Вопрос 57: «андромаха» расина.
Первая оригинальная вещь, первое оригинальное произведение – «Андромаха». Это произведение имеет эпохальное значение в литературе. Она напоминает «Сида». Этой трагедией Расин оттеснил Корнеля. Корнель обращается к истории, Расин к мифологии. Понимание правдоподобия тоже разное: у Корнеля факт особый, единичный. У Расина мифологический сюжет ориентирован на повторяющееся, на указание постоянных свойств человеческой природы, жизни.
Сюжет.
Андромаха – жена Гектора. Она захвачена сыном Ахилла – Пирром, убийцей Гектора. Андромаха находится у него с сыном Остианоксом. У Пирра рождается страсть к Андромахе. Расин показывает сложное переплетение в душе Пирра. В его душе смешение двух чувств – ревности и ненависти.
Отношение к другому человеку – это источник самосознания. Посол от греческого государства Орест прибывает к Пирру. Государство требует смерти сына Гектора (Остианокса).
Орест любит Гермиону, Гермиона любит Пирра, Пирр – Андромаху.
Все решения персонажей не зависят от их воли, они зависят от Андромахи. Но Андромаха ничего не может решать, так как она пленница. Перед ней сложное решение: если она выйдет замуж за Пирра, то предаст мужа. Если же не выйдет за него, то погибнет её сын. Она не может сделать выбор, поэтому идёт на мнимое решение, на компромисс. То есть взять клятву с Пирра – он должен оставить в живых её сына, а Андромаха покончит с собой. Герои Корнеля знали на что идут, то герои Расина сражаются сами с собой и друг с другом во имя мнимости. Мнимости касаются некоего механизма в сознании личности.
У Расина в большей мере чем у Корнеля усиливается разница между внутренним и внешним. У Корнеля внешняя, у Расина внутренняя сторона, человек находится в себе и не может пробиться.
Внешний план – разум освещён противоречиями в душе, даёт понять силу страсти, открыв бесперспективность развития.
Внутренний план – Расин показывает действенность разума, мнимое решение и разум как бы в подчинении. Он создаёт компромисс.
Сентиментализм в Англии.
Литература позднего Просвещения характеризуется интенсивным развитием сентиментального направления, истоки которого уходят в пейзажную лирику 1730-х годов (Дж. Томсон. «Времена года», 1726 — 1730). Термин «сентиментальный» применительно к литературе появился в 1749 г., но широкое распространение получил после выхода в свет «Сентиментального путешествия» Л. Стерна (1768). Уже к началу 1730-х годов у многих развеялись иллюзии о счастливой жизни, о которой мечтали после «Славной революции». Дальнейшее огораживание земель и разорение крестьянства, уничтожение заповедных природных уголков для строительства предприятий, последствия промышленного переворота, усугубившие социальное расслоение общества и приведшие к обнищанию крестьянства и ремесленников, — все это заставляло сомневаться в принципах разумного поведения. Поворот к миру чувств конкретного человека сопровождался критикой буржуазных порядков и феодальных пережитков.
Философская основа сентиментализма — субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. В частности, Дэвид Юм в своей работе «Исследование о природе морали» объявляет врожденными свойствами человека доброту, благожелательность, человеколюбие, а чувства и эмоции — первоосновой человеческой деятельности, в частности эстетической. Подобные идеи высказывает в «Теории нравственных чувств» Адам Смит. С этой точки зрения прекрасное предстает прежде всего как эмоциональная реакция на реальность.
Для лирических произведений ранних поэтов-сентименталистов характерны обостренная чувствительность, склонность к созерцательности, к размышлениям на лоне природы, поэтизация смерти. «Кладбищенская поэзия» Э. Юнга, Т. Грея, Д. Харви, Р. Блэра наполнена религиозным мистицизмом, меланхолическими настроениями, скорбью о бренности всего сущего, тоской по ушедшим в иной мир близким, памятью о них, подтверждающей их бессмертие. В произведениях поздних сентименталистов усиливается социальный протест (О. Голдсмит, У. Купер, Д. Крэбб), интерес к простым людям. В своих романах О. Голдсмит, Л. Стерн, Г. Брук, Г. Маккензи и др. опирались на этические концепции Д. Юма, который предлагал подчинить мораль не разуму, а чувствительности. Поздние сентименталисты подчеркнуто стремятся показать сложность «человеческой природы» индивида, многогранность его душевных переживаний, истоки его чудачеств и странностей. Их идеал — патриархальная жизнь на лоне природы с ее простотой нравов.
В 60 — 80-е годы просветительские тенденции более всего сохраняются в поэзии — у Роберта Бернса, а также в жанре реалистической сатирической комедии, крупнейшим представителем которой в 70-е годы был Р. Шеридан.
Во второй половине XVIII в. социально-экономические сдвиги, общественные тенденции, поиски новых эстетических ориентиров, противоположных классицистским, способствовали формированию предромантизма как литературного течения. В трактате Э. Берка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в «„Опыте о гении” Поупа и его сочинениях» (1756 — 1782) Дж. Уортона, в «Письмах о рыцарстве и средневековых романах» (1762) Р. Хёрда обращено внимание на эстетические категории («ужасное», «оригинальное», «живописное»), разрушающие классицистское понятие прекрасного, основанное на симметрии и гармонии. Спенсер, Шекспир, Мильтон как поэты, обладавшие мощным воображением, оттеснили на второй план классицистов с их опорой на разум.
В это время активно возрождается интерес к национальному прошлому. В 1765 г. известный фольклорист Т. Перси выпустил сборник «Памятники старинной английской поэзии», в который включил народные баллады (исторические, из цикла о Робин Гуде и т. д.), почерпнув их из старых рукописей и своих записей, а также лирику елизаветинцев. В обширном, состоящем из трех трактатов, предисловии и комментариях Т. Перси рассказал о происхождении английского театра, о стихотворном рыцарском романе, истоки которого он уводил к сказаниям германских племен, проанализировал многие баллады. В том же 1765 г. появилась известная литературная мистификация шотландского писателя Дж. Макферсона — сочиненные им самим «Песни Оссиана». Макферсон воспользовался ирландскими сказаниями, перенес их действие в Шотландию, дал героям древние кельтские имена. Переживший всех своих соплеменников старый бард Оссиан бродит среди развалин замка Сельма (в королевстве Морвэн), среди могил, играет на арфе, и в его воображении проносятся былые дни, когда на пирах он славил своего отца, воина Фингала, храбро сражавшегося со скандинавскими викингами. «Песни Оссиана» поражали воображение читателей своим меланхолическим настроем и чувствительностью. Литературной мистификацией явились и стилизованные под старинные баллады XV в. стихи Томаса Чаттертона, которые он приписал вымышленному поэту Томасу Роули. «Поэмы Роули» были опубликованы спустя семь лет после самоубийства юного поэта, впавшего в крайнюю нищету.