С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Господу миров, и мир нашему Пророку Мухаммаду. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними во благе, до самого Судного дня.
Мы хотим разъяснить вам убеждения наших праведных предшественников и правильное отношение к аятам, содержащим Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха.
Знайте, что излишнее углубление в тему Имён и Атрибутов и множество вопросов по этому поводу относятся к нововведениям, которые не одобряли наши праведные предшественники.
Знайте также, что согласно Корану, для правильного отношения к этим аятам, необходимо придерживаться трёх основ. Кто придерживается их, тот соответствует в своих убеждениях убеждениям Посланника Аллаха , его сподвижников и наших праведных предшественников. А кто отказывается придерживаться хотя бы одной из упомянутых основ, тот впал в заблуждение.
Первая основа: убеждённость в том, что атрибуты Всевышнего Аллаха не имеют никакого сходства с атрибутами творений и не подобны им ни в чём. Эту основу подтверждают Слова Всевышнего:
ﭽ ﭡ ﭢ ﭣﭤ ﭼ «Нет ничего подобного Ему»;[31]
ﭽ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭼ «И нет никого, равного Ему»;[32]
ﭽ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤﭥ ﭼ «Никого не сравнивайте с Аллахом».[33]
Вторая основа: вера в те описания, которые дал Сам Себе Всевышний Аллах. Ведь никто не знает об Аллахе лучше, чем Он Сам. Аллах сказал: «Вы знаете лучше или Аллах?».[34] А также вера в описания, которые дал Всевышнему Посланник Аллаха , потому что никто не знает об Аллахе (после Самого Аллаха) лучше, чем Его Посланник . Всевышний Аллах сказал о нём: ﭽﭛ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥﭼ «Он не говорит по пристрастию. Поистине, это только Откровение, которое внушается ему».[35]
Каждый разумный и достигший совершеннолетия мусульманин (мукалляф) обязан верить в те описания, которые дал Себе Всевышний Аллах и которые дал Ему Его Посланник , а также в то, что Атрибуты Всевышнего не имеют никакого сходства с качествами творений.
Кто отрицает хотя бы одну из этих основ, тот впал в заблуждение. Поистине, лишь безумец и невежда может решиться на подобную дерзость — отрицать описание, которое дал Себе Всевышний Аллах! Всевышний Аллах дал Себе описания, указывающие на совершенство и отсутствие изъянов. Так как же может человек отрицать какое-либо из этих описаний и утверждать, что оно не приличествует Всевышнему и указывает на наличие у Него недостатков?! И, тем не менее, находятся люди, которые произвольно истолковывают эти описания, уводя их от их истинного значения, или просто отрицают их и придумывают им замену, которая не обоснована ни Кораном, ни Сунной. Пречист Всевышний! Поистине, эти люди возводят великий навет на Аллаха…
Не менее безумен и невежествен тот, кто считает, что между Атрибутами Всевышнего и качествами Его творений существует какое-либо сходство. Такой человек — заблудший, отклонившийся от истинного пути. А кто уверовал во все Атрибуты Всевышнего и в то, что между ними и качествами Его творений нет и не может быть никакого подобия, тот является верующим, обладателем правильных убеждений, избежавшим заблуждения в виде уподобления (ташбих) и отрицания (та‘ты-ль). Всевышний Аллах сказал:
ﭽ ﭡ ﭢ ﭣﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨﭼ «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».[36] Этот аят заключает в себе великое знание, устраняющее все сомнения и дающее ответ на все вопросы по этой теме.
Обратите внимание: Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему», но потом добавил: «И Он — Слышащий, Видящий». Известно, что творения также обладают слухом и зрением. Всевышний Аллах как будто указывает нам на то, что мы не должны отрицать наличие у Него таких Атрибутов, как слух и зрение, под тем предлогом, что творения также обладают слухом и зрением, и что утверждение их наличия у Аллаха будет означать Его уподобление творениям. Он сказал это, чтобы мы, неправильно поняв принцип «Нет ничего подобного Ему», не подумали, что если творения слышат и видят, то это означает, что у Аллаха не может быть слуха и зрения. Таким образом, мы должны верить, что нет ничего, подобного Аллаху, и, в то же время, верить в то, что Он — Слышащий, Видящий.
Итак, у Всевышнего есть Атрибуты, приличествующие Ему и указывающие на Его совершенство, а у творений есть качества, подходящие для их положения. Это истина, не вызывающая сомнений. Атрибуты Всевышнего выше и совершенней того, чтобы иметь какое-то сходство с качествами творений.
Кто отрицает какой-либо из Божественных Атрибутов, о которых сообщил нам Сам Всевышний, тот как будто утверждает, что знает об Аллахе больше, чем Он Сам. Конечно же, это великая ложь! А кто уподобляет один из Атрибутов Аллаха качеству творений, тот является заблудшим, отклонившимся от истинного пути безумцем, на которого распространяются Слова Всевышнего: ﭽ ﮝ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﭼ
«Клянёмся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров».[37] Приравнивающий Господа миров к творениям – не иначе как умалишённый.
Знайте также, что последователи калама, увлекшиеся тем, что они именуют умозрительными доводами и опирающиеся в своих суждениях на правила логики, разделили Атрибуты Всевышнего на шесть категорий:
— Самостные атрибуты (Ас-сыфат ан-нафсиййа);[38]
— Атрибуты смыслов (Сыфат аль-ма‘ани);
— Смысловые (качественные) (Ас-сыфат аль-ма‘навиййа);[39]
—Атрибуты действия (Ас-сыфат аль-фи‘лиййа);[40]
— Указывающие на отрицание (Ас-сыфат ас-сальбиййа);[41]
— Объемлющие (Ас-сыфат аль-джами‘а).[42]
Что же касается внесущностных атрибутов[43] (ас-сыфат аль-идафиййа), то они, по их мнению, есть нечто относительное, не существующее в реальной внешней действительности. Этим своим утверждением они создали множество неясностей и явных заблуждений.
Внесущностные атрибуты (ас-сыфат аль-идафиййа), то есть такие атрибуты, проявление которых связано с тем, что вне сущности Аллаха, и атрибуты действия пересекаются друг с другом и частично совпадают. Это объясняется тем, что каждый атрибут действия, отражающийся на творениях, имеющий влияние, переходящее на них (например, создание, оживление, умерщвление), является внесущностным. Однако не каждый внесущностный атрибут является атрибутом действия. Между ними есть и общность и разница (специфичность). Некоторые атрибуты являются одновременно и внесущностными атрибутами и атрибутами действия. В качестве примера можно привести такие атрибуты, как создание, оживление, умерщвление. Что же касается, к примеру, такого атрибута как «вознесение» (аль-истива), то он является лишь атрибутом действия. Напротив, то, что Аллах существовал, прежде всего, равно как и то, что Он пребывает над всем, является внесущностным атрибутом, но не относится к атрибутам действия.
Для всякого, кто знаком с правилами калама и логики, не является секретом, что использование термина «самостный» (ан-нафсиййа), применительно к каким-либо Божественным атрибутам, недопустимо и представляет собой дерзость в отношении Всемогущего Аллаха, масштабы которой известны лишь Ему Самому. Конечно, последователи калама в данном случае подразумевают под «самостью» значение, являющееся верным в отношении Аллаха, а именно – «существование». Однако применение каких-то двусмысленных терминов, которые могут внушить человеку запрещенное и неправильное понимание там, где речь идет об Аллахе, не допустимо, пусть даже под ними и подразумевается некий верный смысл.
Самостные качества, согласно терминологии логики и калама, не могут представлять собой ничего иного, кроме как указания на принадлежность к «виду» («аль-джинс») или «подвидовую особенность» («аль-фасль»). Примером принадлежности к виду является такая характеристика человека как «живое существо», а примером подвидовой особенности – такая его характеристика как «речь». Вид, как это известно из терминологии логики и калама, есть некая общность между разными по сути единицами, как, например, характеристика «живое существо» применительно к человеку, лошади и ослу. Что касается «подвидовой особенности», то она представляет собой самостное качество некоторых представителей вида, которое отличает их от остальных его представителей. Примером может служить такое качество человека, как «речь». Она является самостным качеством, отличающим человека, например, от лошади, которая сходится и соучаствует с ним в таких вещах как телесность, материальность, рост, обладание чувствительностью. Описывать Аллаха чем-то из разъясненных нами терминов – величайшая дерзость и кощунство в отношении Всевышнего, потому что Он – единственный в Своей Сущности, Своих атрибутах и действиях. Между Ним и другими нет никакого соучастия ни в чем, что касается Его Сущности и Атрибутов, и потому применение к нему понятий, касающихся видов и подвидов, невозможно. Он Пресвят и премного выше этого. Вид (аль-джинс) – это доля общности между разными сущностями, а подвидовая особенность (аль-фасль) – то, что отделяет некоторые сущности, относящиеся к этой общности и соучаствующие в ней, от других. Пресвят Аллах и премного выше того, чтобы использовать применительно к Нему подобные термины!
Далее мы хотим указать на то, что в Коране Всевышний Аллах описывается атрибутами, упоминаемыми в этой классификации, и такими же качествами описываются некоторые его творения. То есть, данные качества есть и у Творца небес и земли, и у Его творений, однако Его Атрибуты и их качества не похожи друг на друга и между ними нет ничего общего. Атрибут Всевышнего соответствует Его совершенству и величию, тогда как качество творения соответствует его несовершенству, слабости, неспособности существовать самостоятельно и постоянной потребности в ком-то или в чём-то. Между Атрибутом Творца и одноименным качеством творения такая же разница, как между Сущностью Творца и сущностью творения.
Атрибуты смыслов (сыфат аль-ма‘ани) в терминологии последователей калама – это такие атрибуты, которые указывают на наличествующие смыслы, характеризующие Сущность Всевышнего.[44] Тот калам, который сегодня изучается большинством мусульман почти во всех странах мира, признает из этих атрибутов только семь. Все остальные отрицаются ими и подвергаются истолкованию. (В дальнейшем мы упомянем отвергаемые ими атрибуты и приведем доказательства на них из Корана).
Вот эти семь Атрибутов: Могущество, Воля, Знание, Жизнь, Слух, Зрение, Речь. Му‘тазилиты отрицают и эти семь атрибутов, признавая только соответствующие им определения. Они говорят: «Аллах – Могущественный Сам по Себе, Слышащий Сам по Себе, Знающий Сам по Себе, Живой Сам по Себе, но при этом не имеет ни могущества, ни знания, ни жизни, ни слуха, ни зрения». Согласно их мнению, признание наличия у Всевышнего этих атрибутов это утверждение, что помимо Аллаха есть еще и что-то другое, что существовало изначально. Конечно же, любому разумному человеку понятно, что такое воззрение содержит в себе противоречие и является заблуждением. Если кто-то не характеризуется знанием, то его нельзя назвать знающим. Абсурдность слов «Знающий без знания», очевидна для каждого мало-мальски разумного человека.
Итак, поговорим о тех семи атрибутах, которые признают последователи калама.
1. Могущество (аль-кудра). Они признают, что Аллах — Могущественный, и обладает таким Качеством, как Могущество. Всевышний говорит в Своей Книге: ﭽ ﮕ ﮖ ﮗ ﮘ ﮙ ﮚ ﮛﭼ «Поистине, Аллах – Всемогущий».[45] Мы твердо убеждены в том, что могущество Всевышнего таково, что соответствует Его совершенству и величию.
Между тем, некоторые Свои творения, Всевышний также характеризует могуществом и силой.[46] Он сказал:
ﭽ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧﮨ ﭼ «Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы обрели могущество над ними».[47] Как видим, в этом аяте качество «могущество» отнесено к творениям.
Мы твердо знаем, что все сказанное в Коране — истина, и что Всевышний Аллах обладает Могуществом, которое соответствует Его совершенству и Его величию, а творения – могуществом и силой, соответствующими их несовершенству, слабости и тленности. И между Могуществом Творца и могуществом творений такая же разница, как между Сущностью Творца и сущностью творений, то есть, они ни в чем не подобны друг другу.
2, 3) Слух, Зрение (ас-сам’, аль-басар). Всевышний говорит о том, что Он — Слышащий, Видящий, во многих аятах Корана. Например, Он сказал: ﭽ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭼ «Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий».[48] Он также сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».[49]
И в то же время Он указывает на то, что творения тоже слышат и видят. Он сказал:
ﭽ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲﭼ «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим».[50] Кроме того, Он сказал:
ﭽ ﰅ ﰆ
ﰈ ﰉﰊ ﰋ ﰌ
ﰎ ﰏ ﰐ ﰑ ﭼ «Как же ясно они будут слышать и видеть в тот день, когда они явятся к Нам!».[51]
Мы не сомневаемся в том, что все, что сказано в Коране — истина. У Аллаха есть Слух и Зрение, настоящие, соответствующие Его совершенству и Его величию. И у творений тоже есть зрение и слух, однако их зрение и слух соответствуют их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Слухом и Зрением Творца и слухом и зрением творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.
4) Жизнь (аль-хайа). Аллах упоминает в Коране о том, что Он — Живой.
Он сказал:ﭽ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩﮪ ﯾﭼ «Аллах — нет истинного божества, кроме Него — Живого, Поддерживающего жизнь».[52]
Он также сказал:ﭽ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ ﭼ «Он — Живой, нет истинного божества, кроме Него».[53]
Он также сказал: ﭽ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭼ «И уповай на Живого, Который не умирает».[54]
Кроме того, Он говорит, что некоторые из Его творений тоже живые: ﭽ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣﭼ «…и сотворили все живое из воды».[55] Он также сказал:
ﭽ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭼ«Мир ему[56]в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда будет воскрешен к жизни!».[57] Он также сказал:
ﭽﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴﭼ «Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого».[58]
Из этих аятов мы делаем вывод, что у Аллаха есть такой Атрибут как Жизнь, настоящая, соответствующая Его совершенству и Его величию. Многие творения тоже живые, однако, их жизнь соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Жизнью Творца и жизнью творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.
5) Воля (аль-ирада). Всевышний также сказал о Себе, что у Него есть Воля: ﭽ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﭼ «Он вершит, что пожелает[59]»;[60]
ﭽ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﭼ «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается».[61]
Он упомянул также о том, что у некоторых творений тоже есть воля: ﭽ ﯧ ﯨ ﯩ ﭼ «Вы желаете мирских благ»;[62]
ﭽ ﯣ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﭼ «Они просто хотели сбежать»;[63]
ﭽﭑﭒﭓﭔﭕﭼ«Они хотят погасить свет Аллаха».[64]
Мы не сомневаемся в том, что у Аллаха есть Воля, настоящая, соответствующая Его совершенству и величию. У творений тоже есть воля, однако их воля соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Волей Творца и волей творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.
6) Знание (аль-ильм). Всевышний сказал о Себе, что у Него есть Знание: ﭽ ﯽ ﯾ ﯿ ﰀ ﰁﭼ «…и Аллах знает о всякой вещи»;[65]
ﭽ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﮔﮕ ﮖ ﮗﮘ ﭼ «Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию»;[66] ﭽ ﮐ ﮑ ﮒﮓ ﭼ «Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания».[67]
Он также сказал, что и у творений есть знание:
ﭽ ﰀ ﰁ ﰂ ﰃ ﭼ «Они обрадовали его вестью о знающем мальчике»;[68] ﭽ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﭼ «Воистину, он обладал знанием, поскольку Мы научили его».[69]
Мы не сомневаемся в том, что у Аллаха есть Знание, настоящее, соответствующее Его совершенству и Его величию. У творений тоже есть знание, однако их знание соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Знанием Творца и знанием творений такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.
7) Речь (аль-калям). Всевышний также сообщил нам о том, что Он говорит. В Коране сказано: ﭽﭹﭺﭻﭼﭽﭼ
«Аллах говорил с Мусой».[70] А также сказано:
ﭽ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲﯳﭼ «Предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха».[71]
Всевышний также указал, что и Его творения могут говорить: ﭽ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭼ «Побеседовав с ним, он сказал: “Сегодня при нас ты обрел положение и доверие”»;[72] ﭽ ﮤ ﮥﭼ «И с Нами будут говорить их руки».[73]
Мы не сомневаемся в том, что Аллах действительно говорит, обладает атрибутом речи в буквальном смысле этого понятия, и Его речь соответствует Его совершенству и величию. Творения тоже говорят, однако так, что это соответствует их слабости, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между тем, как говорит Творец, и тем, как говорят творения, такая же разница, как между Его Сущностью и сущностью творений.
А теперь поговорим об атрибутах, указывающих на отрицание.
Атрибуты, указывающие на отрицание (ас-сыфат ас-сальбиййа) – это, согласно определению последователей калама, качество, указывающее на полное отсутствие чего-либо. То есть они указывают на отсутствие у Аллаха чего-либо, не подобающего Ему, и не указывают на какие-то существующие смыслы, неотъемлемые от Его сущности.
По мнению последователей калама, таких Качеств пять:
1. Изначальность (аль-кидам). Это означает, что у существования Аллаха нет начала.
2. Вечность (аль-бака). Это означает, что Аллах вечен, у Его существования нет конца.
3. Отличие от творений (мухаляфатун ли-ль-хавадис). Это означает, что Всевышний не подобен творениям.
4. Единственность (аль-вахданиййа). Это означает отсутствие множественности или многочисленности.
5. Самодостаточность (аль-гина аль-мутлак).[74] Это означает, что Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, и существует Сам по Себе. Что касается последователей калама, то они, давая определение самодостаточности, говорят: Аллах, не нуждается в создателе (мухассис) и не является качеством, нуждающимся для своего воплощения в какой-либо сущности (махалль).
Изначальность )аль-кидам) – термин калама, указывающий на существование, которому не предшествовало небытие, точнее на отсутствие небытия перед существованием. Это понятие имеет более конкретизированное значение, чем понятие «аль-азалиййа» («извечность»), которое означает, что нечто не имеет начала, но при этом может быть как существующим (Сущность Аллаха и Его Атрибуты), так и несуществующим. Например, существованию нашего мира предшествовало извечное небытие, не имеющее начала. Изначальность же в терминологии последователей калама указывает на что-то, не имеющее начала, но обязательно существующее (Сущность Аллаха с присущими ей Атрибутами, указывающими на совершенство и величие).
Качества «аль-кидам» и «аль-бака», которыми последователи калама характеризуют Аллаха и на которые, как они говорят, указывают Его слова ﭽ ﯴ ﯵ ﯶﭼ «Он — Первый и Последний»,[75] используются в Коране применительно к некоторым творениям. Например, Всевышний говорит:
ﭽﯸ ﯹ ﯺ ﯻﯼ ﯽ ﯾﭼ «Они сказали: “Клянемся Аллахом, ты пребываешь в своем изначальном (давнем) заблуждении”»;[76] ﭽ ﯱﯲ ﯳﭼ «…подобна старой[77]пальмовой ветви»;[78] ﭽﯛ ﯜ ﯝ ﯞﭼ «…вы и ваши давние предки[79]».[80]
Он также сказал: ﭽ ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭼ «…и сделали оставшимися[81]только его потомство»;[82]
ﭽﭷ ﭸ ﭹﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾﭿ ﭼ «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха,[83]– вечно».[84] Естественно, что атрибуты «аль-кидам» и «аль-бака», которыми описали Всевышнего последователи калама, не похожи на одноименные качества Его творений.
Необходимо отметить, что Всевышний Аллах в Коране не использует для указания на свою изначальность слово «аль-кидам».[85] Некоторые предшественники считали нежелательным приписывать Ему этот Атрибут, поскольку слово «аль-кидам» и его производные (кадим, акдам и др.) в арабском языке могут употребляться также для обозначения чего-то старого, но когда-то не существовавшего (например: «…подобна старой (кадим) пальмовой ветви»;[86] «Ты пребываешь в своем изначальном (кадим) заблуждении”»;[87] «…вы и ваши давние (акдамун) предки».[88]
Есть хадис, в котором указывается на это описание, однако ученые расходятся во мнении относительно его достоверности. Аль-Хаким приводит в книге «Аль-мустадрак» некоторые сообщения, в которых «аль-Кадим» упоминается в числе имен Аллаха.[89] В хадисе о том, какие слова следует произносить при входе в мечеть, говорится: «Прошу защиты у Великого Аллаха, Его благородного Лика и древней (кадим) власти от Шайтана побиваемого».[90]
Всевышний указал в Коране на то, что Он – Первый и Последний, сказав: «Он — Первый и Последний, Явный и Скрытый».[91] Однако, те же описания Он применяет и к Своим творениям: ﭽ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﭼ «Разве мы не погубили первых (первые поколения)? Вслед за ними Мы отправили последних (последующие поколения)».[92] Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.
Если говорить о Единственности и Самодостаточности Аллаха, то Аллах сказал о Себе, что Он — Единственный (Вахид): ﭽﯽ ﯾ ﯿﭼ «Ваш Бог — Бог Единственный».[93] Это же описание Он применяет и к Своим творениям: ﭽ ﮪ ﮫ ﮬﭼ «Их орошают одной (вахид) водой».[94]
Он также сказал о Себе, что Он — Самодостаточный, Богатый (аль-Ганий), не нуждается ни в чем и ни в ком, и ни от кого, и ни от чего не зависит:
ﭽ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﭼ «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый (Самодостаточный), Достойный хвалы»;[95]
ﭽ ﮤ ﮥﮦ ﮧ ﮨﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﭼ «Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах — Богатый (Самодостаточный), Достойный хвалы».[96] То же слово Он употребляет, когда речь идет о некоторых из Его творений:
ﭽ ﯺ ﯻ ﯼ ﯽﯾ ﭼ «Кто богат (гани), пусть воздержится»;[97] ﭽ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭝ ﭞ ﭟﭠ ﭼ «Если они бедны, то Аллах сделает их богатыми из Своей милости».[98]
Все эти качества Аллах применил в Коране к Самому Себе и к Своим творениям. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.
А теперь перейдём к другой группе Атрибутов – смысловым или качественным (Ас-сыфат аль-ма‘навиййа). Ас-сыфат аль-ма‘навиййа объясняют, каким образом относятся к Аллаху упомянутые нами выше семь Атрибутов смыслов (Сыфат аль-ма‘ани).
Последователи калама выделяют семь таких атрибутов (по числу атрибутов смыслов): Могущий (Кадир), Соизволяющий (Мурид), Знающий (‘Алим(, Живой (Хайй), Слышащий (Сами’(, Видящий (Басыр), Говорящий (Мутакаллим). Таким образом, каждому из семи атрибутов смыслов, по их утверждению, соответствует отдельный смысловой (качественный) атрибут. На самом деле нет никаких оснований выделять эти атрибуты в отдельный вид, потому что это те же атрибуты смыслов, только выраженные в форме качественных прилагательных или причастий. Однако последователи калама настаивают на необходимости упоминания этих атрибутов,[99] основываясь на том, что каждый из них представляет собой особое состояние - аль-халь аль-ма’навиййа, которое является промежуточным положением между существованием и небытием.
Очевидно, что это — глупость и выдумка, и разум никогда не согласится с существованием промежуточного положения между двумя несовместностями – бытием и небытием. Все, что не является существующим, непременно является отсутствующим, а все, что не является отсутствующим, обязательно является существующим, и это понимает любой разумный человек. Из этого вытекает, что примеры, приведенные при рассмотрении атрибутов смыслов, подходят и при рассмотрении смысловых атрибутов. Мы уже привели примеры из Корана, в которых Создатель описывается как Могущий, Живой, Соизволяющий, Слышащий, Видящий, Говорящий. Мы также привели примеры, где одноименными качествами описываются творения. Это не означает, что мы должны отрицать Атрибуты Всевышнего во избежание их уподобления качествам творений. Нет, мы верим во все описания, которые дал Себе Всевышний Аллах, будучи убеждёнными в том, что между Атрибутами Аллаха и одноимёнными качествами творений нет никакого сходства и подобия, и что Атрибуты Всевышнего совершенны, тогда как качества творений соответствуют их несовершенству и отсутствию у них самодостаточности. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. И между Атрибутом Творца и качеством творения такая же разница, как и между Сущностью Творца и сущностью творения, то есть, у них нет ничего общего.
Перейдём к следующей категории Атрибутов Всевышнего. Это Атрибуты, указывающие на действия (Ас-сыфат аль-фи‘лиййа).
Их в Коране упоминается достаточно много — как в отношении Творца, так и в отношении творений. Конечно же, описание, которое дал Всевышний Себе, соответствует Его Совершенству и Его величию, тогда как одноименные качества творений соответствуют их тленности, несовершенству, слабости и постоянной потребности в ком-то или в чем-то. Вот некоторые из этих Атрибутов.
1 — Предоставление удела (ар-ризк): Всевышний Аллах говорит о Себе, что Он дарует удел (ризк) Своим творениям:
ﭽ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋﭼ
«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий могуществом, Крепкий»;[100]
ﭽ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﯸ ﯹ ﯺﯻ ﯼ ﯽ ﯾ ﯿ ﰀ ﰁﰂ ﰃ ﰄ ﰅ ﰆ ﭼ
«Скажи: Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел»;[101]
ﭽ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﭼ «Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”».[102]
Это же описание Всевышний применил и к некоторым из Своих творений:
ﭽ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭼ
«Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то даруйте им удел из него»;[103]
ﭽ ﯔ ﯕ ﯖ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﯤ ﭼ
«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Предоставляйте им удел из него и одевайте их»;[104]
ﭽ ﯗ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜﯝ ﭼ «А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать матери ее удел (питание и одежду)».[105]
Несомненно, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.
2 — Совершение чего-либо (аль-‘амаль): Аллах говорит о Себе, что Он выполняет некоторые действия, то есть делает или совершает нечто:
ﭽ ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭝ ﭼ «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют?».[106]
О Своих творениях Он также сказал, что они совершают нечто: ﭽ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭼ «Вам воздается только за то, что вы совершали».[107] И, конечно же, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.
3 — Обучение (ат-та’лим): Всевышний Аллах сказал о Себе, что Он учит Свои творения:
ﭽ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﭼ «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться»;[108] ﭽ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﮓ ﭼ «Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал»;[109]
ﭽ ﯸ ﯹ ﯺ ﯻ ﯼﯽ ﯾ ﯿ ﰀ ﰁ ﰂ ﰃ ﭼ
«…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!».[110]
О некоторых из Своих творений Он говорит, что они тоже обучают:
ﭽ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭼ
«Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости».[111] А вот сразу два вида примеров в одном аяте: ﭽ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦﮧ ﭼ «…которых вы обучаете части того, чему обучил вас Аллах».[112]
4 — Оповещение (аль-инба): Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Он оповещает, и Его творения тоже оповещают:
ﭽ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﭼ
«Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”».[113] Несомненно, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.
5 — Дарование (аль-‘ита): Аллах сказал о Себе, что Он дарует. Например, Он сказал: ﭽ ﯤ ﯥ ﯦ ﯧﯨ ﭼ «Он дарует мудрость, кому пожелает»;[114]ﭽ ﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜﯝ ﭼ «…и чтобы одарил Своей милостью каждого милостивого».[115]
Всевышний говорит о Своих творениях, что они также дарят: ﭽ ﭗ ﭘ ﭙ ﭼ «…и если одной из них вы подарили кантар…»;[116] ﭼ ﭽﮣ ﮤ ﮥ ﮦﮧ «Даруйте женщинам их приданое полностью».[117] Хотя, конечно же, это действие Аллаха отличается от одноименного действия Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.
У нас осталась ещё одна категория Атрибутов Всевышнего. Это объемлющие Атрибуты (Ас-сыфат аль-джами‘а). К ним относятся такие атрибуты, как: Возвышенность, Величие, Власть, Гордость, Величественность, Мощь, Сила и так далее.
1, 2 — Возвышенность и Величие. Всевышний сообщил нам о наличии у Него этих Качеств:
ﭽ ﯷ ﯸ ﯹﯺ ﯻ ﯼ ﯽ ﯾ ﭼ «…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий».[118] Он также сказал:
ﭽ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽ ﭼ «Воистину, Аллах — Возвышенный, Великий»;[119] ﭽﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﭼ «Он — Знающий сокровенное и явное, Великий, Высочайший».[120]
Он также сказал, что величие является качеством и некоторых Его творений:ﭽﭪ ﭫ ﭬ ﭭ ﭮ ﭯ ﭼ «Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна великой горе»;[121]
ﭽ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭼ «Воистину, вы говорите слова великие по своей чудовищности»;[122] ﭽ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭼ «…и у нее есть великий трон».[123] Он также применяет такое качество, как возвышенность к Своим творениям: ﭽ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﭼ
«Мы вознесли его на место возвышенное».[124] Он также сказал о некоторых Своих творениях, что они велики:
ﭽ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞ ﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣ ﭼ «И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда»;[125] ﭽ ﭻ ﭼ ﭽ ﭾ ﭿ ﭼ «Нет! Это содеял самый возвеличиваемый из них, вот этот».[126]
Естественно, эти Атрибуты Всевышнего — Возвышенность, Величие и так далее — отличаются от одноименных качеств Его творений точно так же, как отличается Сущность Всевышнего от сущности любого творения. Между ними нет и не может быть никакого сходства.
3 — Власть: Всевышний сказал о Себе, что Он — Властелин:
ﭽﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜ ﭼ «То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Лишенного недостатков»;[127] ﭽ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵ ﭶ ﭼ «…на седалище истины у Всемогущего Властелина».[128]
Однако Он также сказал, что и среди Его творений есть обладающие властью: ﭽ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﭼ «Властитель сказал: “Я видел как семь тучных коров…”»;[129]
ﭽ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬﮭﭼ «Властитель сказал: “Приведите его ко мне!”»;[130] ﭽ ﮝ ﮞ ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ ﮣ ﮤ ﭼ «Впереди был царь (властитель), который силой отнимал и присваивал все корабли, на которых нет повреждений»;[131]
ﭽ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ ﮒ ﭼ «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь».[132]
При этом — вне всякого сомнения — у Аллаха есть Власть, соответствующая Его совершенству и величию, а у творений — власть, соответствующая их слабости, несовершенству, тленности и постоянной потребности в ком-то или в чем-то.
4, 5 — Аллах сказал о Себе, что Он — Могучий, Гордый:
ﭼ ﭽ ﯚ ﯛ ﯜ «…Могущественного, Могучего, Гордого».[133] Такое же описания Он дал и некоторым из Своих творений: ﭽ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋ ﭼ «Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана»;[134] ﭽ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﭼ «…и хватать людей, подобно деспотичным могучим тиранам»;[135]
ﭽ ﭽ ﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﭼ «Разве не в Геенне обитель возгордившихся?»;[136] ﭽ ﮣ ﮤ ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﭼ «Они молили о победе, и каждый упорный могучий притеснитель оказывался в убытке».[137]
Но, конечно же, эти Атрибуты Аллаха отличаются от одноименных качеств Его творений так же, как отличается Его сущность от сущности Его творений.
6 — Мощь, Могущество. Всевышний сказал о Себе, что обладает этим Качеством: ﭽ ﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ