Методики исследования мышления и интеллекта
Исследование мышления:
Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления(вербальное, образное, практическое)
Комплект состоит из 10 методик, предназначенных для исследования словесно-логического, образного и практического мышления, со стандартными шкалами и получением общего IQ.
Исследование интеллекта:
Тест Д. Векслера
Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.
Взрослый вариант содержит 11 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.
Форма проведения — только индивидуальная.
Детский вариант содержит 12 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты.
Методика позволяет дифференцировать умственную отсталость и задержку психического развития.
Форма проведения — только индивидуальная.
Интеллектуальный тест Р. Кеттелла
Предназаначен для исследования уровня развития невербального (флюидного, по терминологии автора) интеллекта. Состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста. Имеются две параллельные формы. Является тестом скорости.
Форма проведения — групповая и индивидуальная.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Тест разрабатывался Р. Амтхауэром для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
Тест состоит из 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, смысловая память. В результате обработки результатов тестирования возможно получить стандартные оценки вербального, пространственного, числового интеллектов, смысловой памяти, общего интеллекта.
Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Общее время обследования — 90 мин.
Форма проведения — групповая и индивидуальная.
Форма А и форма В.
Тест Дж. Равенна
Предназаначен для исследования уровня развития невербального интеллекта.
Методика, предназначенная для взрослых людей, существует в двух вариантах:
Стандартные Прогрессивные матрицы — содержит 5 серий по 12 матриц (60матриц). Предназначен для испытуемых от 16 до 65 лет.
Продвинутые прогрессивные матрицы содержат две серии: серия I — 12 заданий, серия II — 36 заданий. Данный вариант методики более точно оценивает интеллектуальные способности испытуемых, попадающие в верхние 25 % популяции, и позволяет измерить скорость интеллектуальной работы.
Детский вариант — Цветные прогрессивные матрицы — методики содержит 3 серии по 12 матриц (36 матриц). Предназначен для испытуемых от 5 до 11 лет (цветные матрицы), от 5 до 14 лет и старше 65 лет (черно-белые матрицы).
В классическом варианте является тестом достижений.
Форма проведения — групповая и индивидуальная.
Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена
Методика предназначена для диагностики уровня и структуры социального интеллекта.
Тест, состоящий из 4 субтестов: трех невербальных и одного вербального. В результате обработки ответов испытуемого возможно получение первичных и стандартизованных оценок как социального интеллекта в целом, так и его компонентов: антиципации, невербальной чувствительности, вербальной чувствительности, динамического анализа поведения.
Является тестом скорости.
Предназначен для исследования взрослых людей.
Диагностика эмоционального интеллекта
Опросник предложен Н. Холлом. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»).
Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
В результате обработки получаются оценки как интегративного уровня эмоционального интеллекта, так и уровней составляющих его качеств: а именно эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, саммотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.