Основной вопрос - что такое человек
Человек не может быть вещью среди вещей, не может иметь твердого места во Вселенной. Составленный из души и тела, он принадлежит обоим царствам, будучи одновременно полем битвы и трофеем.
Одним из философов, почувствовавшим бездомность и свое одиночество среди высших и низших сил, был Августин. С его точки зрения, человек - это великая тайна. Он сам не знает, кто он, чего в нем больше - божественного или дьявольского. Августин упрекал людей, которые восхищаются высокими горами, морскими волнами и свечением звезд, но не удивляются самим себе. Удивляться надо не тому, что человек - вещь среди других вещей, а тому, что он ни на одну вещь не похож, он вообще не находится в ряду вещей.
Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.
В решении данной проблемы сложились следующие подходы:
· естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;
· креационистский – предполагает акт творения человека богом и базируется на вере в сверхъестественное (то есть не включенное в закономерную природную связь событий) творение;
· уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;
· игровая модель (И. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;
· психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;
· символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.
68.Глобальные проблемы современности и пути их решения
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно. Некоторые из них (проблемы войны и мира, здоровья), были актуальны во все времена. Другие (экологические), появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами, затем они становились региональными и глобальными.
Качественная сторона: затрагивают жизненные интересы человечества и каждого отдельности; выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; для решения глобальных проблем требуются усилия всех народов или большинства населения планеты; нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности человечества.
Не относятся к глобальным: эрозия почв, инфляция, защита прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире. Глобальные проблемы - не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества.
Постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими (истощение озонового слоя, парниковый эффект, СПИД). Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира.
Многие авторитетные международные общественные организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории. Так, М. Месарович -, занимающийся анализом глобальных проблем, назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира: снижение роста численности населения Земли; сокращение использования невозобновляемых ресурсов; уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды; уменьшение неравенства; устранение голода и бедности. При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать.
К. Лоренц называют глобальные проблемы «смертными грехами» нашей цивилизации. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться.
1. перенаселенность земли
2. опустошение естественного жизненного пространства
3. разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники (делает людей слепыми ко всем подлинным ценностям).
4. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества - изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов.
5. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы генетической деградации человека - росту уродств.
6 разрыв с традициями.
7. ядерное оружие.
А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения.
Начиная с 80-х годов, концепция ограниченного роста сменилась новой концепцией об органическом росте и непрерывном развитии человечества. Обосновывая новую модель развития современного мира одчеркивали, что рост части (какой-либо страны, региона) возможен, если она не вредит другим частям (другим странам и регионам). Акцент на укреплении международного сотрудничества всех стран.
Совершенно очевидно, что накопление и усовершенствование вооружения повышает риск его применения, ведет к нарастанию напряженности в мире. Наиболее сложно решаются в современном мире глобальные проблемы системы «человек-общество» Одной из таких труднорешаемых проблем является одиночество,
П. А. Сорокин: деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. Главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель) ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса.