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах.

Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием. Основная мысль Руссо заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть.

Руссо неизменно выступает как демократ: разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т.е. обладают важнейшим из прав. Совершенно ясно, что общество, как его представлял себе Руссо, способно функционировать только при том условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности.

Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (сентиментализм, предромантизм, романтизм).

Франсуа Вольтер (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Его отец был нотариусом, и когда сын закончил иезуитский коллеж в Париже, он устроил его в контору адвоката изучать законы. Однако Вольтер больше интересовался поэзией и драмами.

Вольтер принялся сочинять сатирические стихи на герцога Орлеанского, что закончилось заточением в Бастилии. Там он положил начало будущей своей эпической поэме Генриада. Его трагедия Эдип (1718) имела шумный успех на сцене, и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Вольтер часто имел проблемы с законом, и вскоре власти изгнали его из Парижа. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до 1729.

Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет в замке Сире. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя. В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию. В июле 1750 Вольтер обосновался при прусском дворе, правил королевские послания, но вскоре ему это надоело. В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж.

Сочинения Вольтера составили пятьдесят томов. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.

Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (1732), Альзира (1736), Магомет (1741) и Меропа (1743).

Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы.

Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции, Век Людовика XIV и Опыт о нравах и о духе народов, сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.

Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (1759).

Наши рекомендации