Основные философские проблемы
1.Проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего;
2.Проблема человека, смысла существования человека в мире;
3.Проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального;
4.Решение субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».
Методы философского мышления:
· Диалектический метод – Платона; Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона;
· Рационалистический метод Р. Декарта; Диалектико-материалистический метод Маркса; Феноменологический метод Э. Гуссерля.
№ 5. Особенности философии Древней Индии
Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу 8 в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв, –знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед – Ригведой – сложились первые философские тексты – Упанишады (букв. – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути).
Образование первых философских школ относится к 6 - 2 вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма:
1. Веданта
2. Ньяя
3. Вайшешика
4. Миманса
5. Санкхья
6. Йога
Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы:
1. Буддизм
2. Джайнизм
3. Локаята
4. Адживика
Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре.
Традиционализм являлся специфической особенностью индийского философствования. Философское познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед; их рационально-философское осмысление в сутрах; интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточения и медитации.
Другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее глубинная связь с религией. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты в рамках индийской традиции можно рассматривать и как философские, и как религиозные. Специфика древнеиндийской философской традиции определялась также ее ценностно-мировоззренческими основаниями. Они получили отражение в основных идеях и положениях древнеиндийской философии.
В развитии индийской философской традиции можно выделить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий.
Ортодоксальные философские школы (астика) разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша.
Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.
Для философии брахманизма характерна идея безличного и абсолютного духовного начала – Брахмана. Весь материально-чувственный космос древнеиндийские мыслители рассматривали как его самоосуществление в пространстве и времени. Особое значение имел принцип тождества Брахмана и Атмана. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивидуализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Человеку надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере отказа от заботы о внешнем, материальном существовании душа перестает быть связанной кармой и получает возможность восстановить единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) составляет кульминацию философских концепций брахманизма.
Основным оппонентом веданты являлся буддизм. В основе философии буддизма можно обнаружить следующие принципиальные положения.
Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир – иллюзия омраченного неведением сознания, возникающая вследствие непрерывного вращения дхарм (учение о ежемгновенной изменяемости всего сущего). Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-следственных зависимостей, чем обрекает себя на постоянное страдание (учение о сансаре). В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к успокоению дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).
Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.
Веданта и Миманса | Онтология: Брахман-Атман как субстанциальное основание космоса. Психология: Высшее психическое начало – индивидуальный Атман как элемент абсолютного. Гносеология: Основной источник познания – священные тексты (веды, «Бхагавадгита», «Брахмасутра»). Сотериология (спасение): Мокша как результат следования дхарме и соблюдения ритуалов. |
Санкхья и Йога | Онтология: Дуализм духовного начала и (Пуруши) и природно-материального (Пракрити), образованного соединением трех гун (психофизических энергий). Психология: Сложная иерархическая структура психики, образованная путем последовательного проявления Пуруши в гунной материи. Гносеология: Три источника познания – восприятие, логика и умозаключенние. Цель познания – очищение и просветление сознания. Сотериология (спасение): Мокша как осовобождение от гунной зависимости. Три пути к освобождению: йога познания, йога сердца, йога действия. |
Вайшешика и Ньяя | Онтология: Субстанция (дравья) как субстрат качества и действия. Особый интерес – учение об атомах, определяющих характеристики физических элементов и объектов. Психология: Иерархия психики выстраивается «снизу»: от чувственных способностей к интеллектуальным. Атман (сознания, Я) зависти от тела. Гносеология: Четыре источника познания: восприятие, сравнение, доказательство и вывод.Сотериология (спасение): Мокша как освобождение Атмана (Я) от страдания (привязанностей, желаний, волнений). |
Буддизм | Онтология: Основа мира – пустота (шунья). Видимый мир и сансара образуются вследствие волнения («зависимого возникновения») дхарм (мельчайшие психофизические элементы энергии). Психология: Отрицание субстанциальности души (анатман) как вечного и неизменного начала. Гносеология: Рассмотрение внешнего мира как иллюзии(майя) и акцент на практика созерцательного размышления (медитации). Сотериология (спасение): Учение о 4 «благородных истинах»: 1) о страдании (жизнь в мире полна страданий); 2) о причине страданий (желания); 3) о прекращении страданий (нирване); 4) о пути к прекращению страданий (восьмеричный путь) |
Джайнизм | Онтология: Две основные субстанции – джива (душа, все живое) и аджива (не-душа, неживое). Психология: Две формы бытия души (дживы): совершенное и несовершенное, связанное с материей (адживой) и кармой. Гносеология: Два вида познания: несовершенное и совершенное (интуиция) Сотериология (спасение): Аскетизм, элементом которого является принцип ахимсы (непричинения вреда всему живому). |
Локаята | Онтология: Мир образуется соединенем 4 элементов: З, В, О, Воздуха. Психология: Отрицание бессмертия души и кармы. Человек и сознание производны от 4 элементов). Гносеология: Ощущения как основной источник познания Сотериология (спасение): Смысл жизни в достижении счастья (удовольствия, наслаждения) |
№ 6. Философские учения Древнего Китая
Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.
Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфуцианстве, возникновение которого (VI в. до н. э.) знаменовало начало золотого века китайской философии, известного как период «ста школ» (VI-III вв. до н. э.). Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа «инь-ян» и школа имен.
Конфуцианство | Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией. Основатель конфуцианства – легендарный мудрец Конфуций (551-479 гг. до н. э.), суждения и афоризмы которого собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания – вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие – жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в соответствии с «принципом взаимности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Конкретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуалу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одновременно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мотивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным выполнением тех обязанностей, которые ему предписаны небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобающее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступала семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель – это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Поднебесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». |
Легизм | Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель ГуаньЧжун имоизмаМо Ди). Легисты (законники)(основатель – ГуаньЧжун)отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть, широко использующая поощрения и, в особенности, наказания для воздействия на население. |
Моизм | Моисты (основатель – Мо Ди), напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов. |
Школа имен | Школа имен (основатель Гунсунь Лун), называемая также школой логиков («спорщиков»), центрировалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени (слова, понятия), настаивая на необходимости корректного употребления последних и приведения их в соответствие с реальными объектами. |
Школа «Инь-ян» | Учение об инь-ян восходит к древнейшему китайскому источнику –«И цзин» («Книге перемен»), который формируется в конце I - начале II тыс. до н. э. Ян– это светлое, мужское начало, инь– темное, женское. Существуя в постоянном противоборстве, они, подобно свету и тьме, способны переходить друг в друга, задавая универсальную бинарную структуру бытия и определяя универсальный пульсирующий ритм Вселенной. Комбинации инь-ян образуют 64 гексаграммы, посредством которых в «И цзин» описываются основные состояния космоса и Поднебесной. Соединение инь-ян происходит в ци– универсальной жизненной энергии, сгущение и разрежение которой способствует возникновению и исчезновению конкретных явлений. Данные базовые натурфилософские понятия дополняются школой инь-ян учением о пяти элементах (у син): воде, огне, металле, дереве, почве, которые, обуславливая материально-качественные характеристики вещей, становятся базовой классификационной матрицей в китайской культуре. |
Даосизм | Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был даосизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала каноническим даосским текстом. Центральное понятие даосизма –дао (букв. – путь, дорога), обозначающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, дао–это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека – это следование дао, согласование своего поведения с абсолютнымдао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение принципа у вэй (букв.–недеяние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуцианству, духовного полюса китайской культуры. |
В целом, китайскую философию характеризует:
Ø традиционализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип организации философских школ и текстов;
Ø литературно-афористичный стиль изложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.
№ 7. Древнегреческая философия: специфика и основные проблемы
Этапы | Школы, представители | Идея космоса |
Ранняя греческая философия (досократики) (6-5 вв. д. н. э.) | · Милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), к ней примыкают Гераклит, Эмпедокл; · Пифагореизм; · Элейская (Парменид, Зенон); · Атомизм (Левкипп, Демокрит). | Натурфилософский космологизм (космос как источник единства и многообразия мира растворяется в природе) |
Античная классика (5-сер. 4 вв. до н. э.) | Греческое Просвещение: · Софисты (Горгий, Протагор, Гиппий и др.); · Сократ Зрелая классика · Платон; · Аристотель | Метафизическая интерпретация космоса (космос как сфера умопостигаемого, вечного, единого и совершенного бытия противопоставляется миру видимому, становящемуся, множественному) |
Эллинистическая философия (4-1 вв. до н. э.) | · Стоицизм (Зенон, Хрисипп); римские – Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий; · Эпикуреизм; · Скептицизм (Пиррон) | Антропокосмизм (перенос акцента из метафизики в этику: человек как микрокосм отражает в себе гармонию макрокосма, постижение которой обеспечивает знание добродетели и следование ей) |
У древних греков космос почитался как наилучшее произведение искусства, пронизанное гармонией, симметрией, ритмом. Поэтому античная философия стремилась к полноте и целостности знания, к его рационально-логической обоснованности, и в качестве своего идеала она рассматривала аксиоматико-дедуктивное строение геометрии. Философия понималась как высший род умозрения, «любовь к мудрости», которая возвышает людей и заставляет их стремиться к добродетели и совершенству богов.
Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (7 - 5 вв. до н. э.). В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.
На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Среди ранних натурфилософских концепций выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах, выражавшие плюралистическую модель природы.
В учении знаменитого Пифагора был осуществлен переход от идеи генетического единства космоса к поиску его сущностного и структурного единства. Он сформулировал идею: «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Идея единого космоса, организация и порядок которого в принципе могут быть сформулированы математически, получила плодотворное развитие в европейской философии и науке.