Философские аспекты психоанализа.

Значительной популярностью в современной философии пользуются идеи, выдвинутые представителями психоанализа. Изначально психоанализ возникает в рамках психологии, однако вскоре далеко выходит за пределы той дисциплины, которая его породила. Это происходит вследствие стремления основоположников психоанализа применить разработанные ими теории и методы к объяснению широкого круга явлений сознания, общества и культуры. Таким образом, психоанализ приобрёл большое философское и культурологическое значение. Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939), разрабатывавшим специальную методику лечения нервных и психических болезней, заключающуюся в беседах врача-психоаналитика с пациентом и анализе произвольных ассоциаций, возникающих в сознании пациента. Основные произведения З. Фрейда: «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Будущее одной иллюзии». Главная заслуга Фрейда состоит в открытии бессознательного. В европейской философии и психологии начиная с 17 в. под влиянием картезианства было принято в основном сводить психику человека лишь к сознанию, в свою очередь определяемому мышлением. Фрейд же показал, что нельзя свести всю психику человека исключительно к сознанию, что бессознательное, то есть процессы, не контролируемые разумом, играет значительную роль в жизни человека. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, у которого мы видим лишь надводную часть, но не замечаем намного большую подводную часть. Так же мы отождествляем видимую нами часть психики – сознание со всей психической жизнью человека, не замечая скрытого от поверхностного взора бессознательного. Психика человека состоит из трёх частей: 1. Оно (Id)– бессознательное; 2. Я(Ego) – сознание; 3. Сверх-Я (Super-Ego) – культурные нормы, сформировавшиеся в результате социальной жизни людей и навязываемые индивиду обществом. Бессознательное является природным по своей сущности и свойственно человеку как животному существу. Бессознательное живёт по принципу удовольствия и стремится к максимальной степени удовлетворения желания, не считаясь с общественными запретами. Фрейд считал главными влечениями, обусловленными бессознательным, эрос (стремление к продолжению рода, шире – к созиданию нового, творчеству) и танатос (стремление к смерти, к разрушению, уничтожению). Большое значение придавал Фрейд проявлению в деятельности человека сексуальной энергии – либидо, которая может переводиться (сублимироваться) в сферы творчества, политики, предпринимательства и т. д. В ходе развития человеческого общества с помощью норм культуры и нравственности предпринимались усилия уничтожить влияние бессознательного, но его удавалось лишь вытеснить в «подвал» нашей психики, откуда оно время от времени прорывается, когда контроль со стороны сознания за нашими действиями ослабевает. Бессознательное проявляется в сновидениях (поэтому Фрейд и призывал к анализу сновидений), оговорках, случайных ошибках. Я является сознательным уровнем психики, который человеку лучше всего известен. Человек осуществляет сознательную деятельность не по принципу желания, а по принципу реальности, удовлетворяя только те влечения, которые не идут вразрез с нормами нравственности и общепринятыми правилами. Наше сознание (Я), по Фрейду, является ареной борьбы между природным и культурным началом, между Оно и Сверх-Я. Это в конечном итоге порождает неврозы и другие болезненные состояния психики. Также Фрейд выдвинул учение об Эдиповом комплексе[1] (изначальном убийстве отца) как факторе, положившем начало совести как одной из главнейших нравственных норм, отличающем человека от животных. Однако отношение людей к социальности и культуре двойственно. Человек понимает их необходимость, но под влиянием бессознательного тяготится их воздействием и желает избавиться от их власти при первом удобном случае, когда надеется избежать наказания за это. По отношению к религии Фрейд был атеистом и считал религию коллективным неврозом, снимающим индивидуальный невроз. У психоанализа Фрейда появилось много последователей, которые каждый по-своему развивали эту теорию, причём Фрейд выступал против многих идей продолжателей психоанализа. Так, он не согласился с учением своего ближайшего последователя Карла Густава Юнга (1875 - 1961), создавшего учение о коллективном бессознательном. Основные работы К. Г. Юнга: «Психология бессознательного», «Архетип и символ» В понимании бессознательного Юнг значительно разошёлся с Фрейдом. Юнг считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Он также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе. И если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного. В отличие от Фрейда, Юнг не относился пренебрежительно к религии, а считал её одним из высших проявлений духовности человечества. В структуре психики Юнг выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины. Причём анима присутствует исключительно в психике мужчин, а анимус – у женщин. Ещё одним виднейшим представителем психоанализа был немецкий философ и психолог Эрих Фромм (1900 - 1980), ставший ведущим представителем неофрейдизма. Основными работами Фромма являются: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Психоанализ и религия». Создавая своё учение, Фромм опирался на идеи классического психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Из-за сильного влияния марксизма на воззрения Фромма его учение получило название фрейдомарксизм. В отличие от теории Фрейда Фромм исследовал в первую очередь не внутрипсихические процессы, а социальные межличностные отношения и их влияние на психику. Сферу бессознательного Фромм понимал как результат воздействия социальной среды. Основной психической потребностью индивида Фромм считал установление системы отношений к миру и обществу. В работе «Бегство от свободы» Фромм исследовал причины возникновения и массовости тоталитарных режимов. В человеке борются стремление к свободе и стремление к безопасности. Ради безопасности люди готовы жертвовать свободой. Также люди плохо переносят связанный со свободой груз ответственности и выбора. Поэтому они готовы поручить осуществление выбора другому, тем самым подпадая под его власть и лишаясь свободы. Однако Фромм резко критически относился и к капитализму - «обществу тотального отчуждения» и подверг его резкой критике в работе «Иметь или быть?»





Философия экзистенциализма.

Чрезвычайно распространённым философским направлением 20 в. антисциентистской направленности стал экзистенциализм. Название этого направления в философии происходит от латинского "existentia” (существование). Под экзистенцией имеется в виду духовное существование человеческой личности, противопоставляемое бытию прочего мира и телесности. Только экзистенция является, по мнению философов-экзистенциалистов, истинным, наиболее ценным видом бытия. Экзистенциализм старается осмыслить трагичность человеческого существования в век катастрофических войн и революций. Таким образом, экзистенциализм это прежде всего философия о человеке и для человека. У экзистенциализма много общего с «философией жизни»: иррационализм, недоверие к науке и сциентистской философии. Однако если «философия жизни» берёт всё человеческое существо в его духовном и телесном аспекте, экзистенциалисты сосредотачивают внимание исключительно на духовном существовании человека. Для экзистенциализма чужд биологизаторский подход, свойственный многим представителям «философии жизни». Экзистенциалисты выступают против сциентистского культа научности (и в этом проявляется радикальная противоположность их взглядов позитивизму). Если позитивисты делают упор на гносеологии, то экзистенциалисты на первый план выдвигают онтологию (не случайно экзистенциализм называют философией существования) и стремятся обогатить мировоззренческий ракурс философии. Наука, по утверждению экзистенциалистов, бессильна познать человека, она неизбежно будет ставить его в ряд с другими объектами, игнорируя глубочайшую специфику человеческого существования. Наука не принимает в расчёт изначальную свободу человека.

Основоположником экзистенциализма считается датский философ первой половины 19 в. Серен Кьеркегор (1813 - 1855). Именно он первым стал употреблять слово «экзистенция» для обозначения духовного существования человеческой личности. Кьеркегор написал достаточно большое количество сочинений, главными из которых являются работы «Страх и трепет», «Или - или». Кьеркегор полагал, что классическая философия занималась проблемами, не затрагивающими глубины человеческого существования, а потому безразличными большинству людей. Воплощением всех черт традиционной философии Кьеркегор считал философию Гегеля и поэтому резко выступил против неё. Прежде всего, Кьеркегор критиковал гегельянство за рационализм и вытекающее из рационализма предпочтение всеобщности индивидуальному. Сам Кьеркегор считал, что следует во что бы то ни стало стремиться к сохранению индивидуального и уникального облика любой экзистенции. Рационализм (мышление с помощью общих понятий) и научность нивелирует личность, лишает её неповторимости

Феноменология Э. Гуссерля

Одним из основных философских направлений XX в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Основателем феноменологизма в том виде, в котором он культивируется в XX в., считается немец Эдмунд Гуссерль. Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.

Феномен — это структура сознания. Но в нем же дан и объект, так что в феномене субъект и объект слились воедино. Конечно, это слияние не надо понимать буквально. Гуссерль ничуть не сомневается в том, что телесный мир существует сам по себе и в случае, например, природных явлений, независимо от сознания человека. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально (латинский термин "интенцио" означает стремление). Но сознание не только направлено на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание — это временной поток, внутренне организованный и независимый от объекта

Анализ сознания может идти в двух направлениях. Можно "заключить в скобку" — на время анализа — внешний мир и обнаружить структуры "чистого сознания", те трансцендентальные формы, которые у Канта выступали априори данными, а у Гуссерля выявляются в результате особого рода анализа — его он называет феноменологической редукцией. Феноменологическая редукция Гуссерля — это переход от феноменов к структурам "чистого сознания", например к научным идеализациям. Другое направление философского анализа ведет к смыслам внешнего мира. На этом пути и преуспел Мартин Хайдеггер, бывший одно время учеником Гуссерля. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартру Ясперс и др.) выявил смысл существования человека, страх, заботу, ответственность. Таким образом, экзистенциализм, явившийся продолжением философии жизни, вместе с тем вырос на основе феноменологической методологии.

Наши рекомендации