Неклассические (нео/постклассические) концепции истины
Когерентная концепция (лат.связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний.
Прагматическая концепция (греч.дело, действие) (Пирс, Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.
Конвенционалистская концепция (лат.соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества.
Семантическая концепция (Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).
Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.
Объектный язык – это предметный язык.
Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.
Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.
№ 37. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.
Основные направления:
Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс);
Ø гносеологический пессимизм.Всегда в той или иной мере ограничивает познавательные возможности человека:
ü агностицизм
ü эмпиризм
ü скептицизм
Агностицизм («а» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.
И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений.
Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.
Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний.
Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли.
Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития.
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.
№ 38. Специфика научного познания. Формы и методы научного познания. Основные функции науки
Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и др. способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания.
Специфическая особенность научного познания – стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». Соответственно, ориентация науки на исследование объектов, не заданных наличной практикой, предполагает разработку особых средств и методов исследования.
В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой – язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Поскольку наука дисциплинарно организована, то каждая наука внутри себя создает определенный категориальный аппарат, который трансформируется в процессе эволюции как за счет внутридисциплинарных, так и за счет междисциплинарных механизмов развития знания.
Освоение наукой объектов исследования, вовлечение их в сферу исследовательского интереса предполагает использование разнообразных методов.
Формы научного познания
Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о существенных характеристиках, глубинных необходимых связях изучаемых явлений.
Научная теория – органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностный свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений.
Методы научного познания
Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.
ü философские методы:диалектический; метафизический; аналитический; герменевтический.
ü общенаучные методы:аксиоматический метод; дедуктивный метод (от общего к частному); эксперимент; описание.
ü методы частных наук (применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин):количественный анализ в химии; спектральный анализ в физике и т.д.
Общенаучные методы:Методы эмпирического исследования; Методы теоретического исследования; Общелогические методы познания
Общелогические методы:обобщение; абстрагирование; анализ; синтез; индукция; дедукция; аналогия; моделирование.
Методы эмпирического уровня:наблюдение; измерение; эксперимент; описание.
Основные функции науки:культурно-мировоззренческая; индустриально-производственная; функция социального управления и рационализации социальных отношений; функция генерации и воспроизводства научных знаний в системах образования; трансляция социального опыта.
Особенности науки:объективно-предметная направленность научного познания; конструктивно-творческая природа науки; она исследует не только объекты, осваиваемые в наличных формах социальной деятельности, но и создает теоретические модели потенциально возможных объектов в практике будущего.
№ 39. Наука, ее социокультурный статус. Понятие науки. Наука как деятельность и социальный институт. Этапы ее исторической динамики
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Наука как форма познания в современном мире трактуется в трех направлениях:
1)наука как деятельность;
2)наука как знание;
3)наука как социальный институт.
Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Основные компоненты структуры научной деятельности:
Ø субъект, объект (или предмет);
Ø средства и методы;
Ø цели и программы;
Ø результаты или продукты.
Наука как социальный институтпредставляет собойсовокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами, принципами и методами профессиональной коммуникации, формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.
Историческая динамика науки:
Первый период Древний мир и Средневековье | Философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний |
Второй период 15-18 вв. | Развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс достигает верхнего предела в 17-18 вв. Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора |
Третий период 19 в. | Наука частично перенимает у философии теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний |
№ 40. Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки, ее возможности. Вненаучное знание, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания
Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и др. способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания.
Специфическая особенность научного познания – стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». Соответственно, ориентация науки на исследование объектов, не заданных наличной практикой, предполагает разработку особых средств и методов исследования.
В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой – язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Поскольку наука дисциплинарно организована, то каждая наука внутри себя создает определенный категориальный аппарат, который трансформируется в процессе эволюции как за счет внутридисциплинарных, так и за счет междисциплинарных механизмов развития знания.
Освоение наукой объектов исследования, вовлечение их в сферу исследовательского интереса предполагает использование разнообразных методов.
Формы вненаучного познания:паранормальное; псевдонаучное; девиантное (анормальное знание).
Паранормальное знание | Учения о тайных природных и психических силах и отношениях, которые реализуются за пределами известных науке физических способов взаимодействия. Например, ЭСВ – экстрасенсорное восприятие, телепатия, психокинез и др. |
Псевдонаучное знание | Интерпретация реально изучаемых наукой событий и явлений, еще не получивших в ней адекватных объяснений в соответствии с принятыми в науке логико-методологическими стандартами и эталонами. Например, феномены внеземных цивилизаций, НЛО, Лох-Несское чудовище и др. |
Девиантная наука или анормальное знание | Познавательные структуры в науке, которые еще не получили всеобщего признания в научном сообществе, не одобрены в соответствии с доминирующими в нем методологическими стандартами. Например, релятивистская физика А. Эйнштейна, квантовая механика в период научной революции в конце 19-начале 20 века |
Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации. В качестве оснований демаркации выступают критерии научности, выработанные в научном сообществе. К таким критериям относятся, в частности: системность; логическая обоснованность; внутренняя непротиворечивость; воспроизводимость; проверяемость; возможность рациональной критики и др.
Научное и вненаучное знание функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимодействии получает возможность четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре. При рассмотрении взаимодействия научного и вненаучного знания необходимо учитывать, что некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и соответственно к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи и как правило свидетельствует о «болезни» общества.
№ 41. Изменения образа науки в процессе ее исторической эволюции. Этика науки, проблема социальной ответственности ученого. Перспективы развития науки в 20 веке, ее приоритеты
Научная этика – в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.
Ученый должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете. Данные моральные принципы в реальности часто нарушаются. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.
Научная этика – это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Ø Коллективизм – результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества;
Ø Универсализм – оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса;
Ø Бескорыстность – при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы;
Ø Организованный скептицизм – исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Современная научная этика характеризуется следующим: универсальная цель – получение и расширение сферы объективного знания соответствует нормам толерантности.
В истории науки выделяют два этапа ее развития:
· Преднауку;
· науку в современном значении этого слова.
В преднаучной фазепознание направлено, главным образом, на освоение явлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практическом опыте. Оно существует преимущественно на эмпирическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематичность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения.
Для научного знания характерно – в отличие от преднауки – следующее:
Ø оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления;
Ø оно выражается как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях;
Ø направлено на поиск сущности, не совпадающей с явлением;
Ø рационально, носит обобщенный и обоснованный характер;
Ø используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.
Как форма знания наука возникла в Древней Греции (6-5 вв. до н.э.) – в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике);
Как специализированная профессиональная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в 16-17 вв. в период становления математического и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистической экономики, децентрализацией власти, религиозной реформацией, обеспечившей санкцию на развитие научной деятельности.