Основа мира, согласно Фалесу
Мыслитель считал основой всего воду. Он ее понимал при этом не как персонификацию мифологической силы или конкретную форму, а как текущее, аморфное сосредоточение мысли. В "бесконечной воде", согласно Фалесу, содержится потенциал дальнейшего развития. Путем "разрежения" или "сгущения" этой первоматерии возникает все остальное.
Учение Фалеса о Земле.
С астрономическими и философскими взглядами Фалеса связаны тесным образом его мысли, которые называют в настоящее время географическими и геологическими. Мыслитель считал, что Земля имеет форму диска. С рассмотрением воды как первоосновы было связано его мнение о том, что в бесконечной воде плавает Земля, которая имеет отверстия и поры. Он объяснял землетрясения колебаниями на взволнованной воде. Материалистические взгляды этого мыслителя, как видно, связаны были с развитием науки Античности, в частности астрономии и математики. Однако Фалес не избегал и практики.
Анаксимандр
Вопрос о Земле и о начале мира Самой интересной из астрономических взглядов Анаксимандра является мысль, что наша планета свободно возносится, что она не связана ничем и не удерживается, поскольку одинаково отовсюду отдалена. В этом заключается прообраз геоцентрического взгляда на Вселенную. Также Анаксимандр говорит, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, служащем источником холода и тепла. Этот мыслитель, подобно Фалесу, затрагивает вопрос о начале мира. По его мнению, основой и первоначалом его является что-то беспредельное. Анаксимандр не определял его как воду или что-либо другое. Он учил, что целое остается неизменным, тогда как части его изменяются. Анаксимандр, таким образом, предложил свое архэ. Он ушел в своей философии от материальной определенности. Архэ характеризуется как что-то неопределенное, безграничное.
Анаксимен
Первооснова мира, по мнению Анаксимена
Анаксимен с этой точки зрения, как ранее Анаксимандр и Фалес, выдвигает вопрос о первопричине действия и бытия, об основе мира. Подобно своим предшественникам он полагает первоосновой всего определенный вид материи, а именно воздух. Заметим, что это не просто воздух, а бесконечный, неограниченный, обладающий неопределенной формой. Из него возникает все остальное. Его разрежение приводит к тому, что появляется огонь. Наоборот, сгущение воздуха вызывает ветры, затем тучи, воду, землю и наконец камни. Анаксимен распространяет объяснение того, как возник и развивался мир, и на появление богов. Он отмечает, что воздух является началом всего. Все из него возникает, все божественные и божьи вещи. По его мнению, воздух постоянно колеблется. Анаксимен – это последний представитель Милетской школы. В его трудах можно найти важные особенности, которыми отмечена ранняя греческая философия.
Значение Милетской школы
Эта школа, как видно, стремилась объяснить мир материалистически. Также она пыталась истолковать и отдельные его явления, и его основу, или принцип. Она заложила основы науки, поскольку предложила (впервые) понимание первоосновы мира как чего-то материального.
Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневаются в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы. Однако следующие философские школы Древней Греции обнаруживают, что вопросы о движении, о природе окружающего мира и о путях его познания в действительности являются глубокими философскими проблемами, требующими самого обстоятельного изучения. Эти проблемы остаются в центре внимания философии и в XX веке.
10.Переворот во взглядах на мир в науке и философии в XVII веке.
Познавательной моделью античности был Мир как Космос; и мыслителей волновала скорее проблема идеальной, чем «реальной» природы.
Познавательной моделью средневековья был Мир как Текст; и «реальная» природа также мало заботила схоластов. Познавательной моделью Нового времени стал Мир как Природа.
В Новое время религиозность не исчезла, но она «обратилась» на природу, как на наиболее адекватное, «не замутненное» последующими толкованиями высказывание Бога. Поэтому иногда суть научной революции XVII века интерпретируется как первое прямое и систематическое «вопрошание» Природы. Разработка общезначимой процедуры «вопрошания» — эксперимента и создания специального научного языка описания диалога с Природой — составляет главное содержание научной революции.
Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени.
Разрушение старого Космоса
В каждой революции решаются две проблемы: разрушения и созидания (точнее, разрушения для созидания). В содержательном плане научная революция XVII века ознаменовала собой смену картин мира. Поэтому главной предметной областью проходивших процессов была физика и астрономия.
“Старый космос" — это мир по Аристотелю и Птолемею. Их модели были призваны воспроизвести с максимальной точностью, то что они непосредственно наблюдали на небе, а не истинную картину мира. Космос имеет шаровидную форму, вечен и неподвижен; за его пределами нет ни времени, ни пространства. В центре его – Земля. Он дихотомичен: изменяющийся подлунный мир и совершенно неизменный надлунный. Пустоты нет: в подлунном мире — 4 элемента: земля, вода, воздух, огонь, в надлунном – эфир. Все движения в космосе — круговые, в соответствии с кинематикой Птолемея.
«Новый космос» (по Копернику) начинался с простой модели, совпадавшей с моделью Аристарха Самосского: вращение Земли происходило вокруг оси, центральное положение Солнца — внутри планетной системы. Земля — планета, вокруг которой вращается Луна. Именно эта модель, как пифагорейский символ гармоничного мира вдохновляла и самого Коперника, Галилея, и Кеплера, поскольку соответствовала астрономическим наблюдениям лучше, чем геоцентрическая модель Птолемея. Нельзя сказать, что теория Коперника позволила с большей точностью толковать астрономические наблюдения: в одних отношениях она была более точной, в других менее. А в одном важном отношении она явно противоречила тому, что считалось неоспоримым: она предсказывала наличие параллактического смещения звезд на протяжении года. Ни сам Коперник, ни кто-либо из его предшественников не могли обнаружить такого рода смещений. Коперник объяснял это удаленностью звезд, вследствие чего параллакс слишком мал, чтобы его заметить. Но возникала другая проблема: если при большой удаленность звезд мы их видим достаточно крупными, то по своим размерам они должны превосходить диаметр земной орбиты. Это противоречило здравому смыслу.
Новая модель космоса
Первый «рабочий чертеж» новой модели мира суждено было выполнить Иоганну Кеплеру .В конце концов Кеплеру удалось построить модель Солнечной системы, которая за малым исключением, описывала движение планет и их спутников в пределах точности наблюдений Тихо Браге. Так Кеплер завершил научную программу, начатую последователями Пифагора, и заложил первый камень (вторым — стала механика Галилея) в фундамент, на котором покоится теория Ньютона.
Галилей
Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные — поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов — линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения действующих в ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы.
Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.
Новая картина мира
Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал существование тяготения как универсальной силы — силы, которая одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию.
С помощью трех законов движения (закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и постижимый наукой.
Философия
Первыми «концептуалистами» Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626) и Рене Декарта (1596 — 1650).
Фрэнсис Бэкон — считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.
С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.
Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основные принципы которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни.
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII веке, в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX века.
Декарт-Великий философ, предложивший свою систему координат в математике – декартова — прямоугольная система координат ( хотя у Декарта были и косоугольными и произвольными), предложил и точку отсчета для общественного сознания.
Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи — продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.
Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).
11.Философское учение Анаксагора.
Из трудов Анаксагора до нас дошли лишь фрагменты первой части книги "О природе".
В учении о бытии Анаксагор исходил из позиции стихийного материализма, но оно в значительной степени отличалось от его предшественников, представителей милетской и элейской школ, Гераклита. Если ответ на вопрос о сущности бытия, первооснову мира они искали в подведении многообразия мира под определенный вид материи, то Анаксагор видел ее в признании основой всех вещей бесконечной массы материальных частиц, которые отличаются между собой. Эти частицы он называл "семенами вещей" (подобные частицы - гомеомерии).
Сама материя рассматривалась Анаксагором как вечная, нестворювана и неуничтожима, и, опять же, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцирована. По признанию последнего, Анаксагору удалось приблизиться к решению двух важных проблем, которые были непреодолимым препятствием для его предшественников, в частности элейцы. Это проблемы соотношения единого и множества (качественной многообразия) сущего и признание определенных изменений (возникновение и упадок) при неизменности и вечности бытия. Первую проблему он решал качественной определенностью семена вещей, вторую - введением положения о том, что семена вещей содержится в разных вещах, а потому они могут переходить в другие, соединяться или разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение , или как уничтожение, упадок.
Организацию космоса, образования конкретных вещей Анаксагор рассматривал как закономерный процесс, который чем-то напоминает развитие живого организма. Уже с самого начала в семенах вещей "в общей совокупности заложены все вещи". Находясь в одном зародыше, они развиваются одна из другой, сначала незаметны из-за малой величины "подибнородних частиц", затем разрастаются и постепенно разъединяются. Относительно возникновения живых существ: по мнению Анаксагора, они порождаются во влажной земле благодаря сочетанию семена вещей, которое упало, с каплями дождя, прохождению общих стадий развития, приведенных выше.
Человека Анаксагор считал наиболее разумным живым существом, поскольку она имеет больше органов чувств и руки. Однако при объяснении процесса развития Анаксагор наткнулся на ряд трудностей. Ведь согласно его точке зрения именно семена вещей является инертным, неподвижным, и, чтобы привести их в движение, должна быть причина. Как такую причину семена вещей, как и причины всех вещей вообще, Анаксагор вводит духотворчий принцип упорядочения материального мира, который он называет нус - ум. Разум чище и тоньше всех вещей, ни с чем не смешивается, существует сам по себе и для себя, обладает полным знанием всего, благодаря чему и возникает той причиной, которая обеспечивает порядок, закономерность существования вещей и мира.
Анаксагор был принципиальным сторонником утверждения возможности познания человеком окружающего мира. Основой познания он считал чувственное познание, но не абсолютизировал его. Осознавая, что из-за своей слабости органы чувств не всегда могут быть надежными свидетелями на пути достижения истины, Анаксагор указывал на необходимость корректировки чувственного знания, где только с помощью разума, связанного с чувствами, можно получить "мудрость о окружающий мир", поскольку и "видение неявного есть явное".
Учение Анаксагора было значительным шагом по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизическим материализмом элейцы, а его концепция гомеомерий подготовила почву для атомизма, основателем которого был Левкипп.
12.Философские взгляды Пифагора и его школы.
В своей философии Пифагор придерживался идеализма. Он являлся приверженцем рабовладельческого строя и вставал на защиту аристократии.
Его школа придерживалась тех же взглядов. Пифагор учил, что во главе порядка должна стоять аристократия, а все проявления демократического строя строго осуждал.
Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости - мудрец (софос), а лишь любитель мудрости - любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.
По понятиям Пифагора, кровопролитие приравнивалось, ни много ни мало, к первородному греху, за который, как известно, бессмертная душа изгоняется в бренный мир, где ей суждено блуждать, перепархивая из одного тела в другое. Душе такие бесконечные перевоплощения не по душе, она рвётся на свободу, в небесные сферы, но по невежеству неизменно повторяет греховное деяние.
Если верить Пифагору, освободить душу от бесконечных перевоплощений может очищение. Простейшее очищение заключается в воздержании от излишеств, от пьянства или от употребления в пищу бобов. Так же строго должны соблюдаться и правила поведения: почитание старших, законопослушание. Во взаимоотношениях пифагорейцы во главу угла ставили дружбу, всё имущество друзей должно быть общим. Немногим избранным, как сегодня говорят, наиболее продвинутым, становилась доступной высшая форма очищения - философия, слово это, как мы уже упоминали, а до нас утверждал Цицерон, было впервые употреблено именно Пифагором, называвшим себя не мудрецом, а любителем мудрости. Математика - одна из составных частей религии пифагорейцев, которые учили, что Бог положил число в основу мирового порядка.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир -- значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону - упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “космическую цель - перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.
Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.
Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни. Здоровье - есть соразмерное смешение таковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название “гармония”, став одним из основных понятий их учения: все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь, потому что от него зависит сила скрепления всех людей в единое целое.
13.Дуализм Декарта. Теория врожденных идей.
Рене Декарт (1596-1650)- французский философ, математик, физик и физиолог. В основе философии Декарта —дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания(«мыслю, следовательно, существую»).Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.
Дуализм Декарта
В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции.
Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом
(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).
Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание (сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.
Часы и часовщик (который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.
· Дедуктивный метод
Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания.
Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:
1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить,
2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,
3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,
4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.
Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях.
ДедукциейДекарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет«энумерацией»или«индукцией».Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук являетсяправильная метафизика. От метода открытия истин Декарт отличает метод изложения уже разработанного материала. Его можно излагать «аналитически» и «синтетически». Аналитический метод проблемен, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и Разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия, суждения.
Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; врожденных суждений: "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть".
Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды природы для человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
14.Научная революция XVII века.(+10 вопрос)
Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.
В XVII в. произошли перемены, начавшиеся еще в эпоху Возрождения, когда были свергнуты старые авторитеты и научные теории. Наметились сдвиги, сокрушившие старую науку, оторванную от технической практики, и создавшие предпосылки мощного подъема новой культуры. Существенно расширились знания человека о мире, Галилеем были заложены основы нового мировоззрения. В своем отношении к окружающему миру человек не мог уже опираться на веру в Бога, и был вынужден рассчитывать на свой разум. Начиналась эпоха рационализма и критического отношения к реальности, получившая название Нового времени.
Наука перестала быть привилегией духовенства, появляются научные заведения нового типа – академии. В XVII в. ученые стремились к синтезу наблюдения и математического расчета, техники и науки. Ф. Бэкон дал определение индуктивного и дедуктивного методов доказательства. Новый научный метод, применяемый в это время, основывался на рациональном обобщении результатов экспериментов, поставленных для проверки ранее выдвинутых гипотез, начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. Это глубокое преобразование науки называют научной революцией.
Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII в. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII в. предстают как эмпиризм и рационализм.
Одним из итогов научной революции XVII в. стало соединение производства и ремесленно-технической деятельности с традициями античной и средневековой науки. Основой метода познания становится логический вывод из гипотез и его проверка с помощью опыта. Это был период потрясений и переосмыслений, возвышения новых научных знаний. Наука выходит на качественно новый уровень в связи с появлением научных организаций, становится светской и доступной.
Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично-средневековой картины мира. Изменение картины мира повлекло за собой перемены в науке, были сформированы новые черты мировоззрения, появилась новая естественнонаучная идеология. Согласно этой идеологии в науке культивировались следующие идеи: природа самодостаточна и управляема с помощью естественных законов; мир представляется в качестве машины, состоящей из разных по важности элементов; все явления в мире объяснимы естественными причинами, основанными на законах механики; Вселенная безгранична, однородна и управляется едиными законами. Новые идеи и новое мировоззрение послужили становлению новой науки, свободной от церковной идеологии и направленной на служение человеку.
Наука приобрела огромный авторитет в обществе, открытия и изобретения стали активно внедряться в хозяйственную жизнь. Человек стал понимать, что научные знания обладают опережающим потенциалом, что это основа будущего научно-технического прогресса. На глазах современников происходило превращение науки в производительную силу. В ней начинают видеть основу преобразования и господства над миром.
15. Парадоксы и противоречия сенсуализма в философии субъективного идеализма Дж. Беркли.
Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. Беркли пытается доказать, что наш ум не способен к описанной Локком абстракции. У людей не может быть чувственного восприятия материи. Восприятие отдельной вещи представляет собой сумму отдельных ощущений (“идей”). Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи. По его мнению, все идеи существуют только в душе. Учение это - субъективный идеализм, но своим признанием сверхприродной духовной силы - бога - Беркли делает шаг к объективному идеализму.
Сенсуализм - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящие все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.
Джордж Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка (источник ощущений - внешний мир, существующий независимо от сознания) и объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм.
Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов. Беркли отвергает теорию, согласно которой человеческий разум обладает способностью к абстракции. Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия».
Из этих своих рассуждений он переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли «быть - значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды резко противоречили здравому смыслу. Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один-единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдельных вещей.
Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму.
16) Считают, что вершиной всеобщего в учении Аристотеля являются категории, то есть наиболее общие роды высказываний.
В учении Аристотеля этих классификационных понятий десять: 1) сущность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; б) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) претерпевание. Все они представляют собой основные роды понятий о свойствах и отношениях бытия, поскольк