Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях.
Ø В науке – превращение науки в непосредственную производительную силу, рост наукоемких производств.
Ø В технике и технологии – преобладание революционного пути развития, «микроэлектронная революция».
Ø В производстве – развитие по шести главным направлениям — электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изучение и использование космоса.
Ø В управлении – появление кибернетики (науки об управлении и информации), «информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров.
В современной философской литературе современная цивилизация все чаще рассматривается через призму развития техники. Известный специалист в области философии техники Э. Капп предложил трактовать историю человечества как историю изобретения все лучших орудий труда. Понятие техника использовалось еще в древней Греции (греч.τέχυη – мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала).
Техника – это система искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека.
При таком подходе атрибутивным свойством техники выступает способность преобразовывать реальный мир.
Существуют различные классификации развития техники. Одна из наиболее часто встречающихся типологий в качестве критерия использует подход, фиксирующий процесс передачи техническому устройству тех функций, которые ранее выполнялись самим человеком.
При этом выделяются следующие последовательные ступени развития техники:
Ø ручные орудия;
Ø ремесленно-мануфактурный период;
Ø машинная техника;
Ø автоматизированные системы.
Основное внимание здесь уделяется совершенствованию техники и изменению связи между субъектом производства и техническим устройством.
С феноменом техники тесно связано и понятие технологии.
Технология – это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе производственного процесса.
С точки зрения развития технологии в истории цивилизации можно выделить следующие сменяющие друг друга технологические способы производства:
Ø присваивающий; аграрно-ремесленный; индустриальный; информационно-компьютерный.
Каждый из них представляет собой единство:
материально-технической основы; т. е. определенной системы орудий труда;
отношений субъекта производства к предметам своего труда, т. е. характер труда;
отношений субъекта производства с другими людьми, которые вместе с ним участвуют в процессе производства, т. е. отношения разделения труда, управления трудом и др.
Наряду с понятием технологического способа производства для анализа развития общества часто используется понятие экономический способ производства. Это в первую очередь относится к марксистской традиции, где данная категория выполняет роль системообразующего фактора социальной философии. Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения.
1. Производительные силы характеризуют отношение общества к природе, степень господства над ней. Они представляют собой единство субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) факторов материального производства. Иными словами, производительные силы – это единство человека как субъекта производства и средств производства.
Средства производства – системная совокупность взаимодействующих средств труда и предметов труда.
Средства труда – комплекс вещей, которые человек помещает между собой и преобразуемой реальностью в целях воздействия на нее. Сами средства труда состоят из орудий труда, которыми непосредственно оперирует субъект производства, и технической инфраструктуры, которая обеспечивает процесс производства.
Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека.
2.Вторую сторону экономического способа производства составляют производственные отношения. В современной философской литературе их разделяют на производственно-экономические и производственно-технологические отношения. Последние задаются самой технологией труда, особенностями его организации, последовательностью трудовых операций и спецификой управления.
Производственно-экономические отношения возникают между людьми непосредственно в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Центральное место среди данных отношений занимают отношения собственности на средства производства. От конкретного содержания отношений собственности зависит характер экономической системы, что находит свое выражение в исторически известных типах производственных отношений – первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических.
Производственные отношения характеризуют экономические позиции, в которых находятся классы, социальные группы по отношению к собственности, обмену, распределению производимых благ.
Механизм динамики экономического способа производства в социальной философии марксизма объясняется следующим образом: производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации.
№ 50. Социально-этническая структура общества. Исторические типы этносоциальных общностей
Социальная структура общества представляет собой:
Ø совокупность относительно устойчивых общностей людей; исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности; систему связей и взаимодействий между социальными группами.
В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, так и в узком смысле слова:
· в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни –экономической, политической, духовной и др.;
· во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.).
Основные компоненты социальной структуры общества: индивид, обладающий социально-значимыми качествами, определяющими его личностную позицию; социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.); социальный институт как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.).
Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы.
Качественные характеристики основных социальных структур общества: Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентичными признаками, такими, как: кровнородственные отношения,общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований. Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени – имена собственные. Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др.
Поселенческая структура общества означает пространственною форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образом жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступом к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского. Социально-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность классов, слоев и групп, которые различаются своим социально-экономическим положением. Стратификационная(от лат. stratum - слой, пласт)структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество – это многомерная система. Основоположником этого подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Парсонс,П. Сорокин и др. Страта – это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Профессионапьно-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп используют такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.
№ 51. Политическая система общества. Происхождение и сущность государства. Исторические типы и формы государства
Политическая система – это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.
Специфика политической системы:
1.Через нее осуществляется власть в обществе;
2.Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;
3.Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.
Подход к политической системе можно разделить на 2 части:
Институциональный | Системный |
С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения); 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции); 3) Политико-культурная (идеологическая)(знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура); 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами); 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь). | Политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико–властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования. |
К субъектам политической системы можно отнести: государство, политические партии, иные общественные объединения, их союзы и ассоциации, трудовые коллективы, СМИ и т. д.
Название | Мнение |
Теологическая 13 в. Фома Аквинский | Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать Божью волю. |
Патриархальная 17 в. Роберт Фильмер | Процесс создания государства шел по патриархальному пути, то есть пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер власти правителя. |
Договорная 17 в. Томас Гоббс, Джон Локк | Государству предшествует состояние борьбы между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора. |
Органическая 19 в. Герберт Спенсер | Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема, усиления дифференциации, возрастания интеграции. |
Насилия 19 в. Людвиг Гумплович | Борьба за существование представляет главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя. |
Классовая 19 в. Карл Маркс | В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс. |
Диффузионная 19-20 вв. Фриц Гребнер | Государство возникает в результате передачи опыта управления большими массами людьми от одних народов другим, как следствие распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы мира, где раньше он не использовался. |
Психологическая 19-20 вв. Лев Петражицкий | Все социальные явления существуют исключительно в психике индивида. Право сочетает чувство обязанности с представлением о правомочии относительно других людей. Непосредственная связь права с государством отрицается. Любое формализованное действие, исходящее от любой социальной группы и сопровождаемое санкцией, относится к правовым явлениям. |
Инцестная 20 в. Клод Леви-Стросс | Исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы явилось введение запрета инцеста (кровосмешения). Поддержание этого запрета требовало наличия особой группы людей, которые бы контролировали его соблюдение и в случае необходимости применяли санкцию. В дальнейшем их функциональные обязанности расширились до управления обществом. |
Спортивная 20 в. Хосе Ортега-и-Гассет | Для восстановления потерь мужской части населения в войнах старейшины приглашали мужчин из других племен и устраивали между ними состязания. Победивших оставляли и делали полноправными членами общества. Для проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций. |
Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные.
Правильные | Неправильные |
власть осуществляется на основе законов и в общих интересах · царская власть (законная монархия) · аристократия (законная власть немногих · демократия (власть народа на основе законов) | власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей · тирания (незаконная власть одного) · олигархия (незаконная власть немногих) · демократия (власть демоса не на основе законов) |