Общая характеристика литературы эпохи Просвещения.
Просветители подчинили свое творчество задаче переустройства общества. Основным принципоп просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства. Использовав материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма. Произведения просветителей глубоко философичны. В ряде случаев это своебразные беллитризованные философские трактаты. Они создали новые жанры публицистического, философско-политического романа, морально-полит. драмы и гротескно-комедийного памфлета. Они ввели в лит-ру нового героя - простолюдина в кач-ве положительного образа (в смысле ему на все положить). Они воспели и прославили его труд, мораль, изобразили чувственно и проникновенно его страдания. Используя печатное слово и театральную трибуну, просветители звали к обновлению мира. Критически относясь к классицизму, они вместе с тем использовали лучшие черты классицистического искусства - героическую патетику, чувство гражданстваенности, поставив их на службу революционным идеям. Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чуства простого человека. 10. Общая характеристика Просвещения.
Просвещение, идейное течение 18-19 веков, основанное на убеждении решающей роли разума (Способность понимания и осмысления. В ряде философских течений – высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей (рационализм)) и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
Просвещение, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, политического прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции с 1715 по 1789, названный веком Просвещения. Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделения разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей – просвещенных граждан.
Основные идеи и принципы Просвещения:
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты. Суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм (Безбожный, исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждения самоценности бытия мира и человека) Ламетри, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм ( от лат Бог , религиозно-философская доктрина, которая признает Бога мировам разумом. Который сконцентрировал природу, дал ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в это движение, и не допускает иных идей познания Бога, кроме разума) Вольтера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный «деизм сердца» Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм (От лат восприятие, чувство. Направление в теории познания, согласно которому ощущения – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму) мог носить механико-материалистический характер. Онтология (раздел философии, учение о бытии ( в отличие от гносеологии – учение о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности) интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам ( в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируется лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические 9Тютго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.
Просвещение во Франции:
Философия французского Просвещения отличалась своей радикальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Вольтер, Дидро, Руссо). При всем своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» ( «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», одно из самых знаменитых универсальных справочных изданий, памятник французской культуры18 века)возглавленное Дидро и Д`Аламбером, стала своего рода эмблематическим деянием просветителей, поскольку объединяло в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединение авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях ( «Вступительное рассуждение», «Энциклопедия» ) перед «добротной» философией была поставлена задача «объединить единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
Английское и немецкое Просвещение.
Английское Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной (сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный) морали ( Шефтсбер, Мандевиль) и сенсуалистической эстетики. В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами.
Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17в (Чирнхауз, Вольф). Позднее немецкое Просвещение увлечено религиозными спорами о веротерпимости, пантеизме ( религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа»), соотношении прав государства и церкви. Баумгартен и Лессинг вносят заметные вклад в эстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма – создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.
Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря и натиск» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете и другое.
Идейное наследие Просвещения.
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е годы. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому, оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников лице позитивистов 2-ой половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.
- Характеристика движения «Бури и натиска».
«Буря и натиск» как бы введение в немецкое Просвещение. В нем очень много общего с английским сентиментализмом (культ чувства как мерила чел. достоинства + культ природы). Но штюрмеры поэтизировали отличный от сентименталистов тип личности: непокорного чел., противопоставляющего себя всему миру (княжеской тирании и мещанству). Эта личность и есть бурный гений. В поэтике: против всякой нормативности. Ориентация на шекспировскую традицию вольного театра. Ориентация на собственную историю, а не римскую или греческую. Стремление к характерности, к национальному колориту. к «Б. и Н.» из нашей программы относятся молодые Шиллер и Гете. Название – по драме Клингера.